Развитие творческого мышления у дошкольников.
статья

Мостовщикова Татьяна Сергеевна

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Творческое осмысление действительности является одним из способов познания мира, и именно оно делает возможным прогресс как отдельного индивида, так и человечества в целом. Психолог Р.С. Немов дает такое определение творческого мышления: «Творческое мышление – вид мышления связанный с созданием и открытием чего- либо нового».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_u_doshkolnikov.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления у дошкольников.

Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком открывается целый мир. Игра является ведущим видом деятельности, именно в игре у дошкольников совершенствуется и развивается такой психический процесс как мышление.

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Творческое осмысление действительности является одним из способов познания мира, и именно оно делает возможным прогресс как отдельного индивида, так и человечества в целом. Психолог Р.С. Немов дает такое определение творческого мышления: «Творческое мышление – вид мышления связанный с созданием и открытием чего- либо нового».

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотив личностного роста.

Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность.

Одним из важнейших факторов развития творческого мышления  детей является создание условий, способствующих формированию их творческого мышления. Первым шагом к успешному развитию мышления является раннее физическое развитие малыша: раннее ползание, хождение, раннее плавание, гимнастика; затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Важным условием развития творческого мышления ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на сколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиться. Например, еще задолго до обучения чтению ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Развитие творческого мышления вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, т.к. объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому, в этот период, ребенок вынужден больше, чем когда- либо, заниматься творчеством, решать множество новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения ( если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать). Например, у ребенка закатился под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему игрушку, если ребенок может решить эту задачу сам.

Развитие творческого мышления заключается: в предоставлении ребенку свободы в выборе деятельности и чередовании дел; в продолжительности занятий одним, каким- либо делом; в выборе способов и т.д.

Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.

В результате психолого-педагогического анализа были определены критерии развития творческого мышления у дошкольников:

- беглость, т.е. способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени. Беглость лучше всего развивать в продуктивных видах деятельности;

- оригинальность, т.е. внесение чего-либо нового в имеющийся материал, неординарность мышления;

- гибкость, т.е. способность приспосабливаться к неожиданной смене ситуации.

Формирование творческой активности личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.

Условия, способствующие развитию творческого мышления у детей дошкольного возраста:

  1. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Обогащение предметно-пространственной окружающей среды, разнообразными, новыми для ребенка предметами с целью развития любознательности.
  2. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности.
  3. Системность в обучении детей.
  4. Обогащение опыта ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, тем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет его мыслительная деятельность при других условиях.
  5. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны взрослого, отказ от оценок и критики в адрес ребенка, способствует свободному проявлению дивергентного мышления (беглость, гибкость, оригинальность).

В любой деятельности становится важным не просто усвоить знания, а выбрать наиболее значимые из них, уметь применить их при решении различных вопросов.

Ребенок мыслит творчески, если он наделяет предметы и явления неприсущими им свойствами, находит оригинальное применение, сочиняет фантастические истории, предлагает несколько вариантов решения предложенной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Описан опыт работы воспитателя по развитию творческого мышления у дошкольников на занятиях по художественному конструированию....

Развитие творческого мышления у дошкольников.

Актуальность выбранной темы.  Необходимые условия для развития творческого мышления. Какие игры можно использовать для его развития....

Консультация для родителей "Развитие творческого мышления у дошкольников"

Консультация дает умения применять разные аналогии в повышении эффективности творческого мышления. ...

Возможности развития творческого мышления у дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интер...

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников

Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было поле...