Рекомендации для педагогов по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
учебно-методический материал (младшая группа)
Рекомендации для педагогов по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
Методика проведения игр на сенсорное развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов
по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Дети в возрасте от 1 года до 3 лет чрезвычайно любознательны и обладают хорошей памятью. При помощи простейших средств развития ребенка, не требующих специальных знаний, нужно постоянно заниматься формированием его сенсорного восприятия.
В группе или на прогулке важно акцентировать внимание на сенсорных эталонах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи.
Развитие детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игровой форме. В процессе игры происходит и формирование представлений о геометрических телах и фигурах. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребенка пространственного мышления.
Методика проведения игр на сенсорное развитие:
- У детей от 1 года до 3 лет возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия.
- Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
- Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
- Учите детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
- С детьми раннего возраста необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, пирамидки, матрешки). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к игрушке, учить их играть с ним.
- Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
- У детей от 1 года до 3 лет возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия.
- Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
- Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
- Учите детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
- С детьми раннего возраста необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, пирамидки, матрешки). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к игрушке, учить их играть с ним.
- Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
- Известные детям игры становится более интересными, если в их содержание вводиться что – то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
- При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
- Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
- Подводя итоги игры с детьми, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
- Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (например: посуда – игра «Детский сад», «Повар» и др.).
- Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам.
- Большое значение в этом возрасте имеют:
- Игры с песком и водой, где ребенок пересыпает и переливает из одной емкости в другую.
- Различные движущиеся игрушки; динамические игрушки.
- Игрушки контрастных размеров для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки, формы-вкладыши и т.д.
- Пластмассовые и деревянные конструкторы, конструкторы «Лего», настольная и напольная мозаика.
- Игрушки различной формы (круглые, кубические), емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать.
- Разрезные картинки, кубики с картинками; парные картинки.
- Шнуровки, застегивающиеся коврики.
- Игрушки различной величины (например: машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель).
- Мячи разных размеров и в достаточном количестве.
- Настольно – печатные игры по ФЭМП и другие.
- Правильно подобранные по цвету, форме, величине, звучанию, тактильным качествам игрушки и пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.
- В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
(Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....
"Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно - игровой деятельности"
Презентация по самообразованию в ясельной группе...
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...
Рекомендации для педагогов по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Методика проведения игр на сенсорное развитие:...
Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и ...
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Материал для воспитателей ДОУ...