Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми подготовительного возраста Тема: « Мастерская чайных тайн»
методическая разработка (подготовительная группа)
формирование познавательного интереса к производству чая, истории его возникновения, его свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_meropriyatiya.docx | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми подготовительного возраста
Тема: « Мастерская чайных тайн»
Цель: формировать познавательный интерес к производству чая, истории его возникновения, его свойствах.
Образовательные: формировать элементарные знания об истории чая, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, разновидностях чая.
Воспитывающие задачи: воспитывать дружелюбие, толерантность; закреплять представления об источниках опасности в быту (горячая вода).
Развивающие задачи: развивать зрительные, тактильные, вкусовые, слуховые анализаторы у детей, умение сравнивать свойства по одному и нескольким признакам; развивать познавательный интерес, любознательность посредством создания проблемно-поисковых ситуаций; развивать умение делать выводы, умозаключения.
Материалы и оборудование:
по 3 стаканчика с заваркой на каждого ребенка, ломтики лимона и листья мяты по количеству детей для проведения экспериментов, таблицы для занесения результатов экспериментов, раздаточный материал(геометрические фигуры, цифры),фигуры теневого театра, разновидности чая: пакетированный, гранулированный, мелкий, средний, крупно-листовой; самовар, три чайника для заваривания чая, чайная посуда, сушки,варенье,сахар,щипцы,молоко,8 бумажных стаканчиков, сок, вода, слайды об истории чая,мольберт.
Предварительная работа:
написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
1 | Вводная часть | Дети и воспитатель входят в музыкальный зал. - Ребята, вот и пришло время прощаться с нашей красавицей елочкой. Как бы не было грустно, и было желание ,чтобы она задержалась рядом с нами подольше! (за кулисами раздается шепот, кто-то спорит) | Дети входят в зал |
2 | Основная часть | Воспитатель подходит к занавесу: - Что там происходит? Кто это? Появляются Фигуры теневого театра и начинают разговор 1 голос-« Я же вам говорю, что самый лучший напиток, именно у нас, в Китае, и ни где больше». На, вот, посмотри!(отдает шкатулку из-за занавеса в руки воспитателю) 2 голос:» Нет, В Англии он лучше!!! Ароматнее, насыщеннее!! Английский, самый лучший!!!»вот, возьми, посмотри(отдает другую шкатулку, в руки воспитателю) 3 голос: « А я вам говорю, что нет его лучше, чем в России!!!!И не спорьте со мной!! Наши русские традиции без него никуда!!!(отдают 3-ю шкатулку воспитателю) -Ребята, кто же это такие? Откуда они пожаловали? -Интересно, что они мне передали? Давайте посмотрим! Воспитатель ставит на стол 3 коробочки-открывает их. -«Ребята, а кто знает, что же это такое?» -Да, ребята, вы правы, это чай -А что такое чай? -Вы любите проводить опыты и эксперименты? Тогда я вас приглашаю в мастерскую чайных тайн. Экспериментальная деятельность №1 - У вас на столах – стаканчики. Ваши стаканчики пронумерованы.(1,2,3) Посмотрите внимательно, что в стаканчиках? -Давайте рассмотрим первый стаканчик -Посмотрите внимательно на содержимое стаканчиков под лупой, что же мы видим? -А теперь потрогайте его -Что напоминает? - Такой чай называется пакетированный, потому что он в пакетиках. -Возьмите второй стаканчик -Что вы видите, ребята? -Потрогайте его -На что похожи? Да, это шарики или гранулы. Это гранулированный чай. Что в третьем стаканчике? -Потрогайте его -Что напоминает? Такой чай называется крупнолистовой. Перед вами таблицы,в них 2 строки и 2 столбца. Вам нужно в верхней строке выложить цифры указанные на ваших стаканчиках. А в нижней строке положить соответствующую геометрическую фигуру обозначающую вид чая. -На какую геометрическую фигуру похож пакетированный чай? - гранулированный чай? - листовой чай? Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Дети проверяют свои таблички, сверив с демонстрацией на мольберте. Раздается Китайская музыка. -Ой,ребята, а куда же мы с вами попали, как вы думаете? -Правильно ребята, это Китай. Давайте посмотрим, как же Китай связан с чаем! (Встают и проходят на пуфики перед интерактивной доской) Закрывается занавес, меняется декорация) Демонстрируются слайды. Воспитатель ведет рассказ по ходу показа слайдов. - Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками. В Китае на родине чая, его начали разводить 2,5 тыс. лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. Раздаются звуки китайской музыки, открывается занавес, появляется китаянка с подносом для чайной церемонии. -Добро пожаловать к нам в Китай! -А знаете ли вы, что китайцы очень любят пить зеленый чай. И заваривают его вот в таком глиняном чайнике! -Ребята, давайте поприветствуем нашу гостью из Китая! -В Китае,перед чайной церемонией совершают небольшой танец. -Давайте вместе с нашей гостьей его совершим. Китаянка уходит за занавес Дети рассаживаются вокруг стола ,воспитатель заваривает чай в чайнике. Разливает в чашки и предлагает детям попробовать. Ребята,а какого цвета зеленый чай? -В этом и особенность этого чая, он практически не имеет цвета, прозрачный. -Понравился вам чай? Раздается английская музыка. -Ребята, как вы думаете куда теперь мы с вами попали?(ответы детей) -Да,это Англия Давайте, пройдем к доске, присядем на наши мягкие пуфики и узнаем ,как же происходит чайная церемония в Англии. Занавес закрывается,происходит смена декораций Англия. В этой стране очень часто бывает дождливая, пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без согревающего чая. -Агличане,очень часто сравнивают столицу Англии с нашим городом! -В каком городе мы живем? -Как вы думаете,почему они похожи? - В Англии пьют чай в основном в публичных местах – так называемых «чайных садах». Англичане пьют чай 3 раза в день: -утром во время завтрака; - в обеденное время за ланчем; -вечером Раздается бой курантов. -Ребята,а вот и время 5-часового чая в Англии! (открывается занавес, появляется джентельмен в цилиндре) -Уважаемые господа, время –пить чай, прошу вас проследовать на чайную церемонию!(удаляется) -Ребята, особенности заваривания чая в Англии состоят в следующем- сначала в чашку наливают молоко комнатной температуры, а затем уже горячий чай не долевая кипятка.(показ воспитателя) Экспериментальная деятельность №2 Ребята, а сможете ли вы по запаху определить, что находится в стакане? -А если не возможно определить по запаху, как еще можно определить? -Правильно, по вкусу! -А хотите попробовать ощутить себя дегустаторами? -У меня на подносе стоят стаканчики, они полностью закрыты. Попробуйте определить, сначала по запаху, затем по вкусу, что в них находится! -Расскажите, у кого, что находится? Давайте проверим, правы ли вы. Раздается русская народная музыка. -Ой, ребята, а как вы думаете, куда теперь мы попали? -Да, вы правы, мы на нашей Родине- Россия! А хотите узнать, как появился чай у нас, на Руси? Давайте пройдем к доске и узнаем о нашей чайной церемонии -В России в древности пили только травяные чаи и самым популярным чаем, был чай из кипрея, современное название этого растения иван- чай.(показ слайдов) Чай обладал лечебным свойством, в него добавляли цветы липы, ромашки. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю. С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах История краснодарского чая начинается с 1901. В этом же году рабочий удельного имения Иов Антонович Кошман посадил на небольшой площади чайную плантацию из 800 кустов. На этой плантации Кошман ежегодно собирал зеленый лист и изготовлял до 50 кг чая, который продавал в городе. Через 10 лет на Сочинской сельскохозяйственной выставке Кошман демонстрировал образцы готового русского чая из Солох-аула. Чай получил высокую оценку. Спустя несколько лет Кошман занял постоянное место на сочинском рынке, где продавал продукцию собственного изготовления. Она хорошо раскупалась. Сначала из любопытства, затем из-за его высокого качества. Местный чай был дешевле и не хуже импортного. Этот факт был признан купцами, которые положили начало производству чая. Теперь он известен как Краснодарский, хотя практически все чайные плантации находятся на территории Сочи. Раздается русско-народная музыка ,открывается занавес. Перед детьми появляется русская барышня, экспозиция русского застолья(самовар и предметы для чаепития) -Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать на наше чаепитие! Отведайте нашего ароматного чая!! Уж, мы, русские люди, умеем чаем угощать! Ну, не буду вам мешать в вашем чаепитии(уходит за кулисы) -Ребята,а давайте посмотрим, как же на Руси люди устраивали чаепития. Стол накрывали праздничной скатертью. В центр стола ставили самовар, заварочный чайник, сахарницу, угощение, лимон. Чай разливала хозяйка дома или старшая дочь, мужчины пили из стаканов с серебряными подстаканниками, а женщины из фарфоровой посуды. Сахар в чай не клали, а пили в прикуску. -Для этого брали специальные щипцы и откалывали небольшой кусочек. Музыкальная разминка -Ребята, а кто же главный герой такого чаепития? -А хотите немного отдохнуть и потанцевать? Экспериментальная деятельность №3 -А вы хотели бы поучаствовать в таком русском застолье? -Посмотрите, у вас на столах стоят чайные приборы (чашка с блюдцем, тарелки, накрытые салфеткой) -Откройте салфетки и посмотрите, что же там есть! (на каждого ребенка, на тарелке лежат: ломтик лимона, листок мяты, кусочек имбиря) -Какой лимон на запах, вкус? Попробуйте -А что за листок лежит на блюдце? -Да,это мята. Попробуйте, как он пахнет ,можно попробовать на вкус! -А что еще вы видите на тарелке? -Это ребята, имбирь! Кладезь витаминов! Его очень часто добавляют в чай. И тогда чай становится более полезным, ароматным. -Все эти ингредиенты можно добавлять в чай. У меня в заварном чайнике заварен чай, который передала нам гостья из России. Ребята, скажите пожалуйста, а какая должна быть вода, чтобы чай смог завариться? -Поэтому, завариванием чая должен заниматься взрослый человек. И дома, этим занимаются ваши родители! Сейчас, я каждому из вас налью чай, а вы подумайте, какие ингредиенты вы хотели бы добавить! Ребята, а я люблю пить чай с лимоном, всегда его добавляю! Ой, а почему мой чай посветлел? Раздается спор за кулисами, появляются герои из разных стран. -Ну, что вы так и спорите? -Ребята, давайте вспомним, в какой стране любят пить зеленый чай? Китаянка кланяется -Понравился вам мой чай? -А где любят пить чай с молоком? Англичанка приветствует детей -Понравился вам мой чай? -А где любят пить чай с лимоном, баранками и сушками? Русская барышня приветствует детей -Понравился вам мой чай? -Давайте рассудим наших гостей, кто же прав? -Поэтому, не ссорьтесь большое спасибо вам за такой вкусный чай, приходите к нам еще в гости! -До новых встреч! | Ответы детей Ответы детей. - Чай. Это растение Да Ответы детей Чай Дети берут в одну руку первый стакан,в другую лупу -измельченный чай, почти порошок Шарики Камешки,шарики Дети разминают чай в руках Листочки квадрат круг треугольник Дети проверяют свои таблички, сверив с демонстрацией на мольберте. Ответы детей Встают и проходят на пуфики перед интерактивной доской Ответы детей Дети вместе с воспитателем совершают поклон Ответы детей Дети выполняют движения по образцу Ответы детей Ответы детей Англия Дети рассаживаются на пуфики Ответы детей - Потому что разный чай Санкт-Петербург Ответы детей. Дети подходят к сервируемому столу Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети берут стаканчики, нюхают и пробуют содержимое. В стаканчиках находится вода, яблочный сок, чай с молоком Ответы детей Открывают стаканчики Ответы детей Ответы детей дети рассаживаются на пуфики Здравствуйте Дети вместе с воспитателем рассматривают атрибуты Ответы детей Самовар Ответы детей Дети танцуют танец под песню «Самовар пых-пых» Ответы детей Ответы детей Дети пробуют лимон на вкус Ответы детей Дети пробуют мяту Ответы детей Горячая дети самостоятельно, каждый в свою чашку, кладут ингредиенты, пробуют чай. Лимон кислый,чай светлеет Китай Да,понравился Англия Да,понравился Россия Ответы детей в каждой стране чай по своему хорош, полезен) Дети прощаются |
3 | Заключительная часть | Раздается спор за кулисами, появляются герои из разных стран. -Ну, что вы так и спорите? -Ребята, давайте вспомним, в какой стране любят пить зеленый чай? Китаянка кланяется -Понравился вам мой чай? -А где любят пить чай с молоком? Англичанка приветствует детей -Понравился вам мой чай? -А где любят пить чай с лимоном, баранками и сушками? Русская барышня приветствует детей -Понравился вам мой чай? -Давайте рассудим наших гостей, кто же прав? -Поэтому, не ссорьтесь большое спасибо вам за такой вкусный чай, приходите к нам еще в гости! -До новых встреч! | Китай Да,понравился Англия Да,понравился Россия Ответы детей в каждой стране чай по своему хорош, полезен) Дети прощаются |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов : «Грач на горе-весна на дворе».
Методическая разработка включает примерное содержание совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы ,по ознакомлению с одной из дат народного календаря: " Г...
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов: «Почему ноябрь пегий?»
Методическая разработка включает примерное содержание совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов : ...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы в образовательной области «Выпускной бал»
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы в образовате...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы Тема: Рассматривание репродукции картины В.Н. Бакшеева «Голубая весна»
Конспект совместной образовательной деятельности педагогас детьми подготовительной группыс использованием здоровье сберегающих технологий по рассматриванию репродукции картины В.Н. Бакшеева «Гол...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Путешествие по сказкам»
Углубление и расширение знаний у детей о сказках, пополнение словарного запаса, вспоминая знакомые сказки....
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Поможем бабушке»
Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания зерна и изготовлении хлебобулочных изделий....
Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста Тема : «В гости к Мишке на день рожденья!»
-Ребята Миша пригласил нас на свой День рожденья! Скажите, что нам нужно для того чтобы пойти к нему в гости?(Нарядиться, взять подарки, шарики).-Давайте ребята красиво нарядимся и отправи...