Мини-музей, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
статья

Ежова Елена Владимировна

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине…»

В.А. Сухомлинский.

 

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия передаваемого из поколения в поколения. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание нравственно – патриотических чувств и любви к Родине, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Следует помнить, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного образовательно - воспитательного воздействия на ребенка с раннего возраста.

Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Музейная педагогика рассматривается как инновационная технология в сфере личностного воспитания детей, позволяющая создавать условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музей –это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества[2]. В музее прослеживается взаимосвязь внешнего мира, отраженного в памятниках истории и культуры, мира событий и внутреннего мира человека. Именно в музее человек постигает смысл культуры и ее ценности.

Использование элементов музейной педагогики в дошкольной образовательной организации позволяют эффективно решать задачи, поставленные ФГОС ДО в части:

  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности[3].

Музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством», в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного[2].

Актуальность создания музея в детском саду заключается еще и в том, что позволяет решить сразу несколько задач, а именно:

  • обогащение предметно-пространственной среды, как группы так учреждения в целом (создание, пополнение, замена экспозиций, подборка материала, поделки, рисунки и др.);
  • обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами (возможность использования новых методов и технологий, как в проведении непрерывной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности воспитанников);
  • формирование у дошкольников представления о музее, расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания, развитие творческого и логического воображения, формирование активной жизненной позиции;
  • вовлечение родителей дошкольников в образовательный процесс детского сада, так как создание музея это результат совместной деятельности педагога, родителя и ребенка.

Безусловно, в условиях детского сада невозможно создать полноценные экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст воспитанников образовательной организации, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность [4].

При организации мини-музея в дошкольной образовательной организации необходимо опираться на следующие принципы: интеграции; деятельности и интерактивности; динамичности и вариативности; научности; непрерывности и разнообразия; партнерства; экологичности и безопасности.

Все мини-музеи создаются на основе системного подхода, который заключается в следующем: любой объект (предмет музея) не существует сам по себе, он является частью чего-то; объект состоит из каких-то деталей, частей[5].

Работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа.

1. Подготовительный этап, где главной задачей является выбор темы мини-музея (совместно с детьми и родителями и педагогами), подготовка к участию в проекте участников образовательного процесса, разработка методических материалов по организации проектно-исследовательской деятельности.

2. Практический этап (или этап реализации проекта), который включает в себя организацию проектно-исследовательской деятельности; создание и разучивание различных дидактических и развивающих игр; планирование и проведение мероприятий по совместной деятельности детей и родителей; проведение итоговых мероприятий (праздники, развлечения и т.д.).

3. Внедренческий этап характеризующийся следующими направлениями: открытие мини-музея; приглашение гостей; разработка и проведение экскурсий и других мероприятий; пополнение атрибутов, экспонатов и т.д.

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. о. Самара функционируют два мини-музея. 

Мини-музей «Русская изба» был создан в 2018 году с целью ознакомления воспитанников с традициями и обычаями русского народа.Множественные мероприятия, организуемые в данном музее,как для детей, так и для их родителей (экскурсии, мастер-классы, посиделки, развлечения, встречи и др.) способствуют формированию у воспитанников представлений об облике русской деревни, помогают обобщать и систематизировать знания о предметах старинного быта, о русском устном и музыкальном фольклоре.

Мини-музей «Эхо Войны» создавался к годовщине Великой Отечественной войны. На наш взгляд, он создавался с особым теплом и трепетом, это проявлялось не только со стороны педагогического коллектива детского сада, но и со стороны родителей, дедушек и бабушек воспитанников с помощью активного участия и усилий которых появлялись экспонаты в музее.

Уже на стадии организации музея была проведена большая работа: воспитанникам давалось задание расспросить бабушек и дедушек о Великой Отечественной войне, нарисовать картины о войне, принести военные фотографии, ордена, письма с фронта своих родных. Были организованы выставки, беседы, встречи с ветеранами.

В настоящее время музей активно функционирует в плане проведения различных мероприятий, кроме этого, он расположен в рекреации детского сада и находится в свободном доступе для всех посетителей образовательной организации в вечернее время.

В процессе реализации в нашем образовательном учреждении музейной педагогики родители стали чаще посещать музеи с детьми, интересоваться их выставками, активно помогают в организации экспозиций. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей среды детского сада.

Таким образом, музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, благодаря чему у них формируются эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого.

 

Список использованной литературы

  1. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. и др. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. С.-П. Детство-пресс 2006г.
  2. Морозова Н.А., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г. – 223с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
  4. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова И.А. Мини – музей в детском саду.  – М.: Линка-Пресс, 2008 г. – 193с.
  5. Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование работы» /Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» (№6, 2007).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мини-музей, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине…»

В.А. Сухомлинский.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия передаваемого из поколения в поколения. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание нравственно – патриотических чувств и любви к Родине, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Следует помнить, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного образовательно - воспитательного воздействия на ребенка с раннего возраста.

Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Музейная педагогика рассматривается как инновационная технология в сфере личностного воспитания детей, позволяющая создавать условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества [2]. В музее прослеживается взаимосвязь внешнего мира, отраженного в памятниках истории и культуры, мира событий и внутреннего мира человека. Именно в музее человек постигает смысл культуры и ее ценности.

Использование элементов музейной педагогики в дошкольной образовательной организации позволяют эффективно решать задачи, поставленные ФГОС ДО в части:

  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности [3].

Музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством», в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного [2].

Актуальность создания музея в детском саду заключается еще и в том, что позволяет решить сразу несколько задач, а именно:

  • обогащение предметно-пространственной среды, как группы так учреждения в целом (создание, пополнение, замена экспозиций, подборка материала, поделки, рисунки и др.);
  • обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами (возможность использования новых методов и технологий, как в проведении непрерывной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности воспитанников);
  • формирование у дошкольников представления о музее, расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания, развитие творческого и логического воображения, формирование активной жизненной позиции;
  • вовлечение родителей дошкольников в образовательный процесс детского сада, так как создание музея это результат совместной деятельности педагога, родителя и ребенка.

Безусловно, в условиях детского сада невозможно создать полноценные экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст воспитанников образовательной организации, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность [4].

При организации мини-музея в дошкольной образовательной организации необходимо опираться на следующие принципы: интеграции; деятельности и интерактивности; динамичности и вариативности; научности; непрерывности и разнообразия; партнерства; экологичности и безопасности.

Все мини-музеи создаются на основе системного подхода, который заключается в следующем: любой объект (предмет музея) не существует сам по себе, он является частью чего-то; объект состоит из каких-то деталей, частей [5].

Работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа.

1. Подготовительный этап, где главной задачей является выбор темы мини-музея (совместно с детьми и родителями и педагогами), подготовка к участию в проекте участников образовательного процесса, разработка методических материалов по организации проектно-исследовательской деятельности.

2. Практический этап (или этап реализации проекта), который включает в себя организацию проектно-исследовательской деятельности; создание и разучивание различных дидактических и развивающих игр; планирование и проведение мероприятий по совместной деятельности детей и родителей; проведение итоговых мероприятий (праздники, развлечения и т.д.).

3. Внедренческий этап характеризующийся следующими направлениями: открытие мини-музея; приглашение гостей; разработка и проведение экскурсий и других мероприятий; пополнение атрибутов, экспонатов и т.д.

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. о. Самара функционируют два мини-музея.  

Мини-музей «Русская изба» был создан в 2018 году с целью ознакомления воспитанников с традициями и обычаями русского народа. Множественные мероприятия, организуемые в данном музее, как для детей, так и для их родителей (экскурсии, мастер-классы, посиделки, развлечения, встречи и др.) способствуют формированию у воспитанников представлений об облике русской деревни, помогают обобщать и систематизировать знания о предметах старинного быта, о русском устном и музыкальном фольклоре.

Мини-музей «Эхо Войны» создавался к годовщине Великой Отечественной войны. На наш взгляд, он создавался с особым теплом и трепетом, это проявлялось не только со стороны педагогического коллектива детского сада, но и со стороны родителей, дедушек и бабушек воспитанников с помощью активного участия и усилий которых появлялись экспонаты в музее.

Уже на стадии организации музея была проведена большая работа: воспитанникам давалось задание расспросить бабушек и дедушек о Великой Отечественной войне, нарисовать картины о войне, принести военные фотографии, ордена, письма с фронта своих родных. Были организованы выставки, беседы, встречи с ветеранами.

В настоящее время музей активно функционирует в плане проведения различных мероприятий, кроме этого, он расположен в рекреации детского сада и находится в свободном доступе для всех посетителей образовательной организации в вечернее время.

В процессе реализации в нашем образовательном учреждении музейной педагогики родители стали чаще посещать музеи с детьми, интересоваться их выставками, активно помогают в организации экспозиций. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей среды детского сада.

Таким образом, музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, благодаря чему у них формируются эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого.

Список использованной литературы

  1. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. и др. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. С.- П. Детство-пресс 2006 г.
  2. Морозова Н.А., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г. – 223с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
  4. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова И.А. Мини – музей в детском саду.  – М.: Линка-Пресс, 2008 г. – 193с.
  5. Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование работы» /Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» (№6, 2007).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мини – музей «Русская изба» – средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой образовательной деятельности, экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

" Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника".

Опыт работы по организации и создании мини-музея в ДОУ....

Проект " Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Мини-музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», &laqu...

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Проблема духовного развития одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, которые выражаются в экологических, духовных,  нравственных переменах....

Консультация для родителей "Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

В данном материале представлена консультация для родителей на тему: "Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников". Статья раскрывает особенности и значимость мини-м...