ПРоблемные ситуации
картотека

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_problemnyh_situatsiy.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека проблемных ситуаций

старшая и подготовительная группы


Тема: «Грибы» Старшая группа Ситуация: Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. Цель: Побудить детей к поиску информации о грибах Область применения: НОД, экскурсия в лес в парк

Тема: «Фрукты» Старшая группа Ситуация: Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться? Цель: Обобщать знания детей о фруктах. Область применения: НОД, сюжетно-ролевая игра «Фруктовый магазин», исследовательская деятельность.

Тема: «Деревья» старшая группа Ситуация: Дети получают письмо из леса от Лесовичка о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы

Тема: Пожар» старшая группа Ситуация: В квартире у тёти кошки пожар. Сторож –дворник кот Василий испугался и не знает, что ему делать Цель: Уточнить правила безопасности при пожаре, развивать мышление Область применения: НОД, игра

Тема: «Лекарственные растения» старшая группа Ситуация: Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать. Цель: Закрепление правил поведения в опасных ситуациях. Область применения: Сюжетно-ролевая игра: «Поход», прогулка

Тема: « Лес» Старшая группа Ситуация: Сорока принесла в детский сад сюжетную картину, изображающую голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь. Цель: Уточнить знания детей о пользе леса Область применения: НОД, экскурсии в лес, в парк

Тема: «Дары леса» Старшая группа Ситуация: В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали? Цель: Активизировать познавательную деятельность в процессе решения проблемы Область применения :НОД, совместная деятельность

Тема: «Удивительное место на Земле» Старшая группа. Ситуация: Скоро наступят зимние каникулы. Лена и мама поедут в Финляндию ,а Миша в Австралию. Помогите им собрать вещи. Цель: Активизировать познавательную деятельность в процессе решения проблемы. Область применения: Исследовательская деятельность.

Тема: « Зима» Старшая группа Ситуация: Ира потеряла по дороге варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки? Цель: Развивать мышление, придумывать свой выход из ситуации Область применения: Одевание на прогулку, прогулка

Тема: «Помоги Золушке» Старшая группа Ситуация: Мачеха велела Золушке к обеду испечь пироги, а муки нет. Помогите Золушке. Цель: Побудить детей к выходу из ситуации Область познания: НОД, Дидактическая игра: «Разложи по порядку»



Подготовительная группа

Тема: «Земля» подготовительная группа Ситуация: Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков. Цель: Развивать умения, как поступить в непредвиденной ситуации Область применения: НОД, сюжетно-ролевая игра, совместная деятельность

Тема: «ОБЖ» подготовительная группа Ситуация: Машенька заблудилась на улице и не может найти дорогу домой .Что же ей делать? Цель: Закреплять у детей знания правил поведения в опасных ситуациях , развивать мыслительную деятельность. Область применения: НОД, совместная деятельность, прогулки

Тема: «Объём» подготовительная группа Ситуация: Незнайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. Цель: Развивать у детей логическое мышление. Область применения: Исследовательская деятельность

Тема: «Молоко» подготовительная группа Ситуация: Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока? Цель: Развивать воображение, логическое мышление. Область применения: НОД, познавательные вечера

Тема: «Муравьи- санитары леса» подготовительная группа Ситуация: В детский сад прилетела сорока с письмом от царя леса Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу? Цель: Уточнить представления детей о пользе муравьёв Область применения: НОД, экскурсии

Тема: «Условия роста растений» подготовительная группа Ситуация: Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше Цель: Активизировать познавательную деятельность в процессе решения проблемы Область применения: Исследовательская деятельность

Тема: «Свойства воздуха» Подготовительная группа Ситуация: Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Незнайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет Цель: Упорядочить знания детей о свойствах воздуха. Область применения: Исследовательская деятельность

Тема: «Свойства дерева» подготовительная группа Ситуация: Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать? Цель: Формировать свою точку зрения в процессе решения проблемы. Область применения: исследовательская деятельность



Проблемные вопросы к занятиям.

Формирование элементарных математических представлений.

Зачем нужна людям математика?

-Все ли геометрические фигуры имеют углы?

-Что надо сделать, чтобы из квадрата получилось два треугольника?

-Зачем нужны геометрические фигуры?

-Что надо сделать ,чтобы узнать какая полоска шире?

-Как можно измерить высоту предмета, если не иметь линейки?

-Что нужно сделать, чтобы разделить фигуру на равные части?

-Можно ли придумать новую геометрическую фигуру?

-Что нужно сделать, чтобы решить задачу?

-Зачем нужно уметь считать?

Введение в грамоту

-Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу?

-Из чего состоит слово,если мы его произносим?

-Из чего состоит слово,если мы его пишем?

-Может ли слово состоять только из гласных звуков?

-Может ли слово состоять только из согласных звуков?

-Что образует слог?

-Что определяет границы предложения на письме?

-Что определяет границы предложения в речи?

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.

-Что будет ,если в сказке появится новый герой?

-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа ,о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

- Как медведю жить в теремке и не сломать его?

- Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?

- Как козляткам не пустить волка в дом?

- Как Маше не заблудиться в лесу?

- Как помочь медведю полить малину?

- Как помочь Великану прочитать маленькую книжку?

- Зайку бросила хозяйка.

- Как козленку не заблудиться в саду?

Изобразительное искусство.

Рисование.

-Можно ли нарисовать портрет без кисточки?

-Что произойдет ,если смешать краски между собой?

-Почему цвета называют теплыми и холодными?

-Как при помощи цвета передать настроение?

-Почему рисунок одного и того же предмета у разных людей выглядит непохоже?

-Может ли портрет рассказать о самом человеке?

-Какую картину называют натюрмортом?

Лепка

-Что получится, если к шарику прикрепить столбик?

-Что будет ,если согнуть глиняную палочку?

-Что нужно сделать, чтобы слепить снеговика?

-Что произойдет, если части предмета соединить непрочно?

-Зачем нужно стека?

-Что нужно сделать, чтобы придать образу выразительности?

Аппликация

-Для чего нужно знать правила работы с ножницами?

-Почему говорят : «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?

-Что нужно сделать, чтобы за один раз вырезать несколько деталей?

-Можно ли заменить бумагу другим материалом?

-Как узнать, какой материал лучше использовать для работы?

-Что нужно сделать ,чтобы вырезать симметричную фигуру?

-Если использовать природный материал, то приемы работы будут такие же как и с бумагой?

Конструирование.

-Как узнать ,сколько деталей потребуется для постройки?

-Почему шар может катиться, а кубик нет?

-Почему одни постройки из одних и тех же деталей получаются разными?

-Почему одни постройки получаются прочными, а другие нет?

-Можно ли сконструировать поделку из бумаги?

-Что нужно сделать, чтобы из листа бумаги сложить снеговика?

-Какой схеме соответствует постройка?

Развитие элементарных экологических представлений.

-Почему тает снег на ладони?

-Для чего птицы улетают в теплые края? -Что произойдет, если исчезнут растения?

-Что произойдет, если пересохнут реки?

-Почему зимующим птицам трудно зимой?

-Что произойдет ,если времена года наступят не в свой черед?

-Почему хрустит снег под ногами?

-Почему из тучи идет дождь?

Логика.

-Почему птицы летают ,а люди нет?

-Почему днем светло ,а ночью темно?

-Можно ли пронести воду в решете?

-Что общего между цифрой четыре и слоном?

-Что нужно сделать, чтобы получить последующее число?

-Зачем кошке мягкие лапки?

Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

-Почему при переходе улицы нужно сначала посмотреть налево?

-Что сделать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома?

-Почему говорят: «Друг познается в беде»? -Почему холодный снег греет?

-Как можно узнать о времени, если у тебя нет часов?

-Что будет, если изменить материал из которого изготовлен предмет?

-Для чего человек нужны органы чувств?

Физическая культура.

-Зачем нужны правила в подвижных играх?

-Что будет, если не заниматься физкультурой?

-Что надо сделать, чтобы прыжок получился длинным?

-Какие виды спорта вы знаете?

-Что надо сделать, если не получается упражнение?

-При каких условиях команда сможет победить?

-Почему говорят: «В здоровом теле, здоровый дух»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»

Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...

Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...

"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)

quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...