Авторский комплекс занятий по подготовке детей к школе "От дошкольника до первоклассника"
методическая разработка (подготовительная группа)
Подготовка к школьному обучению - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Она необходима, чтобы обеспечить формирование у ребенка психологической базы для последующего качественного усвоения школьных знаний. Содержанием же предшкольной подготовки является всестороннее и планомерное когнитивное и эмоционально-личностное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_zanyatiy_po_podgotovke_detey_k_shkole.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
«От дошкольника до первоклассника»
Составитель Сырцева А. В.
педагог-психолог
муниципального дошкольного
образовательного учреждения
центра развития ребенка-
детского сада №31
Подготовка к школьному обучению - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Она необходима, чтобы обеспечить формирование у ребенка психологической базы для последующего качественного усвоения школьных знаний. Содержанием же предшкольной подготовки является всестороннее и планомерное когнитивное и эмоционально-личностное развитие детей.
Цель: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия.
Критерии отбора детей
Проводится педагогическая и психологическая диагностика.
В процессе психологической диагностики определяются:
- уровень развития познавательных процессов;
- мелкой моторики;
- тревожность.
Критерием отбора являются данные о переходе ребенка в школу на следующий учебный год.
Организация занятий
Групповые занятия проводятся 1 раза в неделю. В них участвуют 12 - 16 детей.
Продолжительность — 25–30 минут.
Количество занятий: около 30 .
Структура занятий
- Приветствие
- Комплекс пробуждения
- Развитие внимания и восприятия
- Развитие памяти
- Развитие моторной координации, внимания и памяти
- Развитие мышления и воображения
- Развитие мелкой моторики
- Завершение занятия
Список игр и упражнений
Смотри приложения.
Критерии эффективности комплекса
Рост уровня развития познавательной сферы.
Наличие психолого-педагогической готовности к школе первого или второго уровня.
Психомоторной зрелости и положительной мотивации.
Примечание: в занятиях используются знаки «Я», когда говорит один ребенок, «МЫ», когда дети говорят хором, «+» - ставится на тетрадь, как поощрение за прошедшее занятие, знак «-» ставится, если ребенок показал низкие результаты в течение занятия.
К комплексу прилагается диск.
ЗАНЯТИЕ 1
Детям предлагается поздороваться и на счет 1-2-3 всем вместе назвать свое имя. Вывод: хором ничего не понятно. Поэтому будем говорить по очереди. Для этого используется специальный знак, который будет означать, что говорить нужно по одному. Детям предлагается без помощи речи договориться, кто первый начнет представляться. Затем дети по кругу, передавая мяч, называют свое имя и здороваются с психологом. 2. Комплекс пробуждения
- «Сравни картинки» К52 - «Хитрые картинки» К29 - «Найди отличия» К22 - «Произвольное внимание» КП 4. Развитие моторной координации, внимания - «Ухо-нос» К41 5. Развитие памяти - «Запомни картинки» - «Запомни текст» - «Запомни фигурки в клеточках» 6. Развитие мышления и воображения - «Нелепицы» - «Сравнения» К51 7. Развитие моторной координации, внимания 8. Развитие мелкой моторики - «Забавные дорожки» К6 - «Обведи по точкам» 9. Завершение занятия - «Поварята» К129 | ЗАНЯТИЕ 2
Детям предлагается встать в круг, взяться за руки и хором поздороваться друг с другом (используется знак «МЫ»).
- «Фигуры и предметы» - «Разные животные» - «Стрелочки»
- «Память и счет» - «Запомни и расставь точки»
- «Четыре стихии» К49
- «Чего не хватает?» - «Расставь значки»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Обведи и заштрихуй»
- «Спасибо за прекрасный день» К183 Детям предлагается встать в круг. Каждый дотрагивается до своего соседа рукой и благодарит за прекрасный день. | ЗАНЯТИЕ 3
Детям предлагается встать в круг, взяться за руки и хором поздороваться друг с другом.
- «Ниточка и иголочка» Выбирается один ребенок-иголочка. Он продевает свою руку под руку второго ребенка – ниточки. Затем второй ребенок берет за руку третьего и так далее. Когда все дети будут держаться вместе, «иголочка» ведет всех за столы.
- «Отгадай предметы» - «Дорисуй картинку» - «Произвольное внимание» КП
- «Запомни и перерисуй» - «Пары слов»
- «Что бывает?» К55
- «Заполни пустые клетки» - «Что лишнее?» К24
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Продолжи узор по клеточкам»
- «Аплодисменты по кругу» К181 |
ЗАНЯТИЕ 4
Детям предлагается встать в круг, улыбнуться и хором поздороваться друг с другом.
- «Что спрятал художник?» - «Сколько фигурок?» - «Найди все предметы» - «Прочти слово»
- «Запомни зверюшек» - «Перескажи»
- «Запомни ритм» К57
- «Что лишнее» см. занятие3, К24 - «Классификация» К8
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Спасибо за прекрасный день» К183 | ЗАНЯТИЕ 5
Детям предлагается встать в круг, улыбнуться и хором поздороваться друг с другом.
- «Где художник спрятал…?» - «Перерисуй фигуру» - «Распутай бусы»
- «Посмотри и расскажи» - «Запомни и нарисуй»
- «Кто больше?» К60
- «Продолжи ряд» - «Что сначала, что потом»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Неоконченное предложение» К209 Детям предлагается закончить предложение «Сегодня на занятии мне больше всего понравилось…» | ЗАНЯТИЕ 6
Детям предлагается встать в круг, взяться за руки и хором поздороваться друг с другом.
- «Дорисуй фигуры» - «Когда это бывает?» К70 - «Произвольное внимание» КП
- «Запомни и раскрась» Необходимо раскрасить: шарик – красный, флажок – синий, домик – желтый, кораблик – оранжевый, машина – голубой, чашка – зеленый. - «Нарисуй недостающее»
- «Кто ответит на вопрос?» Детям, стоя в кругу, предлагается отвечать на вопросы, ориентируясь при этом на знак «Я» (ребенок отвечает самостоятельно) и знак «МЫ» (дети отвечают хором).
- «Разрезные картинки» К4 - «Сосчитай фигуры»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Походка и настроение» К162 |
ЗАНЯТИЕ 7
Детям предлагается встать в круг и, превратившись в любимого животного, поздороваться друг с другом.
- «Разные стороны» К3 - «Где предмет?» - «Мой класс» На фланелеграф детям по инструкции психолога необходимо прикрепить фигуру школьника в нужное окошко.
- «Запомни цифры»
- «Я положил в портфель…» Дети в кругу, передавая друг другу мяч, перечисляют школьные принадлежности. Каждый последующий ребенок говорит все принадлежности предыдущих детей и называет свое.
- «Сделай круг» - «Заполни клеточки» - «Найди противоположности»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Пантомима» К109 | ЗАНЯТИЕ 8
Детям предлагается встать в круг, улыбнуться и хором поздороваться друг с другом.
- «Найди одинаковые» - «Хитрые точки» - «Найди лишние фигурки справа»
- «Запомни и перерисуй» - «Запомни пары фигурок»»
- «Запрещенное слово» К278
- «Раскрась фигурки» - «Найди пару» - «Раскрась коврик» Раскрасить надо тот коврик, у которого в середине круг, справа овал, а слева квадрат.
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Зеркало» К102 Детям предлагается показать: а) как они смеялись на занятии б) как они работали в) как они писали г) как они играли | ЗАНЯТИЕ 9
Детям предлагается поздороваться друг с другом по своему желанию. Используются знаки «Я» и «МЫ».
- «Что больше?» - «Дорисуй!» - «Найди место» Детям по инструкции психолога предлагается разместить картинки на фланелеграфе.
- «Слово-значок» К281 За каждым предложенным значком закрепляется слово. Психолог показывает значок, а дети говорят слово. Психолог говорит слово, а дети называют значок. - «Запомни и расставь точки» см. занятие2
- «4 лишний» К25 (с мячом)
- «Расставь значки» - «Лабиринт» (Какому ежику достанется яблочко?) - «Соедини по образцу»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Неоконченное предложение» К209 Детям предлагается закончить предложение «Сегодня на занятии мне больше всего понравилось…» |
ЗАНЯТИЕ 10
Детям предлагается, стоя в кругу, поздороваться, называя друг друга ласково.
- «Сосчитай фигуры» - «Произвольное внимание» КП - «Хитрые картинки» К29
- «Цветные слова» К281
- «Если «ДА» - похлопай, если «НЕТ» - потопай» К120
- «Дорисуй» - «Заштрихуй» - «Сочини сказку» Детям предлагается по цепочке сочинить сказку на заданную тему. Каждый из детей придумывает по одному предложению.
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Ласковые слова» К124 | ЗАНЯТИЕ 11
Детям предлагается встать в круг, улыбнуться и хором поздороваться друг с другом.
- «Сосчитай фигуры» - «Произвольное внимание» КП - «Муха» К72
- «Запомни и расставь точки» см. занятие2 - «Бабушка положила в корзинку…»
- «Одновременные движения» К280
- «Раскрась шарики» Детям предлагается раскрасить шарики так, чтобы круглый шарик был между синим и зеленым, а синий был рядом с красным - «Неправильное домино» - «Заполни клеточки» - «Девчата» Справа от Тани стоит Лена, а Маша стоит справа от Лены. Детям нужно написать имена девочек.
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Похвали другого» К134 | ЗАНЯТИЕ 12
Детям предлагается поздороваться друг с другом по своему желанию. Используются знаки «Я» и «МЫ».
- «Соедини по образцу» - «Что лишнее?» - «Произвольное внимание» КП см. занятие 10
- «Слово-значок» К281
- «Угадай и найди» К48
- «Заполни клеточки» Так, чтобы ягодка была слева от флажка, но справа от карандаша. - «Геометрическая мозаика» К9 Дети работают в паре только одной рукой.
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Передай движение» К104 |
ЗАНЯТИЕ 13
- «Общий круг» К101
- «Найди, посчитай, назови» Необходимо посчитать только одинаковые предметы. - «Заполни клетки» - «Графический диктант»
- «Повтори-ка» К94 - «Запомни и нарисуй» см. занятие5
- «Говори наоборот» К68
- «Разрезные картинки» К4 - «Разные стороны» К3 В тетради предлагается нарисовать геометрические фигуры по инструкции психолога
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Дотронься до» К186 | ЗАНЯТИЕ 14
Детям предлагается встать в круг и, превратившись в любимого героя сказки, поздороваться друг с другом.
- «Лабиринты» - «Спичечный узор» К40 - «Перерисуй фигуру» см. занятие5
- «Я купила в овощном магазине…» - «Геометрический диктант» К283
- «Смысловые ряды» К58
- «Придумай узор» - «Давай поговорим» К125 Игра проводится с использованием знаков «Я» и «МЫ»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Пожалуйста» К126 | ЗАНЯТИЕ 15
Детям предлагается встать в круг, улыбнуться и хором поздороваться друг с другом.
- «Перепутанные линии» - «Продолжи узор» Психолог диктует движения по клеточкам, затем ребенок самостоятельно продолжает линию.
- «Цветные слова» К281 - «Я купила в хозяйственном магазине…»
- «Четыре стихии» К49
- «Четвертый лишни» К25 - «Что лишнее?» Задание в тетрадях. - «Реши пример»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Спасибо за прекрасный день» К183 |
ЗАНЯТИЕ 16
Детям предлагается встать в круг, взяться за руки и хором поздороваться друг с другом (используется знак «МЫ»).
- «Сравни картинки» К52 см. занятие 1 - «Найди отличия» К22 см. занятие 1 - «Произвольное внимание» КП
- «Запомни рисунки» - «Перескажи» см. занятие 4
- «Что бывает?» К55
- «На что похоже?» - «Заштрихуй!» - «Профессии»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Аплодисменты по кругу» К181
| ЗАНЯТИЕ 17
- «Общий круг» К101
- «Муха» К72 - «Когда это бывает?» К70 - «Произвольное внимание» КП
- «Запомни картинки» - «Пары слов»
- «Это мой нос» К279
- «Раскрась по-разному» - «Посчитай фигурки» - «Умозаключения»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Похвали другого» К134 | ЗАНЯТИЕ 18
Детям предлагается встать в круг, улыбнуться и хором поздороваться друг с другом.
- «Графический диктант» К21 - «Найди подходящую фигуру»»
- «Составь рассказ» К282 - «Запомни картинки»
- «Руки-ноги-голова» К83 - «Съедобное-несъедобное» К91
- «Раскрась одинаково» - «Дорисуй кружки»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Дотронься до» К186 |
ЗАНЯТИЕ 19
Детям предлагается встать в круг, улыбнуться и хором поздороваться друг с другом.
- «Где художник спрятал…» - «Дорисуй» - «Произвольное внимание» КП
- «Слово-значок» К281
- «Сосед, подними руку» К81 - «Огонь – лед» К168
- «Закрась фигуру» - «Умозаключения» - «Заполни таблицу»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Воздушный шарик» К241 | ЗАНЯТИЕ 20
- «Общий круг» К101
- «Где художник спрятал…» - «Раскрась»
- «Запомни картинки» - «Я купил в обувном магазине…»
- «Лови – не лови» К255 - «Солдат и тряпичная кукла» К264
- «Реши пример» - «Умозаключения» - «Заполни таблицу» - «Закрась лишнюю фигуру»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Спасибо за прекрасный день» К183 | ЗАНЯТИЕ 21
Детям предлагается встать в круг и, превратившись в любимого героя сказки, поздороваться друг с другом.
- «Графический диктант» К21 - «Где художник спрятал…» - «Найди пару»
- «Чего не стало?» К195 - «Составь рассказ» К282
- «Изображение животных» К141 - «Шалтай-болтай» К171
- «Заполни таблицу» - «Хитрые вопросы» - «Закрась фигуры»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Похвали другого» К134 |
ЗАНЯТИЕ 22
Детям предлагается встать в круг и, передавая друг другу мяч, поздороваться.
- «Посчитай и запиши» - «Найди место» см. занятие 9
- «Геометрический диктант» К283 - «Я купила в магазине одежды…»
- «Дана пара» К80 - «Прикоснись к цвету»
- «Посмотри внимательно» - «Раскрась фигуры» - «Найди пару»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Пожалуйста» К126 | ЗАНЯТИЕ 23
Детям предлагается встать в круг, взяться за руки и хором поздороваться друг с другом (используется знак «МЫ»).
- «Заполни клеточки» - «Посчитай бабочек» - «Произвольное внимание» КП
- «Повтори-ка» К94 - «Запомни картинки» см. занятие 1
- «Деление целого на части» К95 - «Ухо-нос» К41
- «Сделай сам» - «Придумай сам»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Аплодисменты по кругу» К181 | ЗАНЯТИЕ 24
Детям предлагается встать в круг, взяться за руки и хором поздороваться друг с другом (используется знак «МЫ»).
- «Воздушный змей» - «Прочитай пословицу» - «Закрась»
- «Я купила в игрушечном магазине…» - «Геометрический диктант» К283
- «Назови ласково» - «Запретное движение» К 142
- «На что похожи фигуры?» - «Сделай сам»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Дотронься до» К186 |
ЗАНЯТИЕ 25
- «Общий круг» К101
- «Произвольное внимание» КП - «Кому достанется мед?»
- «Запомни и расставь точки»
- «Море волнуется…» К112 - «Если «ДА» - похлопай, если «НЕТ» - потопай» К120
- «Дорисуй» - «Чего не хватает?» - «Раскрась каждый третий круг» (тетр.) - «Умозаключения»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Кто у нас на спинке?» К113 | ЗАНЯТИЕ 26
Детям предлагается встать в круг и, передавая друг другу мяч, поздороваться.
- «Лабиринт» - «Сделай сам» - «Отгадай»
- «Я купила в кондитерском магазине…» - « Пары слов» см. занятие 17
- «Говори!» К123 - «Апельсин» К248
- «Заполни таблицу» - «Логические задачки» - «Продолжи ряд» - «Дорисуй строчку»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Воздушный шарик» К241
| ЗАНЯТИЕ 27
Детям предлагается встать в круг, взяться за руки и хором поздороваться друг с другом (используется знак «МЫ»).
- «Найди домик» - «Отгадай слово»
- «Запомни картинки» см. занятие 20
- «Волшебное слово» К261
- «Продолжи ряд» - «Сделай сам»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Спасибо за прекрасный день» К183 |
ЗАНЯТИЕ 28
Детям предлагается встать в круг, улыбнуться и хором поздороваться друг с другом.
- «Посчитай фигуры» - «Графический диктант» К21
- «Геометрический диктант» К283
- «Дана пара» К80 - «Пылесос и пылинки» К174
- «Продолжи ряд» - «Найди фигуре место» (работа на фланелеграфе)
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Ласковые слова» К124 | ЗАНЯТИЕ 29
- «Общий круг» К101
- «Посчитай буквы и цифры» - «Произвольное внимание» КП
- «Я положил в портфель…» «Запомни предметы»
- «Это мой нос» К279
- «Сделай сам» - «Какой формы предметы?» - «Сделай сам 2»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Пантомима» К109» | ЗАНЯТИЕ 30
Детям предлагается встать в круг, улыбнуться и хором поздороваться друг с другом.
- «Линии» - «Раскрась»
- «Я возьму с собой в школу…»
- «Смысловые ряды» К58
- «Реши пример» - «Продолжи ряд» - «Раскрась одинаковые»
- Пальчиковая гимнастика К75 - «Послушный карандаш»
- «Спасибо за прекрасный день» К183» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование авторских стихов на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте.
На занятиях по подготовке детей к обучению грамоте мне помогают короткие стихи, которые я люблю сочинять. Занятия проходят живо, интересно и предложенный материал усваивается легко....
Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...
План занятия по подготовке детей к школе 6-7 лет на тему : «Первоклассник»
План занятия по подготовке детей к школе 6-7 лет на тему : «Первоклассник»...
Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)
Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...
Конспект развивающего занятия по подготовке детей 6–7 лет к школе, которое является составной частью авторской программы.
Конспект развивающего занятия по подготовке детей 6–7 лет к школе, которое является составной частью авторской программы....
Взаимодействие семьи и детского сада при подготовке детей к школьному обучению "Будущие первоклассники" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Данный материал может быть полезен для родителей, дети которых готовятся идти в школу....