План по самообразованию на 2022-2027
методическая разработка (старшая группа)

Краснова Елена Геннадьевна

Тема: «Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность:

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как одна из образовательных областей - «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста». Речевое развитие - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды. Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений у детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает разные виды детской активности (речевую, умственную, физическую, игровую), т.е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности обеспечивает успешное формирование коммуникативных умений у дошкольников. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovania_krasnovskaya.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

                                                                                                               

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного типа №40»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

План по самообразованию воспитателя

                                                                                                                   

                                                                                                                   

 

                                                                                                                     Выполнила: воспитатель

                                                                                                                Краснова Елена Геннадьевна

 

Тема: «Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность:

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как одна из образовательных областей - «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста». Речевое развитие - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды. Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений у детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает разные виды детской активности (речевую, умственную, физическую, игровую), т.е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности обеспечивает успешное формирование коммуникативных умений у дошкольников. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию речи у детей.

Цель:

1.Повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить      совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.

2.Создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

1. Внедрить эффективные методы и приемы в собственную систему работы по           развитию речи, распространить положительный опыт.

2.  Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;

3. Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;

4. Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

                                                       

2022-2023 учебный год

Сроки

                                         Содержание  работы

Сентябрь-Октябрь

-Составление перспективного плана работы

- Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления

   уровня сформированности речевых навыков и умений.

- Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений.

- Родительское собрание.

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Ноябрь

- Обучение детей связному последовательному пересказу.

 -Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

-Активизация и обогащение словарного запаса детей.

-Памятки для родителей по обучению связной речи.

Декабрь

-составление рассказов из личного опыта детей

-составление загадок, разучивание пословиц, поговорок, песен к

  Новогоднему утреннику

-Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для

 образовательной деятельности с детьми.        

Январь

- Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности

  восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи

  ознакомления детей с книгой

  Задачи:1. Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно

  слушать литературные произведения;

-Посещение открытых занятий. 2.Обогащать жизненный опыт малышей

 знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;

Февраль

- Пересказ рассказов «Теремок», «Бабушка Таал- Таал»

- Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

- Открытое занятие для педагогов

Март

-Подготовка детей к выступлению на утреннике "8 Марта"

-Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна»

-Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Апрель

-Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек.

-Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Задачи:

1.Оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления;

2.Раскрытие и активизация творческого потенциала;

3.Развитие фантазии и образного мировосприятия;

Май

- Изучение работ в интернете, а также методик и технологий     педагогов в интернете.

-Размещение своих работ на сайтах

- Изучение опыта педагогов ДОУ.

- Подготовка к летней оздоровительной работе.

                                                         

2023-2024 учебный год

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

- Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей. Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми.

-Проведение родительского собрания

«Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»

Октябрь-Ноябрь

-Мастер класс «Пальчиковый театр своими руками"

- Составление картотеки методического, демонстрационного, раздаточного материала для непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

-Буклеты для родителей «Как развивать речь ребёнка дома»

Декабрь

-Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Задачи:1. Развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха; 2. Работа над формой речи, ее структурой.

-Оформление выставки «Новый год у ворот»

Январь

-Разучивание чистоговорок. Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми.

-Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»

-Изучение периодической литературы

Февраль

-Папка-передвижка «Развитие речи детей»

-Консультация для родителей «Речевая подготовка ребёнка к школе».

-Беседа «Снеговик» (в совместной деятельности на прогулке).

Март

-Изучение работ в интернете, а также методик и технологий педагогов в интернете. Использование их на занятиях по развитию речи.

-Смотр – конкурс совместного творчества родителей и детей «Живи лес»

Апрель

-Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

-Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Опрос - анкетирование для родителей «Сказки в жизни вашего ребенка»

Май

-Разучивание игр – хороводов «Солнышко – колоколнышко», «Золотые ворота». Дидактическая игра «Ветерок», «Отгадай, что звучит», «У кого –кто?»

-Анализ проделанной работы за учебный год.

                                                           

2024-2025 учебный год

Сроки

Содержание работы

Сентябрь  

-Изучение литературы, интернет ресурсов

-Поместить в родительском уголке информацию о создании условий в

  группе для успешного речевого развития

-Родительское собрание «Родительская компетентность в вопросе

  речевого развития современных детей»

 Задачи:

1.Информировать родителей об аспектах речевого развития

    ребёнка

2.Познакомить родителей с формами логопедической работы, которые

   необходимо использовать при индивидуальной работе с ребенком

   дома.

Октябрь-Ноябрь

- Пополнение библиотеки

-Акция «Подари книжку»

-Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей

  развитие речи.

-Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими

  играми и пособиями.

Декабрь

-Ознакомление детей с загадками. Воспитывать у детей интерес

  к языку. Создавать условия для развития речевого творчества детей.

-В совместной деятельности показать детям роль загадки

  на формирование выразительности речи.

-Консультация для родителей: Использование загадок, как средство

  формирования выразительности речи".

Январь

-Выставки художественной литературы. Работа с таблицами

-Работа с педагогами. Изготовить папку таблиц-символов, помогающих определять жанр литературы.

-Полочка для умников и умниц .Игры, задания, упражнения помогающие рассказывать о предмете.

Февраль

- Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

-Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные

  характеристики; учить детей исследовательским действиям при

  рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей

 составлять связный рассказ по картине с опорой на образец

  воспитателя

-Показ открытого занятия для родителей

-Обмен опыта с педагогами

Март

- Проведение мониторинга речевого развития дошкольников с участием

  логопеда

-Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление

 динамики изменения речевого развития детей.

Апрель

-Работа с родителями. Семинар-практикум «Играем пальчиками».

-Работа с педагогами. Консультация «Формы работы по речевому

  развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

Май

-Итоговое мероприятие. Показ театрализованного представления по

 сказке «Репка» детям младшей группы.

-Памятка для родителей. «Артикуляционные и дыхательные

  упражнения по развитию речи».

-Презентация итогов работы по самообразованию.

2026-2027 учебный год

Сроки

Содержание работы

Сентябрь-Октябрь

-Настольно – печатные игры. Набор карточек «Беседы с ребенком»,

  набор обучающих карточек «Уроки для самых маленьких», наборы

  умных карточек: «Противоположности», «Учимся сравнивать», наборы

  карточек «Первые уроки».

-Работа с педагогами. Презентация тематической недели «Маленькие

  артисты большого театра».

Ноябрь

-Подвижные игры с элементами развития речи, (сопровождаются

  диалогами): «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот

  Васька», «Лягушата», «Птичий двор» «Гуси лебеди» Используя в играх

  различные «выручалочки» (чистоговорки, скороговорки, стихи-диалог

  и так далее).

-Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у

  детей. Проведение индивидуальных консультаций.

Декабрь

-Посещение открытых занятий.

-Составление анализа посещаемых занятий

-Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе

  над составлением рассказов по картинам.

Январь

-Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания

-Создание папки «Детям для рассказыния»

-Работа с родителями и детьми. Изготовление масок для игры

-Подготовка проведения театрализованной игры

Февраль

- Дидактические игры с применением картинок. «Транспорт», «Бабочки

  и цветы», «Одежда», «Путешествие пчел», «Найди предметы для

  повара», «Собери грибочки», «Найди и назови», Дидактические игры с

  различными предметами и материалами. «Кто как кричит?», «Кто в

  домике живет», «Лисичка, пляши».

- Памятка для родителей. «Активизации словарного запаса ребенка».

 -Работа с педагогами. Выступление. «Использование метода

  тематических проектов, как средство речевого развития».

Март

- Подготовка детей к выступлению на утреннике "8 Марта"

- Участие с детьми в конкурсе чтецов.

- Выполнение работ для конкурсов (с родителями)

- Пополнение портфолио детей

Апрель-Май

- Проведение диагностики по речевому развитию детей.

- Рассмотрение результатов диагностики, составление плана на

   следующий год.

- Получение результатов о проделанной работе.

- Консультация для родителей «Что и как читать детям»

Задачи:

1. формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать

     литературные произведения;

2.  Помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

3.  Помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и

      оценивать их;

2027-2028 учебный год

Сроки

Содержание работы

                                  Сентябрь

- Мониторинг по образовательной области «Коммуникация», изучения

  сформированности связной речи.

- Изготовление памятки для родителей по обучению связной речи.

  Папка – передвижка «Развитие связной речи». Проведение экспресс

  диагностики речи детей.

- Чтение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н.

  Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка -сестричка и волк».

- Изготовление с детьми сюжетных картинок («Сестрица Аленушка и

  братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка – сестричка и волк»)

-Консультация для воспитателей"речь воспитателя как средство

  развития речи у детей"

 

Октябрь

- Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса

   детей посредством дидактических игр.

- Консультация для родителей на тему:

«Дидактическая игра как средство связанной речи».

- Картотека игр для изучения с детьми.

- Деление опытом с коллегами.

- Показ занятия для родителей.

Ноябрь

- Участие в конкурсах, семинарах с обобщённым опытом работы.

- Педагогическая мастерская (обмен творческими находками).

- Выставка дидактических игр, выставка рисунков совместного

   творчества родителей и детей

Декабрь

 -Составление папок-передвижек и консультаций. «Роль семьи в

  развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная

  гимнастика с ребенком», «Речевые игры и упражнения в развитии речи

  ребенка».

- Семинар-практикум «Речь и весёлый мяч»

Февраль

- Составить подробный список литературы для родителей, подготовить

   советы, которые помогут им организовать работу по расширению

   кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.

- Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану

   звуковой культуры речи.

- Беседы, рассматривание картинок по теме с последовательно развивающимся действием.

Март

- Подготовка детей к выступлению на утреннике "8 Марта"

- Разучивание стихотворений, песен.

- Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время

   заучивания стихотворений.

- Презентация. "Словесные игры с использованием художественного

   слова"

- Предложить родителям картотеку игр на развитие связанной речи:

«Найди картинке место»,«Хорошо — плохо»,«Где начало рассказа?»

Апрель

- Совместное творчество детей и родителей

- Семейный конкурс«Загадай загадку – нарисуй отгадку».

Май

- Подготовка к летней оздоровительной работе.

- Изучение методической и художественной литературы, а также

   интернет ресурсов по темам: «Лето», «Русские народные сказки»

 - Целевые прогулки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения квалификации на 2022 – 2027 г.

Тема "Роль народной педагогикив обучении детей татарскому языку через учебно-методические комплекты"...

Индивидуальный план повышения профмастерства на 2022-2027 годы

Тема "Развитие тактильного восприятия  как основы  сенсомоторного развития детей раннего возраста"....

План самообразования на 2022 - 2027 гг.

План самообразования на 2022 - 2027 гг....

План самообразования на 2022 - 2027 гг

План самообразования на 2022 - 2027 гг...

План самообразования на 2022-2027 гг.

План в межаттестационный период....

План по самообразованию на 2022-2027 гг. по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.»

Актуальность: в современном обществе особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проекта в современной педагогике используется как компонент системы продуктивного об...