Семинар- практикум для педагогов "Путешествие в Экологию"
учебно-методический материал
Семинар-практикум для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар- практикум для педагогов "Путешествие в Экологию" | 391.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для воспитателей
«Путешествие в Экологию».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере ознакомление с природой родного края; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи:
- Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам ознакомления с природой (явления живой и не живой природы, растения, животные);
- Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
- Развивать познавательный интерес у педагогов;
- Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в мир природы»
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах воспитания и приобщения к природе и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. И установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
Для того, чтобы было интереснее, предлагаю разделиться на две команды, посовещаться и придумать название
команде и представить ее.
1. РАЗМИНКА,
1. И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
2. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
3. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
4. Назовите формы работы с родителями по ознакомлению с природой? (Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания).
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУРНИР.
- Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).
- Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
- Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.) - Что должно быть на участке детского сада?
(Деревья, кустарники, цветники, огород.) - Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.) - Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.) - Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.) - Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы) - Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
- Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):
- Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
- Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
- Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
- Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений);
- Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
- Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
- Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы; ( 4, 3, 1, 2, 6, 5, 7 )
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- - Мыши выходят зимой из укрытия – (за сутки до оттепели).
- - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- - Лягушки квакают – (к дождю).
- - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?
-----------------------------------------------------------------------------------------------
4. - А сейчас предлагаю немного расслабиться .
Шуточная игра «Концовки обманки».
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).
10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).
11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).
12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).
-------------------------------------------------------------------------------------------
5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать
экологический кроссворд . Каждой команде самостоятельно. Кто первый
По вертикали:
1. . Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
2. . Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (листок)
По горизонтали:
3. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)
4. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)
5. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)
6. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне, одна, а зовут меня …» (луна)
7. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)
8. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)
9. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт , тогда заревёт. (снег)
10. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)
11. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)
12. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)
13. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)
14. Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)
15. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)
6. Творческое задание.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.
1.Весна красна цветами, а осень пирогами.
2.Готовь сани летом, а телегу зимой.
7.Музыкальный конкурс.
Командам поочередно предлагается исполнить отрывок из песен о цветах.
Заключение:
На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Компетентность в сфере экологии»
Поможет в развитии творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологи...
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"
Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...
Семинар - практикум "Путешествие в экологию"
Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей....
Семинар – практикум «Путешествие в экологию»
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагоговЗадачи:Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явле...
Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию»
Показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей....