Проект на тему: "Я познаю мир".
проект (старшая группа)
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_poznayu_mir.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ “Я ПОЗНАЮ МИР”
Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Соловушка» Курского района Бубликова Надежда Евгеньевна
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.
В.А Сухомлинский
Актуальность. Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Поэтому одним из важных направлений по формированию здорового образа жизни является экспериментально-исследовательская деятельность. Каждый день дети общаются, играют в разные игры, рассказывают сказки, поют, танцуют, внося в свою деятельность элементы познания окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир.
Проблема. Я часто слышу вопросы, зачем нужно мыть руки? А кто такие микробы? Опасны ли микробы для здоровья? Ответы на эти вопросы мы решили искать с помощью родителей, друзей, и конечно же с помощью интернет ресурсов.
В поиске информации я нашла мультсериал «Команда Познавалова», созданный общероссийской общественной организацией поддержке президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело» который помог разработать и реализовать на практике мой успешный проект.
О чем будет наш проект? О самом важном, о здоровье. Ведь Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования выделяет одну из важных задач: охрана и укрепление физического здоровья детей. А еще он будет о пытливости ума, познавательных способностях, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
Цель проекта: формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих через экспериментально – исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить детей с цифровым микроскопом;
- формировать представления о жизнедеятельности микроорганизмов в окружающем нас мире;
Развивающие:
- развивать познавательные интересы посредством опытно-экспериментальной деятельности;
- развивать интерес к здоровому образу жизни;
- развивать у детей умственные способности, познавательную активность, любознательность, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику, совершенствовать навыки игровой деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены;
- воспитывать доброжелательное отношение к друг другу .
Тип проекта: познавательно –исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный
По количеству участников: групповой
Участники проекта:
- дети 5-6 лет,
- воспитатель,
- родители,
- педагог-психолог,
- ПДО по хореографии.
Срок реализации: сентябрь 2019г. - май 2020г.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- ознакомление детей с понятием “микроскоп”, с историей микроскопа, его строением и как он работает;
- овладение исследовательскими умениями и навыками;
- проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- расширение представлений о предметах, объектах исследования, явлениях природы окружающего мира;
- овладение детьми внутренней мотивации к познанию окружающего мира, интересом к происходящим вокруг него явлениям.
МЕХАНИЗМ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный.
Сбор материала: информационный, методический, дидактический; проведение опроса детей с целью уточнения представлений, имеющейся информации у детей о микробах, зачем мыть руки, чем опасны микробы, с помощью модели трех вопросов: «Что я знаю? Что я хочу узнать? Как узнать?».
- Что я знаю?
Микробы-это бактерии, грязь (Даша, Стас).
Руки нужно мыть, чтобы они были чистые (Даниил).
Микробы опасны тем, что можно заболеть (Ваня, Лера).
- Что я хочу узнать?
Какие бывают бактерии? (Саша).
Как правильно нужно мыть руки? (Маша).
Можно ли увидеть микробы? (Кира).
- Как узнать?
Посмотреть фильм (Миша).
Прочитать в книге (Дима).
Спросить у родителей (Даша).
Спросить у воспитателя (Кирилл).
Найти в интернете (Ваня).
Исходя из данных опроса, определены цель и задачи в соответствии с возрастом и образовательными областями, спланирована дальнейшая деятельность, составлена «паутинка» проекта.
ПАУТИНКА ПРОЕКТА
Этап | Сроки | Образова-тельная область | Содержание образовательной деятельности | Результат | |||||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Работа с родителями | |||||||
Подготовительный | 15.09.19г.-8.10.19г. | Определение цели и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности; выявление первоначальных знаний детей о микробах, бактериях, микроскопе; Подбор литературы, фотографий; Ввод детей в проблему. | Принятие задачи проекта. | Знакомство родителей со значимостью проектной деятельности в ДОУ; Консультация «Экологическое воспитание детей» | Уровень знаний по теме: достаточный – 10%; близкий к достаточному – 25%; недостаточный – 65%. Родители информированы, у детей вызван интерес. | ||||
Основной | 9.10.19г.-6.04.20г. | Социально-коммуни-кативное развитие | Беседы: «Как правильно мыть руки?», «Сиди за столом правильно», «Личная гигиена», «Что такое микроскоп?». | Рассматривание выставки в книжном уголке; создание экологического словаря; сюжетно-ролевые игры: «Команда Позновалова», «Ученые-путешественники» | Информирование по тематике бесед. Буклет для родителей «Как правильно мыть руки». | Развитие свободного общения детей со взрослыми, коммуникативных навыков, всех компонентов речи. | |||
Познава-тельное развитие | Просмотр мультсериала “Команда Позновалова” Образовательная деятельность. | Лаборатория “Мир под микроскопом”. Проведение опытов и экспериментов, опытно-экспериментальная деятельность: “Мыльные пузыри”, “Огород на окне”. Проведение НОД “Нам микробы не страшы”. | Семинар для родителей: | Появление познавательного интереса у детей. | |||||
Основной | 9.10.19г.-6.04.20г. | Речевое развитие | Образовательная деятельность. Чтение художественной литературы: В. Приходько «Вот когда я взрослым стану»; Р. Сеф «Мыло»; И. Токмакова «Гном»; Р. Куликова «мыло»;О. Нэш «Микроб»; Я. Бжехва «Муха – чистюха»;. | Дидактические игры: «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?», “Солнечные зайчики”, | Тематическая викторина: | Расширение тематического словаря, развитие логического мышления. | |||
Художест-венно-эстетичес-кое развитие | Подготовка шаблонов для изготовления аппликаций, просмотр мультфильмов. | Рисование «Укрась полотенце», рисование “Микробы под микроскопом”, аппликация “Гигиена- царица здоровья”, изготовление кинетического песка своими руками. | Родительское собрание-игротека: «Нам микробы не страшны”, изготовление лепбука “Личная гигиена”. | Чувство радости от творческой деятельности. | |||||
Физичес-кое развитие | Формировать потребность у детей в двигательной активности и физическом совершенствовании. Составление картотеки утренней гимнастики. Пальчиковые игры. | Разучивание подвижных игр на прогулках:«Найди себе пару», “Ловишки”, “Горелки”, “Целевая прогулка”. | Изготовление атрибутов к подвижным играм. | Пополнение игрового запаса ребенка и родителей | |||||
Заключительный | 7.04.19г.-15.05.19г. | Повышение уровня знаний детей об ответственном отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Изготовление напольной игры “Лаборатория Команды Познавалова” | Участие в изготовлении напольной игры. | Развитие активного интереса. |
ИТОГ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
В результате работы над проектом у детей:
∙ ознакомление детей с понятием “микроскоп”, с историей микроскопа, его строением и как он работает;
∙ дети дошкольного возраста выведены на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности;
∙ овладели исследовательскими умениями и навыками;
∙ проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
∙ сформировано умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
∙ расширены представления о предметах, объектах исследования, явлениях природы окружающего мира;
∙ у детей сформирована уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
овладение детьми внутренней мотивации к познанию окружающего мира, интересом к происходящим вокруг него явлениям.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
- выставка рисунков, поделок;
- оформление стенда “Юные исследователи”;
- изготовление напольной игры “Лаборатория Команды Познавалова”.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА:
- внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
- совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
- пополнять предметно – развивающую среду;
- систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
- наглядный материал: плакаты, фотографии, иллюстрации, энциклопедии, карточки, аудио – и видео записи;
- консультативный материал для родителей;
- картотека подвижных игр.
- микpocкoп, предметные стекла, покровные стекла, готовые образцы исследования, срезы овощей и фруктов, пинцеты, вода из лужи, очищенная вода, дрожжи, хлеб, подсолнечное масло, пена для бритья, лyпы, зубочистки, зepкaлa, мерные ложечки, пипeтки, линeйки, мылo, щeтки, гyбки, oднopaзoвыe шпpицы, пищeвыe кpacитeли, пecoчныe чacы, нoжницы, лocкyтки ткaни, coль, сахар, клeй, плacтикoвыe бaнки, бyтылки, cтaкaны paзнoй фopмы, вeличины, лoпaтки, фopмoчки. пecoк, вoдa, лиcтья растений, бyмaгa для зaпиceй и зapиcoвoк, кapaндaши, флoмacтepы, краски, кисти, пластины медные и цинковые, гирлянда, зажимы, воздушные шарики, халаты, головные уборы, перчатки, влажные салфетки, спрей для обработки материалов, полотенце, ноутбук, планшет, телевизор, картинки с иллюстрациями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3.Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4.Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5.Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. « Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», « Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6.Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
7.РыжоваН.А. « Игры с водой и песком», Обруч, — № 2.
8.Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч, — № 2.
9.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10.Цыплякова О . «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
11. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Познай этот мир, малыш!» (Игры с водой)
Развивающие занятия и игры с водой для ребенка, открывают дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания.Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш – это вод...
Краткосрочный проект по разделу «Ребенок познает мир» Тема: «Что такое лёд»
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «лёд». Экспериментальным путем закрепить представления детей о твердом состоянии воды – лёд (выявить что лед – твердое вещество, плавае...
Педагогический проект на тему "Я познаю мир".
Педагогический проект на тему: «Я познаю мир»Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.Задачи: 1....
Проект на тему "Познай природу и себя в ней" (развитие познавательных способностей дошкольников через изучение космоса)
описание педагогического опыта по работе над проектом с целью развития познавательных способностей дошкольников через изучение космоса...
Проект на тему «Валеология: познай себя»
Актуальность проблемы. Настоящее экологическое состояние ставит под угрозу национальное здоровье, снижает трудоспособность современного чело...