Формирование характера у детей.
статья

Павлова Ирина Витальевна

Формирование характера у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.4.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование характера у детей.

        Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. [ 6 Стр.34]

        Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок учится давать оценку собственному поведению.

        Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты. Каковы же пути воспитания характера?

        Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

        В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения.

        Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

        Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность воспитательной работы детского сада с соответствующими влияниями семьи. На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для ребёнка своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение. На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги.

        То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как педагог относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Важную роль в формировании характера играет живое слово  воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание.

        Однако и у дошкольников педагог должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера.  Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности ребёнка и состоянию, в котором он в данное время находится. Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены воспитателем в ответ на тот или иной поступок ребёнка. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

        Для того чтобы воспитывать характер дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ребёнка. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание детей позволит наметить индивидуальные мероприятия по их дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам. Впервые встречаясь с ребёнком в самом начале учебного года, воспитатель должен внимательно наблюдать за ним, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребёнка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

        Часто родители, разговаривая со своими знакомыми, говорят, что у их малыша тяжелый или, наоборот, мягкий характер, однако не все знают, как же он складывается, и какие факторы, кроме родительского воспитания, могут на это повлиять.

        С момента рождения малыш живет в мире, границы которого все больше и больше расширяются, поскольку его физические потребности растут, и в процессе этого изменяется восприятие ребенком окружающего мира и самого себя. Характер во всей своей полноте раскрывается только через несколько лет, и формируется он постепенно, а не сразу же с первых дней жизни. Однако в первые годы действительно закладывается так называемый «фундамент», который станет основой для тех особенностей характера человека, которые проявятся с возрастом. Одно из ярких впечатлений детства – народная сказка. Каждый ребёнок открывает в ней своё собственное решение насущных жизненных проблем. Именно здесь начинается специальное обучение способности к слушанию[7 стр.33]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

О стилях семейного воспитания написано множество книг и проведено не меньше исследований. Но я попыталась рассмотреть данный вопрос несколько нетрадиционно......

Влияние разнообразных кукол на формирование характера у девочек,как будущих мам

В данном конспекте рассказывается об истории возникновения куклы , об отношении к куклам на Руси и о различных типах кукол и какие качества они воспитывают в детях....

Консультация для родителей "Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей"

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей...

Влияния родительских установок на формирование характера детей 5 – 7 лет

Влияния родительских установок на формирование характера детей 5 – 7 лет...

Формирование характера у детей и пути его воспитания.

Формирование характера у детей и пути его воспитания....

" Формирования характера у детей дошкольного возраста"

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в преддошкольном, а тем более в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться манера поведения, хотя, коне...