План по самообразованию воспитателя
методическая разработка (средняя группа)
Актуальность
Речь является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном
детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А мы взрослые
должны приложить немало усилий, чтобы речь
ребёнка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие
формирования личности ребёнка.
Речь - является основной формой взаимодействия человека с
окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется
основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны
своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её
функций.
В настоящий момент программа ТРИЗ для дошкольников носит
актуальный характер. Так как все занятия и игры, упражнения предполагают
самостоятельный выбор ребёнком темы, материала и вида деятельности. Они
учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и
разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к
творческому мышлению. Это как витамины - растущему организму. С
самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать
задачи творческого характера.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребёнок открывает
для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его
психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в
различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной,
преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому
решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни
ребёнка .Умелое использование приёмов и методов
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить
у дошкольников речь, мышление, изобретательскую смекалку, творческое
воображение.
Основными целями технологии ТРИЗ для дошкольников являются:
- формирование связной речи на основе активизации творческого
мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и
изобретательской деятельности;
- развитие творческих способностей;
- формирование качеств творческой личности.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ является система
творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро
научить ребёнка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со
словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру,
учатся разговорной речи. Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий
алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Эти
методы универсальны и применимы в любой области педагогики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя
МАДОУ ЦРР д,с «Теремок»
Ганшу Оксаны Анатольевны
на 2020-23 учебный год
Тема: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей посредством игровой деятельности»
Актуальность
Речь является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном
детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А мы взрослые
должны приложить немало усилий, чтобы речь
ребёнка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие
формирования личности ребёнка.
Речь - является основной формой взаимодействия человека с
окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется
основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны
своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её
функций.
В настоящий момент программа ТРИЗ для дошкольников носит
актуальный характер. Так как все занятия и игры, упражнения предполагают
самостоятельный выбор ребёнком темы, материала и вида деятельности. Они
учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и
разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к
творческому мышлению. Это как витамины - растущему организму. С
самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать
задачи творческого характера.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребёнок открывает
для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его
психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в
различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной,
преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому
решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни
ребёнка .Умелое использование приёмов и методов
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить
у дошкольников речь, мышление, изобретательскую смекалку, творческое
воображение.
Основными целями технологии ТРИЗ для дошкольников являются:
- формирование связной речи на основе активизации творческого
мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и
изобретательской деятельности;
- развитие творческих способностей;
- формирование качеств творческой личности.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ является система
творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро
научить ребёнка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со
словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру,
учатся разговорной речи. Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий
алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Эти
методы универсальны и применимы в любой области педагогики.
Цель: Улучшение качества образования, активизация мышления и речи
детей, методами и приёмами ТРИЗ в игровой деятельности.
Задачи:
- Изучить и проанализировать литературу и методические печатные издания
по теме самообразования;
- Повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство и
компетентность путём ознакомления с методическими наработками коллег,
посещения их занятий, изучение методик и технологий педагогов в системе
Интернет
- Способствовать расширению границ познавательной, трудовой и игровой
активности у воспитанников
- подобрать и изготовить дидактический материал по теме самообразования;
- разработать перспективный план работы;
- повысить компетентность родителей в значимости технологии ТРИЗ для
дошкольников
- способствовать совершенствованию речи детей, расширению словарного
запаса, развитию мышления посредством технологии ТРИЗ;
- повысить компетентность коллег в значимости использования технологии
ТРИЗ в речевом развитии детей
Предполагаемый результат:
- Расширение собственных знаний в области технологии ТРИЗ;
- Развитие речи и мышления детей;
- Обогащение предметно – развивающей среды;
- Повышение компетентности родителей в значимости технологии ТРИЗ в
речевом развитии детей.
План
по самообразованию на период с 2020 по 2023г.г.
Тема::«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей посредством
Цель: Повысить свой профессиональный уровень, углубить знания в области
Задачи:
1.Создание условий для речевого развития детей;
2.Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке
3.Изучение методик, технологий по речевому развитию;
4.Изучение методик, технологий ТРИЗ.
Этапы самообразования
Этапы | Задачи | Направление деятельности | Период | |
1 | Информацион но – подготовитель ный | Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме | - Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru. | В течении года |
2 | Практический | Создание современной предметно-развивающей среды в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д. | . Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей) | В течении года
|
3 | Итоговый | Обобщение и распространению педагогического опыта по теме самообразования Участие в РМО Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет. Проведение мастер-классов для педагогов. Выставка работ. Оформление сборника консультаций для родителей. | В течении года |
Этапы самообразования
Этапы | Задачи | Направление деятельности | Период | |
2020 -2021 | ||||
1 | Информационно – подготовительный | Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования | Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей | Сентябрь- Октябрь |
2 | Практический | Чтение методической, педагогической и предметной литературы | Изучение литературы, по теме применения технологии ТРИЗ в работе | Ноябрь Декабрь |
3 | Итоговый | Изучение методической литературы по теме «Педагогика + ТРИЗ» - | Подбор методического оснащения. Составление конспектов занятий, | В течении года |
2021-22 | ||||
1 | Информационно – подготовительный | Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы | Календарно - тематическое планирование | Сентябрь - Май |
2 | Практический | Составить конспекты занятий по всем видам деятельности. | Календарно - тематическое планирование | Сентябрь - Май |
3 | Итоговый | Систематизировать практический материал по данной проблеме: Интернет - ресурсы (детские презентации). | Родительская встреча: 1 - Игра «Знакомство». 2 - «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини — лекция). 3 - «Давайте поиграем» (знакомство с играми для детей) 4ё Родительское собрание: « Знакомство с технологией ТРИЗ» | Октябрь- Ноябрь Декабрь- Февраль Январь Март- Апрель Май |
2022-23 | ||||
1 | Информационно – подготовительный | Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях. Повысить образовательный уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития Повысить интерес родителей в вопросах речевого развития детей | Информационные листы в виде таблицы с результатами. Публикации в социальной сети | В течении года |
2 | Практический | Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности. Работа с детьми 1 Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. 2. Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности. 3 Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности. | Календарно-тематическое Дидактические игры и упражнения, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения – Игровые моменты, дидактические игры и упражнения - (Создание развивающей среды в группе, уголка для речевого развития детей). | В течении года |
3 | Итоговый | Работа с родителями: 1 Знакомство с современными системами семейного воспитания. 2 Использование технологии ТРИЗ в повседневном взаимодействии с детьми. Консультации для родителей на тему: - « ТРИЗ в детском саду и дома». - «Развивающие игры ТРИЗ в помощь родителям» | консультации, беседы, родительские собрания. Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми. Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии. Повысить образовательный уровень компетентности педагогов в вопросах речевого | В течении года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию воспитателя
Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию за период учебного года...
План по самообразованию воспитателя
Воспитатель _______группы № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...
План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...
Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.
Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
План по самообразованию воспитателя Наумовой Альбины Анатольевны на 2013-2014 учебный год
План по самообразованию на 2013-2014 учебный год, может кому пригодится...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....