«Формирование двигательной самостоятельности и активности у детей 6-7 лет в процессе физического воспитания».
статья по физкультуре (подготовительная группа)
«Формирование двигательной самостоятельности и активности у детей 6-7 лет в процессе физического воспитания».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование двигательной самостоятельности и активности у детей 6-7 лет в процессе физического воспитания».
Подготовила: инструктор по
физической культуре Павлова Е.С.
Структурное подразделение
«Детский сад №18 комбинированного вида»
МБДОУ» Детский сад «Радуга»
комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
«Формирование двигательной самостоятельности и активности у детей 6-7 лет в процессе физического воспитания».
В современной стратегии развития государства и общества, основополагающим является формирование здоровой личности физически развитого подрастающего поколения. Сформировать и поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в дошкольных учреждениях.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область, «Физическое развитие» содержание, которой направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нужно стремиться к тому, чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к окружающему миру.
Наблюдая за детьми в естественных условиях на утренней гимнастики, занятиях по физкультуре, кружковой деятельности, можно заметить, что дошкольники с интересом повторяют за взрослым предложенные задания и игры, но при подведении итогов занятия с трудом могут описать проделанную работу. Из чего мы можем сделать вывод о преобладании у дошкольников механических двигательных навыков и отсутствие знаньевого компонента совершаемых действий.
Поэтому важно именно в дошкольном возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».
К 6-7 годам заканчивается формирование головного мозга, а так как двигательная активность во многом определяет этот процесс, то роль физической культуры для детей возраста первого детства становится особенно заметной. В рассматриваемом возрасте у ребенка закладываются многие поведенческие установки, которые сохраняются затем во всей последующей жизни. Вот почему формирование у него стремления к организованному целенаправленному движению, к физической культуре следует считать одной из приоритетных задач воспитания. Базой для этого может быть то обстоятельство, что дети в возрасте первого детства отличаются высокой двигательной активностью, а их физическая работоспособность оказывается достаточно внушительной.
Существует множество определений понятия «самостоятельность». В теории педагогики отмечается, что деятельность рассматривается как самостоятельная, если индивид выполняет новые, все усложняющиеся задачи или действует в незнакомых ситуациях, ориентируясь в них без посторонней помощи.
Самостоятельная двигательная активность способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышение работоспособности детей.
Поэтому, актуальной задачей работы в области физической культуры детей дошкольного возраста является поиск эффективных средств для формирования способности действовать самостоятельно. От того, насколько сформирован в сознании образ самостоятельности, зависит не только развитие физических способностей, но и то, насколько ребенок в будущем ребенок сможет разобраться в самом себе, реализовать свои возможности, использовать полученные знания в новых ситуациях, тем самым дошкольник сможет поддержать свое физическое здоровье: закаливание, утренняя гимнастика, игры и так далее.
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т. д.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям. Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах: традиционный комплекс утренней гимнастики, утренняя гимнастика в игровой форме.
Подвижные игры. Подвижные игры и физические упражнения в зале и на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д.
Оздоровительный бег на воздухе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем двигательной активности пробегают 3–4 круга, а малоподвижные — 2 круга. Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.
Занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Самостоятельная двигательная деятельность, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет физкультурные праздники и развлечения. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.
В ДОУ для этого созданы условия, способствующие развитию самостоятельной двигательной активности:
Организация физкультурно-игровой среды. Наполненность ее разнообразным оборудованием дают возможность ребенку реализовать потребность в самостоятельных движениях. Необходимо, чтобы в группе и в физкультурном зале имелось все необходимое оборудование: тренажеры, спортивный инвентарь, физкультурные комплексы, мультимедийные установки, музыкальные центры.
Насыщение двигательной деятельности подвижными играми, что способствует накоплению двигательного опыта. Развитию способов самоорганизации. В самостоятельной двигательной активности происходят самовыражение внутреннего мира ребенка посредством движений, осознание ценности своего здоровья, саморегуляция и самоконтроль здоровья.
Совместная деятельность воспитателя, инструктора по физической культуре направлена на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, а так же гармоничное физическое развитие, грамотно вести эту работу позволяет мониторинг двигательной деятельности, проведение спортивных праздников, игр соревнований, дней здоровья. Совместная деятельность педагогов и родителей в ДОУ. Совместными усилиями взрослые помогут детям находить свое «Я» в движении, развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию), чтобы они могли с желанием, интересом, систематически заниматься самостоятельно.
Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная двигательная активность является одним из показателей развития личности и ее культуры. Суть ее состоит в способности к самостоятельному развитию собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранение своего здоровья.
Очевидно, что для развития двигательной самостоятельности старших дошкольников, прежде всего, необходим мотивационно-эмоциональный компонент, который является ведущим формообразующим, так как развитие потребности в двигательной деятельности и мотивации двигательной активности напрямую определяют и самостоятельность в двигательной деятельности.
Используемая литература
1. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М. А. Рунова — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 256 с. 2.
2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов / Э. Я. Степаненкова — М.: Академия, 2008. — 368 с.
3. Щебеко В. Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания
Консультация для родителей....
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека уже длительное время остается одной из актуальных проблем, решаемых представителями разных областей человекознания. И это не случайно. «Здоровье до т...
Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания.
Обучение — составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка....
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Материал о системе формирования у детей экологических представлений....
Статья «Формирование двигательной самостоятельности и активности у детей 6-7 лет в процессе физического воспитания».
laquo;Формирование двигательной самостоятельности и активности у детей 6-7 лет в процессе физического воспитания»....
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА, ВОЗРАСТА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования поло ролевого поведения ребенка, так как в этот период закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненны...
Документирование и контроль за организацией процесса физического воспитания и проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья (методические рекомендации)
Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколе...