Оказание психологической поддержки одаренным детям в условиях ДОУ 2020-2001уч.г.
учебно-методическое пособие
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentacija-microsoft-powerpoint-pptx-samobraz_snl0g.pptx | 879.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой будут расти и процветать таланты Генрих Нейгауз Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности . И это не случайно, поскольку ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будут являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации .
Определение понятий « О даренность», «Одаренный ребенок». Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Аннотация проекта Тип проекта: Практико-ориентированный; По количеству участников : Групповой; По срокам реализации : Долгосрочный (сентябрь 2020 -май 2021 гг.) Участники проекта : воспитанники (дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет), их родители, педагоги
Ожидаемые результаты: В ходе создания определенных условий : У детей : Должен повысится уровень индивидуальных достижений детей с предпосылками одаренности . Планируется повышение динамики развития продуктивного творческого мышления детей с интеллектуальной одаренностью.
Ожидаемые результаты: У родителей: Должен вырасти уровень педагогической культуры в сфере взаимодействия со своим одаренным ребенком; У педагогов: Должен сформироваться уровень готовности к целенаправленной работе с детьми склонными к творческой , интеллектуальной, художественно- эстетической и исследовательской деятельности
Цель проекта : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Создание условий для развития одаренности воспитанников через организацию психолого-педагогического сопровождения и оказание психологической поддержки одаренным детям. Задачи: Изучить теоретическую базу по работе с одаренными детьми, изучить и подобрать диагностические методики для определения интеллектуальной одаренности Провести анализ ситуации, сложившейся в ДОУ по работе с детьми с высоким интеллектуальным потенциалом. Разработать психолого-педагогическую технологию по реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания одаренных воспитанников в условиях ДОУ. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации. Обобщить собственный опыт психологической деятельности.
Этапы проекта Этап плана Формы работы Сроки Практический выход 1.Организационный Изучение и анализ основной опорной справочной и методической литературы В течение года -Подборка методической литературы, - повышение психолого-педагогической грамотности. -Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми. -Создание сборника методических материалов по проблеме детской одаренности
Этапы проекта 2. Основной Проведение психологического исследования на предмет готовности педагогов ДОУ к взаимодействию с одаренными детьми в условиях ДОУ Октябрь 2020 Результаты диагностического исследования, Проведение углубленного психологического исследования на предмет одаренности отдельных воспитанников старшего дошкольного возраста (по представлению педагогов и воспитателей старших и подготовительных групп) Октябрь 2020 Результаты диагностического исследования Осуществление целенаправленной методической и консультативной работы , направленной на повышение уровня компетентности педагогов по вопросу организации и взаимодействия с одаренными детьми в ДОУ В течение года Конспекты и фотоотчеты проведенных мероприятий, повышение психологической и профессиональной компетентности педагогов Этап плана Формы работы Сроки Практический выход
Этапы проекта Реализация программ индивидуального сопровождения одаренных детей индивидуальные и подгрупповые занятия Согласно плана работ по коррекционному направлению; Мониторинг достижений воспитанников. Разработка практических рекомендаций для воспитателей и родителей по запросам В течение года Консультации, семинары- практикумы, выступления, печатная продукция (буклеты, памятки)
Этапы проекта Заключительный Обобщение опыта работы по теме самообразования, самооценка профессиональной деятельности Апрель, май 2021 Участие в работе методического объединения, анализ успехов и неудач данного проекта Этап плана Формы работы Сроки Практический выход
Основной этап Методы выявления одаренных детей 1. Анализ результатов педагогического мониторинга; 2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества); 3 . Работа с родителями (беседы, анкетирование ). Диагностические методики: Интеллектуальная одаренность . Тест прогрессивных матриц Равена . Тест Р. Амтхауэра . Кубики Кооса Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса ) Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). Методика «Предложения». Методика «Классификация». Методика «Две линии». Методика Вартега «Круги». Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование »
Основной этап. Статистика В ходе диагностики по выявлению одаренных детей (детей с признаками одаренности), были получены следующие результаты: Сфера проявления признаков одаренности Количество детей с признаками одаренности (% от общего числа воспитанников старших групп) Интеллектуальная Музыкальная Творческая Артистическая Литературная Техническая Спортивная 27% 18% 4% 2% - - 7%
Основной этап. Анкетирование педагогов и родителей
В ходе изучения социальных условий семей детей с признаки одаренности, были получены следующие результаты:
Достигнутые результаты : Отмечено повышение динамики развития продуктивного творческого мышления детей с интеллектуальной одаренностью. Сравнительный анализ результатов диагностики уровня продуктивного творческого мышления на начало и конец года.
Достигнутые результаты: В результате проведения консультативной и просветительской работы: Родители: получили необходимые знания по вопросу одаренности своих детей и научились выстраивать с ними гармоничные взаимоотношения ; У педагогов : сформировался уровень готовности к целенаправленной работе с детьми склонными к творческой, интеллектуальной, художественно- эстетической и исследовательской деятельности. Данные получены с помощью анкетирования
Выводы: В результате изучения темы: «Организация психолого-педагогического сопровождения в ДОУ, как фактор развития детской одаренности», были сделаны следующие выводы: Работа по организации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Она должна пронизывать весь воспитательно -образовательный процесс
Информационные ресурсы: Белова, Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г. .Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г. Психология общих способностей. Дружинин В.М. Спб .: питер , 2007. – 368сю – 3-е изд. Савенков , А.И. Одаренный ребенок дома и в школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с. Семенов , И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994. №1. С. 56-64. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л.А.Венгера /Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление и поддержка одаренных детей через народную куклу
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольк...
Семинар "Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ"
Семинар для воспитателей...
Педагогическая и психологическая поддержка одаренного ребенка
Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом ва...
Психологическая поддержка педагогов ДОУ - как условие сохранения здоровья детей
Раскрываются практические способы снижения психоэмоционального напряжения педагогов, формирование у них навыков эффективного взаимодействия с коллегами и детьми....
Психологическая поддержка педагогов ДОУ как условие сохранения здоровья детей.
рЕкомендации по сохранение психологического здоровья ведагогов ДОУ....
Этапы оказания психологической поддержки родителям, воспитывающих детей-инвалидов (ОВЗ).
Статья содержит описание проживания родителями известия о диагнозе ребенка. Материал предназначен педагогам-психологам, педагогам, работающим с семьей, имеющей ребенка - инвалида (ОВЗ)....
«Оказание методической поддержки родителям детей, не посещающим дошкольное учреждение, по вопросам подготовки ребенка к условиям ДОУ»
Презентация опыта работы ДОУ по поддержке родителей детей, не посещающих ДОУ в рамках Консультационного Центра...