« Регионализация образовательного процесса, как важнейший компонент поликультурного воспитания дошкольников»
консультация на тему
Консультация предназначена как для родителей, так и для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Обращаясь к истории освоения и заселения Дальнего Востока, русские мореплаватели и первопроходцы столкнулись с новой, первобытной культурой местного населения.
На просторах современного Крайнего Северо-Востока среди множества национальностей живут коренные народы Севера – якуты, эвены, камчадалы, юкагиры, коряки и многие другие.
Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.
Освоение региона и активные контакты русских переселенцев с местным аборигенным населением привели к складыванию в северной части Охотского побережья этнических групп, известных как русское старожильное население.
Охотское побережье стало местом смешения оседлых и кочевых народов Севера, а так же русского старожильческого населения. Доподлинно известно, что в 1639г. отряд казаков во главе с атаманом Иваном Москвитиным вышел на берег Охотского моря и основал первое русское поселение .
Культура каждой народности складывалась веками, но отражение эстетики, мировоззрения и характера народа можно найти в особенностях национальной одежды её цветовом и орнаментальном решении.
Так на примере одного из древних тунгусо-маньчжурских народов Сибири – ламутов – он разделился на эвенов и эвенков. В.А. Туголуков писал, что «эвены и эвенки являются в прошлом единым таежным народом», а по С.К. Патканову, «физическое и культурное единство объясняется наличием общих генетических корней этих этносов. Вместе с тем, культурные различия эвенков и эвенов, возникшие в ходе влияния на последних культур аборигенных этносов Восточной Сибири, позволяют говорить о самобытности эвенской культуры, прослеживавшейся уже во время прихода в Восточную Сибирь русских».
Одним из результатов этнических процессов является расселение эвенов в настоящее время небольшими группами по северным местам Якутии, Хабаровского края, Камчатской и Магаданской областей. Так по численности представителей коренных малочисленных народов Севера в Магаданской обл. по состоянию на 1.01.2014 проживает всего ок.5000 человек, из них 1490 в Магадане.
Если песни, танцы – это душа народа, то национальный костюм – это его лицо
Национальный наряд эвенов существует многие сотни лет. Их одежда на вид очень проста, и вместе с тем она очень сложна. За ее простотой – уникальный крой и веками отшлифованная технология шитья и обработки материалов. При изготовлении одежды, кроме меха пушных и морских зверей, используют шкурки птиц, кожу рыб, китовый ус и другие необычные материалы.
Труд по производству предметов хозяйства и быта, и их декоративной отделке был строго разделен: мужчины занимались изготовлением изделий из кости, дерева, камня и металла, а женщины обрабатывали шкуры, выделывали ровдугу и покрывали выполненные из этих материалов вещи орнаментом.
Эвены до сих пор сохранили особенности своей традиционной одежды – распашной кафтан с нагрудником. Здесь следует иметь в виду то, что при расселении и передвижении эвенов по Восточной Сибири костюм изменялся под воздействием определенных этнокультурных и природных воздействий. Самым заметным в этом плане является использование эвенами северной части Охотского моря, Чукотки и Камчатки чукотско-корякской одежды. Если там женщины некоторых групп эвенов продолжали носить распашную одежду обще-тунгусского типа, то мужчины почти полностью перешли к использованию глухих кухлянок и камлеек. В распространении глухой одежды среди эвенов повлияли природно-климатические условия тундровой зоны. Т.е. общее сходство в данном элементе между чукчами, коряками и эвенами объясняются лишь одинаковыми условиями существования, в то время как в ряде решающих деталей между ними нет ничего общего.
Наличие глухого типа одежды наблюдается и у эвенов тундровой зоны Якутии, Колымы. По этнографическим сведениям, до прихода тунгусских племен на территорию Якутии древне-юкагирские племена носили глухую плечевую одежду. Эта одежда длительное время, вплоть до середины XX в.. в сочетании с распашной одеждой тунгусского типа составляла в гардеробе лесных юкагиров единый комплект. Некоторым группам эвенов, как и юкагирам, было известно одновременное использование двух типов плечевой одежды. Так, нижне-колымские эвены под зимнюю кухашку и эвенский кафтан носили глухую рубашку из летней шкуры оленя (илкади тэти, илкан – самоназвание эвенов Нижнеколымского района). Использование двух типов плечевой одежды может свидетельствовать о присутствии двух компонентов в национальной культуре: глухая одежда присуще северному компоненту, распашная – южному. Кроме одежды эвены и юкагиры имеют много сходств и в других областях материальной и духовной культуры, которые, возможно, объясняются близким генетическим родством между этими народами.
Мужская одежда долган (мукаалкан) тяготела к эвенской традиционной одежде – была распашной.
В зависимости от того, какие народы проживали рядом с той или иной группой эвенов, в украшении последних преобладал какой-то определенный материал, например бисер ярких оттенков – там, где эвены соприкасались с эвенками и юкагирами, кожа.
Способы декоративной отделки у народов Севера необычайно разнообразны и технически довольно сложны. Кожа – один из древнейших и широко распространенных на Севере материалов для шитья пологов, одежды, сумок и других предметов быта. По коже нерпы, оленьей замши и т.д. накладывали другой материал – та же кожа, но другого цвета, олений волос, нитки, бисер, ткань.
Технические приемы вышивки у северных мастериц весьма своеобразны. Обычно олений волос, бисер и нитки не пропускаются через кожу (основу), а только накладываются различными способами на неё и прихватываются сухожильными нитками.
Наиболее распространенные технические приемы это - переплетение различно окрашенных ремешков, пропускание узких ремешков через прорези в коже, аппликация кожей по по коже или меху, а иногда(у чукчей) по ткани, обмотка накладного кожаного ремешка более узкой полоской кожи, меховой мозаикой(стачивание) кусочков различно окрашенной кожи или меха. Украшаются предметы быта и комбинированным швом, при котором олений волос пропускается через кожаные петли.
У всех народов Северо-Востока очень распространена вышивка бисером.Свою меховую одежду они издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины, распространился бисер. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами.
Особенно интересные узоры создают вышивальщицы – эвенки. Широко применяют различные меховые и бисерные опушки. Кроме того, применяются для украшения различного рода кисточки из меха, ниток, ровдуги, крашенного волоса нерпы .
Юкагиры и якуты вырезают узоры из оленьего меха и вышивают сухожильными нитками. Среди узоров преобладают ромбы, зигзаги, прямоугольники, квадраты, полосы и треугольники. Эвены отдают предпочтение узким полосам орнамента, располагая их зонально, таких полосок может быть до 30 штук. Излюбленный прием украшения кафтанов у эвенов Магаданской области и Якутии - широкая кайма бисера в виде сплошного поля с геометрическими мотивами. Обычно орнамент состоит из квадратиков(темных и светлых), прямоугольников и полос. В эти орнаменты входят так же и концентрические круги. В основе колористической гаммы - белый, черный, синий и голубой цвет.Одним из видов украшений являются крупные металлические бляшки, располагающиеся отдельными поясами. Если учесть, что вышивальщицы пользуются различными материалами яркими по цвету, то можно понять на сколько красива и разнообразно орнаментальное декорирование предметов быта эвенов.
Обувь эвенов различается по материалу и способам украшения в зависимости от назначения, времени года и региональных особенностей. Так, возникшая в свое время вышивка цветными нитками, особенно характерная для эвенов Ольского района Магаданской области, встречается и у других локальных групп, имеющих контакты с чукотским населением.
Как видим в орнаменте преобладают строго геометрические мотивы, ясные по структуре и по форме, но сложные по своей композиции.
Что же касается растительного орнамента, то он появился благодаря взаимодействию и адаптации разных этнических культур. Знакомство с русским и украинским народным искусством привело к тому, что мастерицы стали переносить на одежду, сумки и другие предметы изображения цветов, побегов, листьев. При этом выполняли они их, и сейчас выполняют в своей технике, к которой лишь добавилось шитье в виде глади.
Анализируя орнаменты юкагиров, чукчей и эвенов, можно видеть, что композиция их имеет устоявшийся характер, связанный с мифологией народа. Это полосы по подолу и краям одежды, по воротнику и низу рукавов. Такие же полосы встречаются на перчатках, торбасах (обуви),сумках. Вышивка по данным элементам одежды служила защитой от проникновения злых духов в одежду и тело человека. Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество).
Такое обрамление одежды обуславливается космогоническим представлением аборигенов об устройстве мироздания. Они сводились к делению вселенной на средний, нижний и верхний миры. Верхний мир - мир небожителей - олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир - мир людей - через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир - мир злых духов - передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира. Поскольку, по представлениям коренного населения, с самого рождения и до кончины человек подвергался нападению злых духов, его надлежало оберегать на протяжении всей жизни. Для этого использовались разнообразные амулеты-охранители и тотемы.
Одежда – ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, ярко характеризует национальную культуру.
Так, искусство орнаментовки вещей наиболее древний вид декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера. Оно сложилось очень давно, на основе хозяйственной деятельности. За столетия орнаменты претерпели изменения, одни узоры совсем прекратили свое существование, другие изменили свою первоначальную форму и даже свое значение. Но многие элементы узоров сохранились до наших дней.
Соприкосновение с культурой других народов разнообразило композиционные возможности оформления того или иного предмета.
Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни…. А древние традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…
Список литературы:
- Тимашева Л.Е. Орнамент народов крайнего севера. – Магадан, 1972.
- Н.М.Калашникова. Г.А.Плужникова. Одежда народов СССР. М.: Изд-во «Планета», 1990
Управление образования администрации г. Хабаровска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 33
Консультация на тему:
«Особенности национальной одежды и костюмов коренных жителей Севера и Дальнего Востока»
Составитель: музыкальный
руководитель Ларионова Т. Н.
г. Хабаровск , 2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных к...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
АКТУАЛЬНОСТЬ:Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является осново...
Проект « Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»
Проект по поликультурному воспитанию...
Воспитание этикета у детей как важный компонент нравственного воспитания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.
Одной из основных целей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является нравственное воспитание, неотъемлемым компонентом которого является воспитания эти...
Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...
«Воспитание этикета у детей как важный компонент нравственного воспитания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО
доклад для воспитателей...
Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)
Цель поликультурного воспитания - формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...