Выступление на педагогическом совете «Решение задач социального воспитания в трудовой деятельности
материал

Максимова Наталья Александровна

Педчас 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchas_vystuplenie.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Березка» с.Николо-Березовка» муниципального района

Краснокамский район Республики Башкортостан

Выступление на педагогическом совете

на тему:

«Решение задач социального воспитания

в трудовой деятельности»

                                                                                 Воспитатель: Максимова Н.А.

                                                                                 

с.Николо-Березовка, 2021

«Решение задач социального воспитания в трудовой деятельности» СЛАЙД 1

      Задачи по формированию к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

В комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» важными программными задачами социально-коммуникативного развития старших дошкольников в процессе трудовой деятельности являются: СЛАЙД 2 

- обогащать и систематизировать представления детей о труде и профессиях людей; показать связь между разными трудовыми действиями и их результатами в производственных цепочках;

- содействовать дальнейшему развитию интереса к содержанию и значению трудовой деятельности взрослых, углублять представление о социальной ценности труда и его результатов;

- продолжать приобщать к разным видам индивидуального и коллективного труда;

- содействовать овладению культурой трудовой деятельности: выполнять работу качественно, аккуратно, своевременно, ответственно; правильно использовать инструмент и материалы; замечать ошибки и быстро исправлять по своей инициативе;

- знакомить со структурой трудовой деятельности: учить принимать и ставить цель, определять мотив, планировать последовательность действий, оценивать результат;

- содействовать становлению способов самообслуживания (умывание, одевание, накрывание на стол, частичная уборка помещения); навыков поведения в быту, в повседневном общении, в общественных местах.

                                                                                                                                  По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: СЛАЙД 3

1. Самообслуживание.

2. Хозяйственно-бытовой труд.

3. Труд в природе.

4. Ручной и художественный труд.

Все они помогают решению всех этих задач. Остановимся подробнее на каждом из них:                                                                                                                                                                    

1. Самообслуживание. (СЛАЙД 4) Дети учатся одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкафчики, оказывать друг другу посильную помощь, своевременно и самостоятельно использовать навыки личной гигиены: (СЛАЙД 5) правильно мыть руки перед едой и по мере загрязнения. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей. Например, перед мытьём рук говорим, «Сегодня Пчёлка (какой-либо герой) будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Или же с применением потешек, например, «Водичка, водичка, умой моё личико». А во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является поощрение ребёнка. Позже у детей начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеют сами.  Например, «Вика помогла развязать пуговицу Алиму», или «Как хорошо поступил Матвей, он помог Роме убрать конструктор». Действующим приёмом является привлечение детей к анализу результатов труда.  Например, «Сейчас мы с Лерой и Арсланом посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Амалия». Ко всему этому мы стараемся дать детям больше самостоятельности. Приучаем детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т. е. забыл убрать обувь – может потеряться, не сложил аккуратно спортивную форму – она помнется, не положил варежки сушить – будут мокрыми.                                                          

2. Хозяйственно-бытовой труд (СЛАЙД 6) пронизывает всю повседневную жизнь детей. Он постоянен и необходим: (СЛАЙД 7) приготовить рабочее место, убрать всё по окончанию работы, вымыть и аккуратно поставить игрушки, спортивный инвентарь, протереть полки с игрушками. Приучая детей к хозяйственно-бытовому труду, мы формируем бережное отношение к вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление: дети с большим удовольствием следят за чистотой одежды у кукол, помогают мыть игрушки. Вместе с детьми мы ремонтируем (лечим) игрушки и книги. Основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой деятельности.

Так как дети не одинаково владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения можно давать как одному ребёнку, так и небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок на полке с книгами («Ведь нельзя садиться обедать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убирают мы их постоянно подбадриваем: «Как приятно смотреть на детей; когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!». Так же приобщаем детей к выполнению таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Например, просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.

(СЛАЙД 8) С младшего возраста мы начинаем учить детей дежурить по столовой. В группе имеется уголок дежурства.  Дети помогают помощнику воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают воспитателю в подготовке к занятиям. Поручения и дежурства становятся постоянными формами труда в группе, и дети достигают определенных успехов. На данном этапе ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. К такому виду труда можно привлечь детей через сюжетно-ролевые игры, например, «Угостим куклу чаем».

Очень важно, чтобы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности: инициатива, товарищеская взаимопомощь, хорошее и качественное выполнение трудовых процессов. Особое внимание уделяем развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.                                                                                                                   3.  Труд в природе (СЛАЙД 9) очень любимый детьми вид трудовой деятельности. В процессе трудовой деятельности в природе у ребенка формируется ответственность за тех, кто беззащитнее его. Ребенок ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Труд в природе особенно ответственен, потому что небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям. Дети с особым теплом заботятся о растениях, поливают, удаляют сорняки на клумбах. (СЛАЙД 10) Вместе с детьми 1 марта мы посадили семена цветов, помидоры, перец, рукколу и лук, за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом. В мае планируем высадить цветы в клумбы. (СЛАЙД 11) Дети видят непосредственный результат своего труда – радующие глаз цветочные клумбы.    

4. Ручной художественный труд (СЛАЙД 12) несет практическую и полезную направленность. Вместе с детьми мы делаем разнообразные поделки из бумаги, картона, природного и бросового материала (человечки, представители фауны, открытки к праздникам). Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкую моторику рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца. Детский труд своеобразен: он прост по содержанию, доступен по характеру выполняемых действий, связан с игрой. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять различным играм, в частности сюжетно-ролевым. Дети могут строить сюжет игры, опираясь на личный опыт. В игре дети отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это еще именно игра, а не труд.  

В совместной деятельности с детьми, в режимных моментах, можно использовать такой методический прием, как решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если б не было строителей (врачей, водителей, парикмахеров и т.д.)?». Ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить предположения. Тем самым мы приходим к выводу о необходимости и важности труда людей разных профессий.                                                                  (СЛАЙД 13) Для ознакомления детей с профессиями ближнего окружения возможно организовать экскурсии по детскому саду: прачечная, медицинский кабинет, наблюдения за работой помощника воспитателя, охраны. Сотрудники рассказывают о своем труде, о том какую пользу приносит труд для детей, посещающих детский сад и о том, как важно добросовестно относиться к труду. (СЛАЙД 14) На прогулках организовывать наблюдения за трудом дворника. (СЛАЙД 15) Во время знакомства с профессией дворника дети вместе с ним убирают территорию сада: зимой расчищают дорожки от снега, в теплое время года убирают ветки, сухие листья. Общий труд детей способствует задач нравственного воспитания. Всё это нужно не какому-то одному участнику труда, а всем вместе.                                                                                                                                          

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Поэтому особое внимание в вопросах трудового воспитания детей уделяем взаимодействию с родителями: обмениваемся рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, папки-передвижки, буклеты). Родители принимают активное участие в педагогическом процессе: (СЛАЙД 16) зимой очищают площадку от снега, изготавливают костюмы для сюжетно-ролевых игр, для организации трудовой деятельности (лопаты, веники, вёдра), участвуют с детьми в совместных творческих выставках рисунков и поделок.                                                                                                                          

В социально – коммуникативном развитии дошкольника труд вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т.е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. (СЛАЙД 17)                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач эстетического воспитания в музыкальной деятельности

Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей....

Выступление на педагогическом совете на тему: Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО

Выступление на педагогическом совете на тему: Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО...

Выступление на педагогическом совете. Деловая игра "Физическое воспитание детей дошкольного возраста"

Игра для воспитателей по физическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Гражданское воспитание дошкольников посредством взаимодейсвия с социумом"( из опыта работы).

Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности...

Выступление на педагогическом совете с темой "Сенсорное воспитание детей в домашних условиях"

Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наи...

15.05.2024 Консультация для педагогов на педагогическом совете «Решение задач патриотического воспитания в процессе изодеятельности»

Консультация для педагоговна педагогическом совете  «Решение задач патриотического воспитания в процессе изодеятельности»...