Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе предметно - игровой деятельности
презентация
Презентация практических достижений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorbunova_i.g._wecompress.com_.pptx | 887.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе предметно - игровой деятельности
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия: изучение работ отечественных педагогов по вопросу сенсомоторного развития детей третьего года жизни ( Я. А.Янушко Ш.А. Абдулова , Г. А. Урунтаева , С.Л. Новоселова, Н.М. Щелованов , Э.Г. Пилюгина и др.). Методические условия: анализ литературы по сенсорному развитию детей раннего возраста. Янушко Я. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года», Павлова Л.А. «Познание окружающего мира с детьми третьего года жизни», Венгер Л. А. Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б. « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6лет» Организационно-педагогические условия: выступление на Педагогическом совете; обмен опытом работы по теме в профессиональных педагогических сообществах: nsportal , инфоурок
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования В отечественной дошкольного педагогике и практике работы ДОУ накоплен методический материал по использованию дидактических игр и пособий для формирования познавательной активности через сенсорное развитие воспитанников раннего возраста Необходимость переосмысления подходов к организации работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию и взаимодействия с родителями с учетом новых требований
Теоретическо е обоснование личного вклада педагога в развитие образования Венгер Л. А. Для полноценного сенсорного развития необходимо исключить практику знакомства детей раннего возраста с двумя - тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Такое обучение ограничивает круг получаемых ребёнком представлений о свойствах предметов, а заучивание отдельных разновидностей свойств ведёт к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности Урунтаева Г.А. Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. Янушко Я. А. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств: (газ, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа
ЦЕЛЬ: Создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста в процессе предметно - игровой деятельности с учётом индивидуальных возможностей ЗАДАЧИ: Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве). Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.) Направления работы: Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов) Обучение способам обследования предметов Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина) Цели и задачи педагогической деятельности
Ведущая педагогическая идея Процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста будет проходить более успешно, если: 1.В процессе сенсорного воспитания детей педагог будет опираться на возрастные особенности детей раннего возраста. 2.Ведущим средством сенсорного воспитания детей раннего возраста будет игра .
Этапы работы Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования I подготовительный этап : изучение литературы по теме; определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; постановка цели и задач для детей раннего возраста; организация предметно-развивающей среды в группе; II этап - Основной или практический: Формы работы с детьми: подгрупповая индивидуальная Методы работы: Словесные: Объяснение рассказ чтение беседа Практические: упражнения Инд. работа самостоят . деят . детей Наглядные: -Наблюдение III итогово - обобщающий этап Заключительная часть: рефлексия; Проведение мастер-класса для родителей. Открытый просмотр НОД
I этап - Подготовительный изучение литературы по теме; определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; постановка цели и задач для детей раннего возраста; организация предметно-развивающей среды в группе;
II этап – Основной или практический Формы работы с детьми Самостоятельные игры Индивидуальная работа Непосредственно образовательная деятельность
Формы работы с детьми Игры с цветным конструктором крупного размера Игры с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме Игры с матрешками Игры с вкладышами
Формы работы с детьми Игровые образовательные ситуации Работа с предметными и сюжетными картинками Чтение художественной литературы Игры с песком и водой в центре «Вода и песок»
Игры с пластилином Игры с конструктором, мозаикой Игры с пуговицами – пуговичный массаж Игры с крупами (пересыпать крупу) Шнуровки Рисование Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры Средства для развития мелкой моторики
- Словесный метод - Наглядно - действенный метод - Практический метод - Игровой метод Методы развития у детей раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности
Организация развивающей предметно - пространственной среды по сенсорному воспитанию
Организация развивающей предметно - пространственной среды по сенсорному воспитанию
III итогово - обобщающий этап Взаимодействие с семьями Родительское собрание «Страна сенсорики » Беседы о роли развивающих игр для малышей. Наглядная информация: папки-передвижки («Развитие мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». Семинар – практикум «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук» Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. Конкурс «Игры и пособия в обогащении сенсорного опыта детей».
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны «В гостях у сказки Колобок» Цель: Интерес к рассматриванию, слушанию; чтение и разучивание сказок, чтение и рассматривание иллюстраций к народным сказкам «Колобок». Учить детей вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ о любимых сказочных персонажах. Учить различать слова с противоположным значением (добрый -злой, большой -маленький и т.д.). Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать интерес к художественной литературе. Д/И «Большое и маленькое » Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине. Д/И «Лист бумаги» Цели. Помогать детям ориентироваться на листе бумаги . Д/И «Фигуры играют в прятки» Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы. Д/И «Круглое и квадратное» Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы Перспективный план использования дидактических игр
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Обогащение развивающей предметно-пространственной среды «Неделя здоровья» Цель : Формировать знания детей об организме человека, о здоровье и его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики, охраны и укреплении здоровья. Расширять представление о здоровье и важных компонентах здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Д/И «Круглое и квадратное» Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы. Д/И «Переливание воды» Цели. Развивать осязание: знакомить со свойствами жидкости. Д/И «Прячем руки» Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп. Д/И «Помяли, пощипали!» Цели. Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами. Материалы. Тесто, пластилин, глина. Д/И «Горячо — холодно» Цели. Развивать осязание.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Систематизированы дидактические игры в картотеки по всем формам восприятия, определено место игровой деятельности по сенсорному развитию в циклограмме деятельности воспитателя; Разработан перспективный план работы с детьми на год с учетом методик ; Определены эффективные формы работы с родителями по сенсорному воспитанию детей раннего возраста; Разработан список компонентов РППС группы раннего возраста с учетом использования современного оборудования; Намечена перспектива обогащения РППС за счет самодельного оборудования; Обобщен опыт по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Сетевое педагогическое сообщество Публикация на официальном сайте Всероссийского издания Портал Педагога учебно-методический материал по теме: Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста. ( ссылка ) 2017 г. Диплом 2 место во Всероссийском конкурсе по теме: Формирование речи и коммуникативных навыков у дошкольников 2017 г. На муниципальном уровне Сертификат участника муниципального конкурса детских рисунков «Мой любимый город Бор» 2018 г. Сертификат участника муниципального смотра-конкурса «Лучший новогодний участок» среди дошкольных учреждений 2018 г. Сертификат участника Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» Управление образования и молодежной политики администрации городского округа г. Бор 2019 г . На уровне ДОУ - Выступление на Педагогическом совете «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с реализуемой основной образовательной программой МАДОУ детского сада № 10 «Колобок» с темой «Организация центра по сенсорному развитию » - Обобщение опыта по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность ( 2018 - 2019 уч.год )
ЛИТЕРАТУРА Нормативные документы - Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года - Федеральный Государственный Образовательный Стандар Дошкольного Образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155 - СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» Литература 1.Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития дошкольников- М,Астрель,2009г 2. Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют»- Екатеренбург : Паритет, 2005г 3. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики» 4. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» 5.Галянт И. «Пальчиковые игры»-Дошкольное воспитание- 2011г 6.Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры»-Литера, 2005г 7. «Мелкая моторика в психофизическом развитии детей»- Дошкольное воспитание, №1 2005г 8. Новиковая О. «Веселые пальчиковые игры»- Москва-Санкт-Петербург. Из-во «Сова», 2005г 9. Плутаева Е. «Развитие мелкой моторики у детей 2-4 лет- Дошкольное воспитание- 2011г 10. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»- М, Родничок, 2012г 11.Светлова И.Е. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук»- М, Детство-пресс, 2012г 12. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»-М, Эксмо , 2007г 13. Узорова О.В. «Игры с пальчиками»- М, Астрель , 2005г 14. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь»- СПБ, Речь,2010г 15. Черенкова Е.Ф. «Оригинальные пальчиковые игры»- М, Дом ХХ l век, 2014г
Создатели презентации Адрес МАДОУ детский сад № 10 «Колобок»: 606443, Россия, Нижегородская область, г. Бор, ул. Новая д.8 Телефон: 8 (83159) 2-78-68 Сайт: ds10kolobok.caduk.ru Воспитатель: Горбунова Ирина Геннадьевна Контактная информация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
(Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...
Рекомендации для педагогов по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Методика проведения игр на сенсорное развитие:...
«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...
Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и ...
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Материал для воспитателей ДОУ...
Рекомендации для педагогов по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Рекомендации для педагогов по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности. Методика проведения игр на сенсорное развитие....
Статья Тема: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей раннего возраста по средствам дидактических игр....