"Игры, способствующие развитию мышления у детей младшего дошкольного возраста"
проект
"Игры, способствующие развитию мышления у детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель проекта: изучение особенностей формирования мыслительной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе использования дидактических игр
Задачи проекта:
- изучить степень разработанности проблемы мышления в литературных источниках;
- на основании существующих исследований по проблеме разработать методику констатирующего и формирующего эксперимента;
- в ходе экспериментального исследования изучить особенности наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью и возможность его развития с помощью специально подобранных дидактических игр;
- предложить некоторые практические рекомендации по использованию дидактических игр для развития наглядно-образного мышления.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для переходаследующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Развитие мышления маленького ребенка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализирования частей.
Ребенок в возрасте 1 – 2 лет снимает кольца с башенки, вынимает палочки из коробки, снимает колесики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путем и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие – в другую. Во всех подобных действиях ребенок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие – то группы. Это одна из самых ранних форм синтеза.
С трехлетним ребенком можно рассмотреть куклу. Показывая отдельные части тела и лица, педагог говорит: «Это что? Это ножки. Это ручки. Это головка». Так же идет рассматривание картинки в книжке – ширмочке: «Это – мишка – медведь. Вот какая у него большая голова…, а это лапы». Через некоторое время ребенок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картинке и ответить на вопросы взрослого: «Покажи, где тут мишка? А зайчик где? Где у зайчика ушки? А глазки? Да у зайки есть головка, животик, лапки, хвостик…»
Совершается первый шаг в развитии основного мысленного процесса: анализ – синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка – усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится более и более дробным, тонким и обобщенным.
Рассматривая с детьми 4 – 5 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, педагог своими вопросами побуждает ребят выделять не только голову, лапки и ушки у кошки. Он спрашивает: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайки? Где находятся глаза, где хвостик? Все ли лапки у зайки одинаковые?» Здесь мы видим, как к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение».
У ребенка создается более подробный образ кошки или зайки. Вместе с тем этот образ становится и более полным, связным и цельным.
Игра – как ведущий вид деятельности. Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени.
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств (шумовые предметы, баночки с запахом и т.д.)
Игры с песком, водой, глиной, красками, пеной, зеркалом организуется в специальном месте для детского экспериментирования.
Средний возраст – начало сензитивного периода развития знаково – символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целоми формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, воображение, память, мышление.
Игра, следовательно, является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная… Она является прототипом будущей серьезной деятельности...» (Д.Б. Эльконин).
Таким образом, наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность.
Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально – личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства.
Список литературы
- Богачек И. С. Своеобразие понимания наглядно-образного материала детьми с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью - СПб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 25 с.
- Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2013. 258 с.
- Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 2017. 128 с.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,2016. 510 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. М.: Новая школа, 2010. 500 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2014. 20 с.
- Жуковская Р.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сад, – М.: Просвещение, 1989. 57 с.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2010. 127 с.
- Стребелева Е. А. Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых дошкольников // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитание детей с нарушением интеллекта- М.: Изд. МГПИ, 2015. 103 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста. «Чьи детки?»Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; ...
Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Это цикл игр для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста. Можно использовать на занятии, прогулки и других видах деятельности....
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
Игра-играет вжную роль в рзвитие речи ребенка. Предлагаю для вас конспект игр....
Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (презентация с представлением собственного опыта работы)...
Интерактивные игры на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста.
В данной презентации размещены упражнения на развитие мышления....
Отчет по самообразованию на тему: «Современные педагогические технологии, способствующие развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста»
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей младшего дошкольного возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенс...
Картотека дидактических игр, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
ull;Картотека дидактических игр, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста....