СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ В ДОУ
статья
В настоящий момент в дошкольной педагогике нет систематизированного опыта в области патриотического воспитания, обоснованного убедительными результатами: предыдущие несколько десятилетий ушли на преодоление стереотипов советского времени, когда понятие «патриотизм» и содержание воспитательных мероприятий определялись коммунистической идеологией советского государства. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Формирование отношения к родине начинается с детства, поэтому нравственно-патриотическое воспитание является на данном этапе одной из основных задач дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_potkinoy_t.a.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ В ДОУ
Т.А. Поткина, педагог МБДОУ Д/сад 14
Стр. подр. Родничок, ХМАО-ЮГРА, г.Урай
В настоящий момент в дошкольной педагогике нет систематизированного опыта в области патриотического воспитания, обоснованного убедительными результатами: предыдущие несколько десятилетий ушли на преодоление стереотипов советского времени, когда понятие «патриотизм» и содержание воспитательных мероприятий определялись коммунистической идеологией советского государства. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Формирование отношения к родине начинается с детства, поэтому нравственно-патриотическое воспитание является на данном этапе одной из основных задач дошкольного образования.
Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота и гражданина. [6, с.45].
Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено, одним словом. С. Михалков писал: «…тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, стать подлинным патриотом»[1, с.109].
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музея. Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Создание мини - музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. Чтобы включить имеющийся мини - музей в качестве полноправного объекта в образовательный и воспитательный процесс, используя его потенциальные возможности, была разработана рабочая программа «Я живу в России» с проектами «Югорчонок», «Русская изба», «Патриоты»
Целью реализации программы является обеспечение широкой направленности содержания образовательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой России, природным, социальным и рукотворным миром посредством музейной педагогики.
[3, с.223].
Задачи реализации программы:
- Приобщать детей к восприятию людей разных культур народов России, других традиций, выделяя существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
- Расширить представления о природе Югорской земли; о коренном населении – ханты (жизнь, быт, труд, традиционные ремёсла).
- Дать детям представление об истории возникновения и развития города Урай; его значимости как центра нефтяной и газовой промышленности, о природных богатствах края.
- Познакомить детей с разнообразием народного искусства, художественных промыслов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта, различными видами материалов (солома, береста, кружево, чеканка, глина, дерево и т.д...) используемых в декоративно-прикладном искусстве ознакомить; формировать основы фольклорной культуры.
- Проводить на базе музея торжественных акций, уроков мужества, вечеров-встреч с ветеранами, экскурсий, формировать у подрастающего поколения нравственности, трудолюбия, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отчизны, уважения к боевым и трудовым подвигам народов России.
- Формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем.
- Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей.
Выбрав один из инновационных форм работы по нравственно–патриотическому воспитанию в мини - музее были созданы разнообразные по темам экспозиции: «Русский быт», «Быт и культура народов ханты и манси» «Куклы в национальных костюмах»,« Символика России, ХМАО, г.Урай», «Коллекция полезных ископаемых», «Коллекция изделий народных промыслов России: хохлома, гжель; богородские, дымковские, каргопольские игрушки; полхов – майдановские матрешки; изделия из бересты и керамики»
Эти экспозиции демонстрировались с целью пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым своего народа. Создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром; формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы; развитие чувства причастности к судьбе родной земли; формирование исторического сознания; обучение основам исследовательской работы, обработка собранных материалов; воспитание бережного отношения культурного наследия, потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций своего народа - задачи деятельности музея.
Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.
Цель нашего мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Одной из задач мини-музея является: возрождение и популяризация искусства изготовления кукол – оберегов коренных народов Югры, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству ханты и манси.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок на военную тематику. В организации музея принимали участие все сотрудники детского сада, родители воспитанников, дети. Собирали информацию о своих родственниках, которые принимали участие в ВОВ, художественную и публицистическую литературу; малые скульптурные формы; фотоальбомы; семейные альбомы; реальные награды или их художественное изображение; запись рассказов участников сражений, их воспоминаний; запись рассказов детей; аудио-видео, CD записи с песнями времен войны; диафильмы, слайды, презентации.
Экспонаты используются для проведения непосредственно образовательной деятельности. Беседы проходят в мини-музее на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми войны». В ходе беседы ребята узнают о тяжелых военных годах, выпавших на долю наших прадедов и дедов, смогли оценить всю значимость военных профессий.
Для более эффективной работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста нами используются следующие необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается: в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; в обеспечении родителей минимумом психолого – педагогической информацией, обучении их способам общения с ребенком; в обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечение членов семьи в педагогический процесс; создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Семьи воспитанников принимают активное участие в творческих конкурсах образовательной организации, городского, окружного, Всероссийского уровней: Всероссийский конкурс «Волшебный календарь природы» на тему: «Лесная полянка» Диплом за I место. Конкурс рисунков «Армия глазами детей», акция по изготовление открыток «Открытка в День 8 марта», конкурс открыток «Для самой…» посвященный Международному женскому Дню 8 Марта. Онлайн-конкурсе рисунков и поделок «Поклонимся Великим тем годам», где дети изготовили поделки и рисунки к празднованию Великой Победы; городской интернет-конкурс семейной фотографии «Лови момент», онлайн-конкурсе рисунков «Пословицы в картинках», посвященный дню Славянской письменности и культуры; онлайн-конкурсе рисунков «ВУРНА-ХАТЛ», где дети изобразили природу ХМАО-ЮГРЫ;
I открытом городском интернет-фестивале талантов «Урай творческий»; видео-акции «Миру-мир», где дети читали стихи о войне. Х Юбилейном Всероссийском фестивале семейного, детского творчества «Жароптицево перо», участие в номинациях «Сказочный умелец», «Сказочная кисть», «Наследники П.П. Ершова». Городской конкурс детского рисунка «Безопасный труд глазами детей», цель конкурса формирование у детей положительного образа человека труда, культуры безопасности, уважения к труду. Всероссийская акция «Крылья Ангела», дети нарисовали своего ангела-хранителя, каким они его представляют. Акция приурочена ко Дню матери. Региональная общественная организация «Объединение многодетных семей города Москвы» (РОО «ОМСМ»)
За участие в данных конкурсах семьи воспитанников награждены дипломами и грамотами автономного учреждения «Культура» Культурно-досугового центра «Нефтяник» (2020г.); Администрацией города Урай Управление по культуре и социальным вопросам (2020 г.) Структурное подразделения «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник» ГАУК ТО «ТМПО» (2020г). Я как руководитель проекта награждена благодарственными письмами за подготовку участников в данных творческих конкурсах.
В целях распространения педагогического опыта имею свою страничку на образовательном сайте, в социальной сети работников образования, где опубликованы материалы из опыта работы. Разработан и опубликован конспект НОД «Любимая сказка» по программе «Социокультурные истоки» для детей 4-5 лет. Транслирование практических результатов моей педагогической деятельности проходит через международный образовательный портал Маам; - опубликована статья на тему: «Моя семья в истории Великой Отечественной войны». А также принимала участие в окружном конкурсе «Семья-основа государства» в номинации «Судьба моей семьи - в судьбе ЮГРЫ», награждена свидетельством Департамент социального развития ХМАО-ЮГРЫ (2020)
Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца», быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.
Используемая литература:
Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду
«От рождения до школы»
- Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром /в ст., ср., подг. гр. д/с., изд. Мозаика – Синтез, 2011 г.
- Дыбина О.В. «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе» /соответствует ФГТ/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2010 г.
- Крашенинников Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников», изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». - С.-Петербург: Детство-пресс, 2011. – 345 с
- Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.
Используемая литература:
Библиотека программы патриотическое воспитание дошкольников
- Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2014. – 245 с.
- Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико – ориентированный проект / авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева. – изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. – 104 с.
- Сценарии праздника Великой Победы: утренники, проекты, тематические задания, спортивные праздники, квесты, познавательно – исторические игры / авт. – сост. Ж.В.Черноиванова, М.В.Власова (и др.). - Волгоград: Учитель, 2015. – 141 с.
- Ушакова Л.П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 48 с., цв.ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные воспитательные технологии.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и ...
Методика коллективной творческой деятельности с воспитанниками и учащимися – как основа современных воспитательных технологий
Одной из воспитательных технологий, заслуживающих внимание, как в советские годы, так и в сегодняшние дни, является технология коллективного творческого воспитания («педагогика общей заботы», «м...
Консультация для педагогов «Применение современных образовательных технологий в логопедической работе»
Консультация для педагогов«Применение современных образовательных технологийв логопедической работе»...
"Использование современных образовательных технологий и форм работы педагогов с детьми дошкольного возраста"
В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных и инновационных технологий в работу педагогов дошкольных образовательных организаций, которые оптимально соответствуют поставленной цели ...
современные образовательные технологии, используемые при работе с молодыми педагогами
Систематическое применение вышеперечисленных технологий, форм и методов способствует развитию профессиональной компетентности молодого педагога, повышению его педагогического мастерства и педагогическ...
Мастер - класс на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ".
Провела мастер-класс на РМО на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ". На данном мастер-классе познакомила коллег с авторским тактил...
Консультация для педагогов на тему «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,...