Игра – как приоритетное средство развития дошкольников
материал

Новикова Людмила Александровна

Тема: «Игра – как приоритетное средство развития дошкольников»

Цель. Объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации сюжетно-ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта в педагогической науке

Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно-ролевой игры, способствовать творческому поиску.

Форма проведенияигра «Что? Где? Когда?»

Вступительное слово

Педсовет сегодня начнём со стихотворения, которое написали педагоги и дети одного из детских садов.

Играть мы любим очень, вы, знаете, друзья!

Без игр прожить ребёнку никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем сегодня новый век,

Без знаний и учёбы нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают и все хотят понять

Чего нам не хватает ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь спокойно поиграть

В семью, солдаты, в шашки, вприпрыжку поскакать.

И куклы засиделись, всё ждут и ждут детей,

А мы же ожидаем хороших новостей,

Что снова поиграем в компании друзей.

Вернитесь в своё детство, побудьте с нами в нём,

И лучшими друзьями, мы взрослых назовём!

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идёт в детский сад. А. С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» Игровая деятельность является ведущей для дошкольникаИгра – это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развития в целом.

В игре формируются произвольное поведение, активизируются познавательные интересы. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. В игре ребёнок воссоздаёт действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками. В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям, а также развивается духовноИгра начинает входить в жизнь ребёнка уже в раннем возрасте. В год у него появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами становятся «родителями». Наблюдая за игрой ребёнка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребёнка. Всё, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берёт начало в детской игре.

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребёнка. В игре ребёнок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако учитывая её огромное воспитательное воздействие на ребёнка, взрослые должны руководить играми, создавать условия для их возникновения и развития.

Наши дети растут в непростое время. И всё же они – надежда и опора родителей. Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие в игре: с её помощью он познаёт окружающий мир и учится в нём ориентироваться. В игре ребёнок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хоти, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра – это тот чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребёнком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям, громоздкие формы нашего существования.

Ход игры: выбор жюри, деление педагогов на две команды

1 задание«Визитная карточка»

(приветствие команд, название, девиз)

2 задание«Разминка»

1 команде. Что требуется для развития игровой деятельности?

(для развития игровой деятельности надо чтобы дети имели разнообразные знания об окружающей современной жизни, о взаимоотношениях людей, обладали необходимыми конструктивными умениями, чтобы были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему)

2 команде. Какой должна быть предметно-игровая среда?

(учёт предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей, учёт половых особенностей и предпочтения детей, стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальные творческие проявления, развитие положительных отношений между детьми)

1 команде. Какова роль взрослого в организации детской игры?

(взрослый руководит игрой, создаёт условия для её возникновения и развития, поддерживает и развивает сюжет, подсказывает что-то новенькое)

2 команде. Какие психологические процессы развиваются у ребёнка в игре?

(фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, целенаправленное произвольное поведение)

1 команде. Чем отличается сюжетно-ролевая играигра-драматизация, режиссёрская игра?

(основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, где ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её самостоятельно.Элементы сюжетно-ролевой игры: игровой замысел – сюжет, игровые действия – роли. Игра – драматизация – разыгрывание в лицах литературных произведений. Сюжет можно видоизменять. В режиссёрской игре ребёнок проявляя творчество и фантазию, сам создаёт сюжет игры, определяет её участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Главный компонент в режиссёрской игре – речь)

2 команде. Каким должен быть стиль общения между ребёнком и взрослым в игре?

(детям не безразличен стиль общения, малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, творить, видеть в педагоге не покровителя, а товарища по игре)

3 задание«Игра за столом»

Ведущий крутит волчок.

1 сектор. Педагогические ситуации

1 команде «Маша, Ваня и Антон решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля – говорит Ваня. Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан» - запротестовали Маша и Антон».

Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники?

2 команде «Дети решили играть в игру «Космическое путешествие».Максим самый первый быстро взял себе все игрушки: пульт управления, командирский шлем, планшет с картой, космическое питание, солнечные батареи. «А нам чем играть? Раз всё взял, сам и играй, не будем с тобой играть – сказали дети».

Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

1 команде «Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя»

Какова должна быть реакция педагога?

2 команде «Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается»

Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?

2 сектор. Сюжетно-ролевые игры младшего и среднего возраста.

1 команде. Назовите приёмы руководства играми малышей.

(участие воспитателя в играх)

2 команде. Сформулируйте задачи руководства играми малышей.

(обогащение и развитие игровых действийразвитие и обогащение сюжета, формирование умений играть рядом)

1 команде. Спланируйте предварительную работу к сюжетно-ролевой игре «Шофёры»

2 команде. Спланируйте предварительную работу к сюжетно-ролевой игре «Семья»

3 сектор. Сюжетно-ролевые игры.

1 команде. Назовите сюжетно-ролевые игры с производственным сюжетом.

(магазин, больница, почта, школа, парикмахерская, автосервис, бензозаправка, кафе и др)

2 команде. Назовите общественно-политические сюжетно-ролевые игры.

(«в войну»«индейцев», митинг, «в выборы»«спасатели»)

1 команде. Составьте перечень оборудования для сюжетно-ролевой игры «Морской порт»

(корабли, шлюзы, портовый кран для погрузки и др.)

2 команде. Составьте перечень оборудования для сюжетно-ролевой игры «Переправа»

(шлюзы, корабль, машины, кран для погрузки и разгрузки, въезд на переправу, водяная мельница, фигурки люди)

Чёрный ящик

Против знатоков играет медсестра детского сада (ФИО). Внимание! Вопрос!

1 команде. Назовите гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры.

(наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

Против знатоков играет заведующая детского сада (ФИО). Внимание! Вопрос!

2 команде. Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры.

(Жуковская В. И., Усова А. П., Менджерицкая Д. В., Михайленко Н. Я., Эльконин Д. Б., Щербакова Е. И.)

Против знатоков играют родители. Внимание! Вопрос!

1 команде. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру.

(оказывать поддержку, выдвигать на центральные роли)

2 команде. Надо ли запрещать военизированные игры?

(нет, даже если убрать все пистолеты и автоматы, ребёнок всё равно найдёт возможность поиграть в «войнушку», такие игры предназначены для выражения и ослабления эмоционального и психологического состояния ребёнка)

Подведение итогов.

(время ответов, активность групп, полнота ответов, творчество и компетентность участников игры)

Решение педсовета:

• в целях совершенствования условий для организации сюжетно-ролевых игр, в группах пополнить развивающую среду, атрибуты для игр в соответствии с возрастом и ФГОС;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ

Тема: «Игра – как приоритетное средство развития дошкольников»

Цель. Объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации сюжетно-ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта в педагогической науке

Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно-ролевой игры, способствовать творческому поиску.

Форма проведенияигра «Что? Где? Когда?»

Вступительное слово

Педсовет сегодня начнём со стихотворения, которое написали педагоги и дети одного из детских садов.

Играть мы любим очень, вы, знаете, друзья!

Без игр прожить ребёнку никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем сегодня новый век,

Без знаний и учёбы нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают и все хотят понять

Чего нам не хватает ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь спокойно поиграть

В семью, солдаты, в шашки, вприпрыжку поскакать.

И куклы засиделись, всё ждут и ждут детей,

А мы же ожидаем хороших новостей,

Что снова поиграем в компании друзей.

Вернитесь в своё детство, побудьте с нами в нём,

И лучшими друзьями, мы взрослых назовём!

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идёт в детский сад. А. С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» Игровая деятельность является ведущей для дошкольникаИгра – это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развития в целом.

В игре формируются произвольное поведение, активизируются познавательные интересы. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. В игре ребёнок воссоздаёт действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками. В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям, а также развивается духовноИгра начинает входить в жизнь ребёнка уже в раннем возрасте. В год у него появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами становятся «родителями». Наблюдая за игрой ребёнка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребёнка. Всё, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берёт начало в детской игре.

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребёнка. В игре ребёнок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако учитывая её огромное воспитательное воздействие на ребёнка, взрослые должны руководить играми, создавать условия для их возникновения и развития.

Наши дети растут в непростое время. И всё же они – надежда и опора родителей. Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие в игре: с её помощью он познаёт окружающий мир и учится в нём ориентироваться. В игре ребёнок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хоти, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра – это тот чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребёнком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям, громоздкие формы нашего существования.

Ход игры: выбор жюри, деление педагогов на две команды

1 задание«Визитная карточка»

(приветствие команд, название, девиз)

2 задание«Разминка»

1 команде. Что требуется для развития игровой деятельности?

(для развития игровой деятельности надо чтобы дети имели разнообразные знания об окружающей современной жизни, о взаимоотношениях людей, обладали необходимыми конструктивными умениями, чтобы были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему)

2 команде. Какой должна быть предметно-игровая среда?

(учёт предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей, учёт половых особенностей и предпочтения детей, стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальные творческие проявления, развитие положительных отношений между детьми)

1 команде. Какова роль взрослого в организации детской игры?

(взрослый руководит игрой, создаёт условия для её возникновения и развития, поддерживает и развивает сюжет, подсказывает что-то новенькое)

2 команде. Какие психологические процессы развиваются у ребёнка в игре?

(фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, целенаправленное произвольное поведение)

1 команде. Чем отличается сюжетно-ролевая играигра-драматизация, режиссёрская игра?

(основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, где ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её самостоятельно.Элементы сюжетно-ролевой игры: игровой замысел – сюжет, игровые действия – роли. Игра – драматизация – разыгрывание в лицах литературных произведений. Сюжет можно видоизменять. В режиссёрской игре ребёнок проявляя творчество и фантазию, сам создаёт сюжет игры, определяет её участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Главный компонент в режиссёрской игре – речь)

2 команде. Каким должен быть стиль общения между ребёнком и взрослым в игре?

(детям не безразличен стиль общения, малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, творить, видеть в педагоге не покровителя, а товарища по игре)

3 задание«Игра за столом»

Ведущий крутит волчок.

1 сектор. Педагогические ситуации

1 команде «Маша, Ваня и Антон решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля – говорит Ваня. Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан» - запротестовали Маша и Антон».

Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники?

2 команде «Дети решили играть в игру «Космическое путешествие».Максим самый первый быстро взял себе все игрушки: пульт управления, командирский шлем, планшет с картой, космическое питание, солнечные батареи. «А нам чем играть? Раз всё взял, сам и играй, не будем с тобой играть – сказали дети».

Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

1 команде «Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя»

Какова должна быть реакция педагога?

2 команде «Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается»

Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?

2 сектор. Сюжетно-ролевые игры младшего и среднего возраста.

1 команде. Назовите приёмы руководства играми малышей.

(участие воспитателя в играх)

2 команде. Сформулируйте задачи руководства играми малышей.

(обогащение и развитие игровых действийразвитие и обогащение сюжета, формирование умений играть рядом)

1 команде. Спланируйте предварительную работу к сюжетно-ролевой игре «Шофёры»

2 команде. Спланируйте предварительную работу к сюжетно-ролевой игре «Семья»

3 сектор. Сюжетно-ролевые игры.

1 команде. Назовите сюжетно-ролевые игры с производственным сюжетом.

(магазин, больница, почта, школа, парикмахерская, автосервис, бензозаправка, кафе и др)

2 команде. Назовите общественно-политические сюжетно-ролевые игры.

(«в войну»«индейцев», митинг, «в выборы»«спасатели»)

1 команде. Составьте перечень оборудования для сюжетно-ролевой игры «Морской порт»

(корабли, шлюзы, портовый кран для погрузки и др.)

2 команде. Составьте перечень оборудования для сюжетно-ролевой игры «Переправа»

(шлюзы, корабль, машины, кран для погрузки и разгрузки, въезд на переправу, водяная мельница, фигурки люди)

Чёрный ящик

Против знатоков играет медсестра детского сада (ФИО). Внимание! Вопрос!

1 команде. Назовите гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры.

(наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

Против знатоков играет заведующая детского сада (ФИО). Внимание! Вопрос!

2 команде. Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры.

(Жуковская В. И., Усова А. П., Менджерицкая Д. В., Михайленко Н. Я., Эльконин Д. Б., Щербакова Е. И.)

Против знатоков играют родители. Внимание! Вопрос!

1 команде. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру.

(оказывать поддержку, выдвигать на центральные роли)

2 команде. Надо ли запрещать военизированные игры?

(нет, даже если убрать все пистолеты и автоматы, ребёнок всё равно найдёт возможность поиграть в «войнушку», такие игры предназначены для выражения и ослабления эмоционального и психологического состояния ребёнка)

Подведение итогов.

(время ответов, активность групп, полнота ответов, творчество и компетентность участников игры)

Решение педсовета:

• в целях совершенствования условий для организации сюжетно-ролевых игр, в группах пополнить развивающую среду, атрибуты для игр в соответствии с возрастом и ФГОС;

систематически планировать и проводить сюжетно-ролевы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития дошкольников"

Как правильно объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки....

Методическая разработка. Педагогический совет "Здоровьсберегающая деятельность в ДОУ. Прогулка, как приоритетное средство развития дошкольников"

Педагогический совет - место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где даётся старт новым начинаниям и подводиться итог уже проделанной педагогич...

Педсовет №2 «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников»

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...

Презентация к педсовету № 2 «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников»

Цель: объединить усилия коллектива ГБДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.Задачи:Совершенствовать педагогическое м...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Игра как приоритетное средство развития речи дошкольников

Предлагаю Вашему вниманию полезные упражнения по темам: "Овощи"; "Фрукты" для детей 4-5; 5-7 лет....