статья "Этнокультурный компонент в воспитании дошкольников"
статья

Романова Екатерина Анатольевна

С учетом стремительно развивающегося общества, в котором наблюдается ориентированность на западные традиции и обесценивание нравственных ценностей,  становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей дошкольного возраста этнокультурной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_knige_doshkolnoe_detstvo.yoshkar-ola2020_g.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

HTTP://KOD-UDK.NAROD.RU

Романова Екатерина Анатольевна

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Звёздочка», г. Йошкар-Ола            romaska.12@mail.ru

Этнокультурный компонент в воспитании    

 дошкольников.

Аннотация: С учетом стремительно развивающегося общества, в котором наблюдается ориентированность на западные традиции и обесценивание нравственных ценностей,  становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей дошкольного возраста этнокультурной компетентности

Ключевые слова: образование, этнокультура, детский сад, традиции, ценности, воспитание.

В современной России в последнее десятилетие явно прослеживается одна проблема, актуальность которой нарастает с каждым днем – кризис воспитания подрастающего поколения. По мнению многих представителей педагогического сообщества, стали заметны: нарушение традиций, отказ от следования нравственным ориентирам и пропаганда свободы личности, которая, нередко, эту личность разрушает. Немецкие журналисты Петра Герстен и Кристиан Нюрнбергер, авторы популярного бестселлера в области педагогической литературы, отмечают: «Воспитанием детей сейчас занимаются все меньше, причем родители склонны выдавать свое бездействие за либерализм и толерантность, а образовательные учреждения не в состоянии восполнить дефицит воспитания: не хватает денег, времени, учителей»[1]. По мнению авторов, взрослые уделяют недостаточное внимание процессу воспитания, а в мире в целом прослеживается отсутствие общепризнанных ценностей.

Действительно, связь поколений сегодня не играет такой значительной роли, как, например, несколько десятилетий назад. Отказ от народности в процессе воспитания подрастающего поколения ведет к потере каких бы то ни было авторитетов, а следовательно, к бездуховности общества. Преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию можно только в том случае, если с малых лет, во время обучения в детских садах, детям будут закладываться основы национальной традиционной культуры, объясняться важность системы преемственности народных традиций – другими словами, если будет применяться этнокультурное воспитание.

Под этнокультурным воспитанием мы понимаем воспитательный процесс, при котором смысл, цели и задачи, а также способы воспитания ориентированы на социализацию и развитие личности, прежде всего, как субъекта этноса и как члена многонационального общества, гражданина Российского государства. Цель этнокультурного воспитания можно обозначить следующим образом:

  1. Развитие интереса к знакомству с историей и культурой своего народа;
  2. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, а также принятию иных культурных особенностей;
  3. Приобщение воспитанников детских садов к культуре своего региона и осознание ценности и важности сохранения богатого исторического наследия.

Именно в дошкольном возрасте человек начинает осознанно познавать мир и становится членом социума, у него формируются базовые представления о себе и обществе, а также о своей роли внутри него. Поэтому период дошкольного образования необычайно благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Основными факторами формирования этнокультурного образования является создание условий для:

- всестороннего развития личности ребенка путем его приобщения к родной культуре;

- умения взаимодействовать с другими членами общества и окружающим миром и воспитания уважения к другим людям.

Стоит также отметить, что помимо воспитателей в детских садах, главенствующую роль в воспитании ребенка играют его родители. Это стоит учитывать при обсуждении вопросов этнокультурного воспитания, так как в современном мире все чаще родители перекладывают ответственность за воспитание своих чад на педагогов, аргументируя это тем, что эти самые педагоги получают деньги за свою работу.

«Есть родители, которые не считают нужным заниматься со своими детьми. Они полагают, что это дело исключительно учителей. Их же они делают ответственными за все недочёты в поведении своих детей»[2], отмечает педагог-психолог Наталья Иванова. Однако важным аспектом формирования этнокультурной компетентности дошкольников является именно взаимодействие с родителями, их активное вовлечение в процесс воспитания. Цель этого взаимодействия заключается в необходимости осуществления этнокультурного образовательного процесса, который охватывает как психологическое, так и физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей именно на примере своей семьи. Родители, как никто другой, могут наглядно объяснить ребенку, что такое преемственность поколений, показать важность сохранения традиций, существующих внутри семьи, аргументировать их уникальность и непохожесть на те устои, которые существуют, например, в семьях других воспитанников детского сада. Дети дошкольного возраста во многом копируют родителей, именно поэтому родительский пример может оказать серьезное воздействие на осознание ребенком ценности культурных традиций.

С младенчества ребенок воспитывается в культуре своего народа  с рождения он знакомится с народным творчеством, слушая сказки, загадки, поговорки и колыбельные. Приобщение к народному творчеству помогает детям не только легко усваивать историю и культуру своего народа, но и развивать психологические процессы, такие как: мышление, память, внимание, умение выражать свои эмоции и проявлять коммуникативные навыки, познавать окружающий мир. Все эти развлечения используются педагогами детских садов в образовательном процессе.

Этнокультурный компонент в воспитании дошкольников помогает педагогам сделать образовательный процесс более доступным для маленьких воспитанников – сделать его более эффективным и продуктивным благодаря развлекательному компоненту, что, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию и усвоению преподнесенной информации. Научно доказано, что те дети, которые имеют опыт посещения детских садов с этнокультурным компонентом, показывают более высокие результаты развития в области психического, эмоционального и эстетического развития. В форме игры воспитатели знакомят детей с произведениями музыкального и изобразительного искусства, рассказывают о выдающихся ученых, деятелях сферы науки и образования. Этнокультурный компонент также позволяет воспитывать в детях чувство ответственности, учит сопереживать, дружить и любить свою родину.

Немаловажно, что помимо вышеперечисленных показателей развития, у детей, посещающих детские сады с этнокультурным компонентом также отмечается высокий уровень развития речи. Это можно объяснить тем, что речевая активность повышается благодаря вовлечению воспитанников в народные игры, театральные постановки, организацию праздников для родителей и другие мероприятия образовательного характера.

По мнению кандидата педагогических наук, автора многочисленных книг по воспитанию детей дошкольного возраста О.М. Гудожниковой, важно соблюсти некоторые условия, чтобы вызвать в ребенке заинтересованность и качественно ввести в образовательный процесс этнокультурный компонент:

  • Доступность информации для детей определенного возраста и строгая логика изложения материала преподавателем;
  • Достоверность сведений, используемых в процессе обучения;
  • Вариативность преподносимой информации (объяснение разных позиций и точек зрения, основанное на доказательствах и аргументах);
  • Полихудожественность – то есть, задействование ребенка в разных видах активности;
  • Комплексность – сочетание разных средств представления материала: беседа, наглядные иллюстрации, практический опыт, организация исследовательской деятельности, наблюдения;
  • Эгоцентричность – удовлетворение различных потребностей и интересов ребенка, когда информация является значимой для него и способствует его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию[3].

Таким образом, организация воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе является необходимым условием всестороннего качественного развития ребенка дошкольного возраста.  Только благодаря ориентрованности ребенка на культуру своей страны и историю своего народа, осознанию важности нравственных и духовных ценностей, можно воспитать достойного гражданина, который будет ценить и защищать свою родину, уважать семью и толерантно относиться к другим членам социума.

Список литературы:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий, сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов. Т. А. Бударина, Л. С. Куприна СПб. Детство -Пресс. 1999г.
  2. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет. Занятия, мероприятия, творческая деятельность. Ю. А. Вакуленко Волгоград издательство «Учитель» 2009г.
  3. Кризис воспитания. Как спасти будущее наших детей. П. Герстер, К. Нюрнбергер.
  4. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ. Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова. Учебно-методическое пособие. Москва: «Центр педагогического образования» 2007г.
  5. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. О. Л. Князева, М. Д. Маханева СПб. Детство -Пресс. 1998г
  6. Этнокультурная компетентность: структура и особенности формирования. О.М Гудожникова. Тамбов, 2017г.

[1] Петра Герстер, Кристиан Нюрнбергер. Кризис воспитания. Как спасти будущее наших детей. [3, с1]. URL: https://magazines.gorky.media/oz/2004/3/krizis-vospitaniya-kak-spasti-budushhee-nashih-detej.html (Дата обращения:14.09.2020)

[2] Иванова Н.А. Родительский практикум: какие мамы по-настоящему раздражают учителей. Ростов, 2016. - С. 144-251.

[3] Гудожникова О.М. Этнокультурная компетентность: структура и особенности формирования. Сборник статей.  - Тамбов, 2017. - 38 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:"Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания дошкольников"

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...

Консультация для воспитателей на тему:"Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания дошкольников"

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...

консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...

Консультация "Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Консультация для воспитателей: «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания дошкольников»

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том,что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека,живущего на этой земле, воспитать л...