Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
статья на тему
Проблема духовного развития одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, которые выражаются в экологических, духовных, нравственных переменах. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение системы образования, начиная с дошкольной ступени. Поэтому перед нами стоит вопрос о воспитании духовно развитой личности, которая обладает такими ценностями, как добро, красота, свобода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey_kak_sredstvo_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_doshkolnikov.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Проблема духовного развития одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, которые выражаются в экологических, духовных, нравственных переменах. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение системы образования, начиная с дошкольной ступени. Поэтому перед нами стоит вопрос о воспитании духовно развитой личности, которая обладает такими ценностями, как добро, красота, свобода. Поэтому возникла необходимость в разработке условий, методов духовного развития дошкольников. Духовное развитие дошкольников осуществляется в процессе нравственно-патриотического воспитания.
Приобщение детей к духовности позволяет решать следующие задачи:
1.Формировать уважение к культуре своей страны, края.
2.Расширять представления детей о богатстве русской земли, родного края.
3.Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях
4. Формировать интерес к истории народных промыслов, воспитывать интерес к русским традициям.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОО предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника всесторонне развитым, эмоционально отзывчивым, сопереживающим, умеющим уважительно относиться к семье и окружающим. Восприимчивость ребенка дошкольного возраста особенно высока: он получает первые сведения о различных явлениях жизни. Поэтому важно именно в период дошкольного детства создавать такую современную развивающую среду дошкольника, которая позволила бы сформировать у ребенка представления об обобщенных правилах и нормах поведения, требованиях социального окружения и способах построения отношений с обществом, через отношение со взрослыми и сверстниками. Наше общество переживает сложный переходный период от забвения родной культуры, духовного наследия предков, тоталитарной духовной и личностной нищеты к развитию действительно свободной личности, взращенной на вечных и нетленных ценностях человеческого опыта. Именно к таким ценностям относятся национальные традиции и мировая культура, которые формируют у человека истинное понимание добра и зла, свободы, чести, совести и личностное отношение к общечеловеческим ценностям. Именно поэтому в последнее время большую популярность в системе дошкольного образования приобретает музейная педагогика. На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Основной ее целью является приобщение к музеям подрастающего поколения, формирование духовно-нравственных ценностей, творческое и всестороннее развитие личности. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому в ДОО создаются мини-музеи, так как они являются неотъемлемой частью предметно- пространственной среды. В нашем СПДС «Красная Шапочка» внедрена такая форма работы, как создание мини-музеев, которая соответствует новым требованиям ФГОС. Созданный нами первый мини-музей был размещен не в группе, а в проходном помещении между приемной и группой, что способствовало отсутствию перегруженности предметно-пространственной среды, не давило на ребенка, его психологическую среду.
Цель создания мини - музея – это обогащение предметно - пространственной среды с помощью новых форм работы с родителями и детьми. В зависимости от решающихся задач, интересов детей, инициативы родителей мы на протяжении нескольких лет оформляем и пополняем тематические экспозиции, подбираем экспонаты для мини – музея, что отвечает принципу вариативности. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Педагогам, дошкольникам, родителям приходится быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Чтобы сформировать уважительное отношение к семейным ценностям, людям старшего поколения, чувство осознания каждым ребенком себя как будущего гражданина России в январе 2012г мы создали первый мини-музей «Наши Защитники». Экспонатом музея стал исторический альбом с фотографиями и рассказами детей на тему «Кем в армии был мой папа, дедушка, брат?». В ходе реализации проекта «Наша Родина» предметно-пространственная среда пополнилась экспонатами разными по содержанию, отражающие историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира (альбом «Родина - моя Россия», «Народные промыслы России»; картотеки: «Народы России», «Русские народные костюмы», « Русская утварь», «Богатыри земли русской», «Праздники на Руси», «История русского народного костюма», «Символика России», «Народные игры»; раскраски по разным тематикам), что соответствует принципу насыщенности.
Интересны семейные исследования, например в рамках темы «Моя родословная», каждая семья нашей группы, изучив историю своей родословной, нарисовала генеалогическое древо и герб семьи, дети составили рассказы о своей семье, которые мы разместили в мини – музее. При изучении темы «Моя малая Родина» была проведена большая работа по подбору материала об истории, расшифровке, обозначении символики на гербах городов Самарской области, итогом которой стала организация новой экспозиции мини - музея по теме «Гербы городов Самарской области», в котором мы разместили коллективную работу детей и родителей макет города Жигулевска, книгу, созданную совместно детьми и родителями «Прошлое и настоящее города Жигулевска».
Использование экспонатов мини - музея в разных видах детской деятельности (в конструирование - конструктор «Военная техника»; в игровой – использование в сюжетно- ролевой игре хохломской посуды, русских народных костюмов, военной техники, книг; в двигательной - атрибуты для народных подвижных игр; в изобразительной- различных материалов для художественного творчества- краски, гуашь, карандаши, раскраски русских народных костюмов, военной техники, декоративной росписи), что соответствует принципу полифункциональности.
В 2015г ходе проекта «Мастера земли русской» было сформировано осознание принадлежности к культуре, истории, традициям народов России. Родители совместно с детьми расписывали деревянные изделия: ушат, ведро, пуговицу, шкатулку, разделочную доску, балалайку элементами «хохломской росписи», расписав с родителями изделия, ребенок в группе составлял рассказ на тему: «Как я с мамой расписывал предметы посуды». Рассказ с фотографией совместной работы были размещены в мине – музее. На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей - «знание через руки». Поэтому, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей декоративной росписью, мы в группе с детьми изготавливали посуду из папье - маше и расписывали ее « Хохломской росписью», рассматривали альбомы «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Гжель», «Дымковская роспись». Детям были предложены раскраски по данной тематике в свободное время для раскрашивания. Немаловажным является исследование вещей и предметов в окружающей дошкольника предметно-пространственной среде. Взрослые в совместной деятельности с детьми рассматривают предметы старины; семейные коллекции; фотографии, вещи из коллекции самого ребенка. Для презентации мини-музея мы выбираем детей-экскурсоводов, которые рассказывают детям из других групп о подобранных, созданных экспонатах, тем самым решаем задачи речевого и социально-коммуникативного развития.
В ходе подготовки к 70 – летней годовщине Великой Победы нами была проведена большая работа с детьми и родителями. Дети принесли в группу военные фотографии своих родных, медали, ордена, вырезки из газет, письма с фронта. Была оформлена выставка детских работ «Война глазами детей», родители совместно с детьми изготовили Вечный огонь, цветы, георгиевские ленты. Вся проделанная работа легла в основу создания мини – музея «Великий День Победы». На презентацию были приглашены дети из старших групп. Гостям были прочитаны стихи о войне. Каждый ребенок показал фотографию своего родственника и рассказал о его подвигах и наградах. На протяжении всей презентации около вечного огня стояли мальчики – часовые в военной форме. После минуты молчания дети ставили цветы к вечному огню. В конце презентации гостям были подарены георгиевские ленточки.
По завершению выставки, накопленные экспонаты музеев по определенной теме мы размещаем по центрам детской активности, где они находятся в свободном доступе для детей, так просматривается принцип трансформируемости и доступности. Игра с музейной вещью вне стен музея, позволяет обратить внимание дошкольника и на обычные предметы, которые могут дать интересную информацию. Предложения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребность к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея.
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям посредством создания мини-музеев воспитывает гордость культурой своей страны, края, уважение к ней, а также способствует развитию у детей эстетического восприятия, художественного вкуса, познавательной, речевой активности, навыков общения.
Опытом работы по организации мини-музея мы делились с коллегами на Всероссийском конкурсе «Талант с колыбели» и стали лауреатами.
Литература
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИНИ - МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обобщение опыта работы...
Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста
В последнее десятилетие происходит интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Задача ДОУ - создать такие условия, в которых ребенок смог бы...
" Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника".
Опыт работы по организации и создании мини-музея в ДОУ....
Проект " Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Мини-музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», &laqu...
Консультация для родителей "Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
В данном материале представлена консультация для родителей на тему: "Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников". Статья раскрывает особенности и значимость мини-м...
Выступление на педагогическом совете «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете...
Мини-музей, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
laquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог долж...