План по самообразованию на 2022-2027
методическая разработка (старшая группа)
Тема: «Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность:
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как одна из образовательных областей - «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста». Речевое развитие - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды. Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений у детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает разные виды детской активности (речевую, умственную, физическую, игровую), т.е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности обеспечивает успешное формирование коммуникативных умений у дошкольников. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovania_krasnovskaya.docx | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного типа №40»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
План по самообразованию воспитателя
Выполнила: воспитатель
Краснова Елена Геннадьевна
Тема: «Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность:
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как одна из образовательных областей - «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста». Речевое развитие - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды. Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений у детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает разные виды детской активности (речевую, умственную, физическую, игровую), т.е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности обеспечивает успешное формирование коммуникативных умений у дошкольников. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию речи у детей.
Цель:
1.Повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.
2.Создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
1. Внедрить эффективные методы и приемы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт.
2. Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
3. Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
4. Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
2022-2023 учебный год
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь-Октябрь | -Составление перспективного плана работы - Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений. - Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений. - Родительское собрание. «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» |
Ноябрь | - Обучение детей связному последовательному пересказу. -Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; -Активизация и обогащение словарного запаса детей. -Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Декабрь | -составление рассказов из личного опыта детей -составление загадок, разучивание пословиц, поговорок, песен к Новогоднему утреннику -Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности с детьми. |
Январь | - Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой Задачи:1. Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения; -Посещение открытых занятий. 2.Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений; |
Февраль | - Пересказ рассказов «Теремок», «Бабушка Таал- Таал» - Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. - Открытое занятие для педагогов |
Март | -Подготовка детей к выступлению на утреннике "8 Марта" -Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна» -Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. |
Апрель | -Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек. -Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». Задачи: 1.Оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления; 2.Раскрытие и активизация творческого потенциала; 3.Развитие фантазии и образного мировосприятия; |
Май | - Изучение работ в интернете, а также методик и технологий педагогов в интернете. -Размещение своих работ на сайтах - Изучение опыта педагогов ДОУ. - Подготовка к летней оздоровительной работе. |
2023-2024 учебный год
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | - Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей. Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми. -Проведение родительского собрания «Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей» |
Октябрь-Ноябрь | -Мастер класс «Пальчиковый театр своими руками" - Составление картотеки методического, демонстрационного, раздаточного материала для непосредственно-образовательной деятельности с детьми. -Буклеты для родителей «Как развивать речь ребёнка дома» |
Декабрь | -Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» Задачи:1. Развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха; 2. Работа над формой речи, ее структурой. -Оформление выставки «Новый год у ворот» |
Январь | -Разучивание чистоговорок. Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми. -Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» -Изучение периодической литературы |
Февраль | -Папка-передвижка «Развитие речи детей» -Консультация для родителей «Речевая подготовка ребёнка к школе». -Беседа «Снеговик» (в совместной деятельности на прогулке). |
Март | -Изучение работ в интернете, а также методик и технологий педагогов в интернете. Использование их на занятиях по развитию речи. -Смотр – конкурс совместного творчества родителей и детей «Живи лес» |
Апрель | -Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». -Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Опрос - анкетирование для родителей «Сказки в жизни вашего ребенка» |
Май | -Разучивание игр – хороводов «Солнышко – колоколнышко», «Золотые ворота». Дидактическая игра «Ветерок», «Отгадай, что звучит», «У кого –кто?» -Анализ проделанной работы за учебный год. |
2024-2025 учебный год
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | -Изучение литературы, интернет ресурсов -Поместить в родительском уголке информацию о создании условий в группе для успешного речевого развития -Родительское собрание «Родительская компетентность в вопросе речевого развития современных детей» Задачи: 1.Информировать родителей об аспектах речевого развития ребёнка 2.Познакомить родителей с формами логопедической работы, которые необходимо использовать при индивидуальной работе с ребенком дома. |
Октябрь-Ноябрь | - Пополнение библиотеки -Акция «Подари книжку» -Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи. -Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями. |
Декабрь | -Ознакомление детей с загадками. Воспитывать у детей интерес к языку. Создавать условия для развития речевого творчества детей. -В совместной деятельности показать детям роль загадки на формирование выразительности речи. -Консультация для родителей: Использование загадок, как средство формирования выразительности речи". |
Январь | -Выставки художественной литературы. Работа с таблицами -Работа с педагогами. Изготовить папку таблиц-символов, помогающих определять жанр литературы. -Полочка для умников и умниц .Игры, задания, упражнения помогающие рассказывать о предмете. |
Февраль | - Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. -Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя -Показ открытого занятия для родителей -Обмен опыта с педагогами |
Март | - Проведение мониторинга речевого развития дошкольников с участием логопеда -Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. |
Апрель | -Работа с родителями. Семинар-практикум «Играем пальчиками». -Работа с педагогами. Консультация «Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО» |
Май | -Итоговое мероприятие. Показ театрализованного представления по сказке «Репка» детям младшей группы. -Памятка для родителей. «Артикуляционные и дыхательные упражнения по развитию речи». -Презентация итогов работы по самообразованию. |
2026-2027 учебный год
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь-Октябрь | -Настольно – печатные игры. Набор карточек «Беседы с ребенком», набор обучающих карточек «Уроки для самых маленьких», наборы умных карточек: «Противоположности», «Учимся сравнивать», наборы карточек «Первые уроки». -Работа с педагогами. Презентация тематической недели «Маленькие артисты большого театра». |
Ноябрь | -Подвижные игры с элементами развития речи, (сопровождаются диалогами): «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька», «Лягушата», «Птичий двор» «Гуси лебеди» Используя в играх различные «выручалочки» (чистоговорки, скороговорки, стихи-диалог и так далее). -Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций. |
Декабрь | -Посещение открытых занятий. -Составление анализа посещаемых занятий -Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. |
Январь | -Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания -Создание папки «Детям для рассказыния» -Работа с родителями и детьми. Изготовление масок для игры -Подготовка проведения театрализованной игры |
Февраль | - Дидактические игры с применением картинок. «Транспорт», «Бабочки и цветы», «Одежда», «Путешествие пчел», «Найди предметы для повара», «Собери грибочки», «Найди и назови», Дидактические игры с различными предметами и материалами. «Кто как кричит?», «Кто в домике живет», «Лисичка, пляши». - Памятка для родителей. «Активизации словарного запаса ребенка». -Работа с педагогами. Выступление. «Использование метода тематических проектов, как средство речевого развития». |
Март | - Подготовка детей к выступлению на утреннике "8 Марта" - Участие с детьми в конкурсе чтецов. - Выполнение работ для конкурсов (с родителями) - Пополнение портфолио детей |
Апрель-Май | - Проведение диагностики по речевому развитию детей. - Рассмотрение результатов диагностики, составление плана на следующий год. - Получение результатов о проделанной работе. - Консультация для родителей «Что и как читать детям» Задачи: 1. формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения; 2. Помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении; 3. Помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их; |
2027-2028 учебный год
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | - Мониторинг по образовательной области «Коммуникация», изучения сформированности связной речи. - Изготовление памятки для родителей по обучению связной речи. Папка – передвижка «Развитие связной речи». Проведение экспресс диагностики речи детей. - Чтение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка -сестричка и волк». - Изготовление с детьми сюжетных картинок («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка – сестричка и волк») -Консультация для воспитателей"речь воспитателя как средство развития речи у детей" |
Октябрь | - Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр. - Консультация для родителей на тему: «Дидактическая игра как средство связанной речи». - Картотека игр для изучения с детьми. - Деление опытом с коллегами. - Показ занятия для родителей. |
Ноябрь | - Участие в конкурсах, семинарах с обобщённым опытом работы. - Педагогическая мастерская (обмен творческими находками). - Выставка дидактических игр, выставка рисунков совместного творчества родителей и детей |
Декабрь | -Составление папок-передвижек и консультаций. «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка». - Семинар-практикум «Речь и весёлый мяч» |
Февраль | - Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи. - Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. - Беседы, рассматривание картинок по теме с последовательно развивающимся действием. |
Март | - Подготовка детей к выступлению на утреннике "8 Марта" - Разучивание стихотворений, песен. - Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. - Презентация. "Словесные игры с использованием художественного слова" - Предложить родителям картотеку игр на развитие связанной речи: «Найди картинке место»,«Хорошо — плохо»,«Где начало рассказа?» |
Апрель | - Совместное творчество детей и родителей - Семейный конкурс«Загадай загадку – нарисуй отгадку». |
Май | - Подготовка к летней оздоровительной работе. - Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам: «Лето», «Русские народные сказки» - Целевые прогулки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения квалификации на 2022 – 2027 г.
Тема "Роль народной педагогикив обучении детей татарскому языку через учебно-методические комплекты"...
Индивидуальный план повышения профмастерства на 2022-2027 годы
Тема "Развитие тактильного восприятия как основы сенсомоторного развития детей раннего возраста"....
План самообразования на 2022 - 2027 гг.
План самообразования на 2022 - 2027 гг....
План самообразования на 2022 - 2027 гг
План самообразования на 2022 - 2027 гг...
План самообразования на 2022-2027 гг.
План в межаттестационный период....
План самообразования на 2022-2027 уч.г. тема: Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
План самообразования на 2022-2027уч.г....
План по самообразованию на 2022-2027 гг. по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.»
Актуальность: в современном обществе особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проекта в современной педагогике используется как компонент системы продуктивного об...