Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ
статья

В статье представлена проблема применения информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ. Рассматриваются направления коррекционной работы учителя-дефектолога с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ

Аннотация. В статье представлена проблема применения информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ. Рассматриваются направления коррекционной работы учителя-дефектолога с использованием ИКТ

В последние время наблюдается тенденция по увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и, как, следствие возникает потребность в наиболее эффективных методах обучения и воспитания детей данной категории. Информационно-коммуникативные технологии являются наиболее качественно-результативным средством, применяемым в работе с детьми с ОВЗ.

Актуальность выбора данного направления продиктована необходимостью решения проблем развития детей с ОВЗ и коррекции недостатков их развитии в современном информационном обществе, которое значительно изменило практику повседневной жизни. С раннего возраста информационные технологии входят в жизнь ребенка с ОВЗ, значительно влияя на формирование его личности. Вследствие этого возникает потребность применения информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-дефектолога.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающий термин, который включает в себя разнообразные устройства, механизмы, а также способы и алгоритмы обработки информации.

Компьютер является главным современным информационно-коммуникативным устройством, который оснащен необходимым программным обеспечением и средствами телекоммуникации вместе с размещенной на них информацией.

В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ применение данных технологий позволяет:

- сочетать традиционные и современные средства и методы обучения;

- повысить мотивацию, интерес детьми с ОВЗ на занятиях, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы в целом;

- создавать условия для наиболее эффективного процесса коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими особенности в своем развитии, по сравнению с традиционными методиками, так как задания представлены в игровой, интерактивной форме;

- способствует использовать сохранные анализаторы, а так же позволяет создавать наиболее эффективные компенсаторные механизмы, так как слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль;

- дает возможность индивидуальной настройки, так как содержат различные по сложности или объему варианты заданий;

Обеспечивать своевременное переключение видов деятельности, включение в работу всех анализаторов, подача  материала с оптимальной дозировкой по времени и объему, соблюдение охранного режима - залог положительной результативности коррекционно- развивающего процесса.

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с использованием ИКТ:

 - Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

- Занятия по формированию элементарных математических представлений.

- Занятия по конструированию.

- Работа над развитием и коррекцией познавательных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).

- Формирование зрительно-пространственных отношений.

Так же информационно-коммуникативные технологии  активно применяются и при   работе по взаимодействию с педагогами, родителями и,  в саморазвитии педагога (курсы повышения квалификации, доклады с использованием мультимедийных презентаций, участие в семинарах и конференциях различного уровня и т. д.).

 В использовании ИКТ учителем-дефектологом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, доступность, компактность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что обеспечивает положительную динамику обучения и развития детей.

Стоит отметить, что информационно-коммуникационные технологии не могут и не должны заменять живое общение педагога и родителя с ребёнком.

Литература:

1. Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / М. Ю. Бухаркина, Е. С. Полат: М. «Академия», 2010.

2. Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих ОНР. /с. Я. Харлампиева:   М.: 2009.

3.Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Сборник материалов Всеросийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов, семей (родителей и детей с ОВЗ), Пермь, ППГПУ. 23–25 марта 2017. – Пермь: ППГПУ, 2017

   4. Чупрова Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе / Е. С. Чупрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы  IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск:  Два комсомольца, 2013.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОУ

С целью повышения эффективности коррекционного воздействия в нашей работе мы используем различные современные технологии. Среди них важная роль отводится внедрению в практику здоровьесберегающих техно...

Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР.

Предлагаю обратить ваше внимание на следующие методы ТРИЗ технологий, которые можно использовать на коррекционных занятиях, например,Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американски...

Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя — дефектолога в группе компенсирующей направленности ДОУ.

Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя — дефектолога в группе компенсирующей направленности ДОУ. Ю.А. Поздеева , воспитатель, учитель — дефектолог...

«Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога»

В материале содержится описание метода сенсорной интеграции. Игры использхуемые на мастер-классе для педагогов и родителей...

Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проя...