Статья: "Самовосприятие и самоатрибуция педагогов дошкольных организаций"
статья
В статье раскрывается сущностная характеристика понятий "самовосприятие" и "самоатрибуция". Представлено описание психокоррекционных упражнений в целях формирования позитивного самовосприятия воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirenskaya_a.n._samovospriyatie_i_samoatributsiya_pedagogov_doo.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОВОСПРИЯТИЕ И САМОАТРИБУЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
А.Н. Смиренская
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 163»
г. Чебоксары
Аннотация: В статье раскрывается сущностная характеристика понятий «самовосприятие» и «самоатрибуция». Представлено описание психокоррекционных упражнений в целях формирования позитивного самовосприятия воспитателей.
Ключевые слова: самовосприятие, самоатрибуция, педагоги дошкольных организаций, психокоррекционные упражнения.
Самовосприятие… Вроде бы понятный сам по себе термин, который следует понимать буквально как «восприятие самого себя». Отчасти, это так и есть. Однако, исходя из анализа научных источников, данное понятие приобретает несколько иное понимание. Итак, обратимся к трактовке исследуемого термина, который берет свое начало из теории самовосприятия, разработанной Д. Бемом в 60-70-х годах прошлого века.
Согласно этой теории информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях человек формирует исходя из трех основных источников: 1) восприятия своих внутренних состояний, 2) наблюдения своего открытого поведения и 3) обстоятельств, в которых это поведение происходит. Если внутренние сигналы слабые, противоречивые или непонятные, то человек в большей степени опирается в своих суждениях о себе на наблюдаемые им факты своего внешнего поведения и его условия, то есть судит о себе по своим поступкам. Иначе говоря, не только поведение человека в какой-то конкретной ситуации зависит от того, как он воспринимает эту ситуацию, но и восприятие, оценка ситуации (и себя в ней) связаны с тем, как он в ней себя ведет. То есть, применительно к педагогам дошкольной организации можно это понимать так: если дети в группе ведут себя достойно, если они откликаются на определенные педагогические воздействия, родители видят изменения в поведении детей, другие члены коллектива обращаются за помощью и советом, то педагог понимает, что он правильно выбрал эту профессию и получает внутреннее удовлетворение от своей деятельности.
Следует отметить, что самовосприятие является результатом социального развития любого человека, то есть это приобретенная способность анализировать себя, свое поведение и свои способности, а также оценивать свое место в семье, в трудовом коллективе и в любых других межличностных коммуникациях. То есть применительно к педагогам дошкольных организаций можно предположить следующее: если в детстве девочка очень любила играть в куклы, в «семью», ухаживать за маленькими детьми, младшими сестрами и братьями, и если это вызывало положительный отклик и одобрение со стороны окружающих, то у девочки, скорее всего, сформируется мнение о себе, что она и во взрослой жизни будет транслировать такое же заботливое поведение по отношению к детям и возможно выберет профессию воспитателя. Если же выбор профессии будет не в пользу педагогической сферы, то вполне вероятно, что из этой девочки получится достойная мама своих детей.
С термином самовосприятие тесно связано другое понятие, которое принято называть «самоатрибуцией». В ходе самоатрибуции человек начинает осознавать свои установки чтобы найти причины или смысл своего поведения, т.е. процесс самоатрибуции позволяет объяснить человеку его собственное поведение. Например, воспитатели ведут себя в рамках дошкольной организации определенным образом, потому что они выполняют свои педагогические функции, зная соответствующие требования к профессии. А вне дошкольной организации, например, в рамках семьи или в другом окружении воспитатели могут вести себя иначе, т.к. там нет необходимости заниматься воспитательной или педагогической деятельностью. Хотя бывают и исключения, когда воспитателям в случае нетактичного поведения могут напомнить: «Ты же педагог, как же ты так поступаешь?». А бывает наоборот, когда педагог сам вмешивается в процесс воспитания чужих детей вне детского сада, навязывая свое мнение: «Я же педагог, я лучше знаю, как надо поступать с детьми!».
Польза самоатрибуции в том, что она позволяет понять, что именно заставляет человека думать о себе определенным образом, вести себя соответствующе и подсказывает, как это можно скорректировать. Кроме того, самоатрибуция позволяет прогнозировать поведение, обеспечивая внутренний контроль и социальную безопасность.
Кроме того, следует отметить, что представление о себе как о педагоге дошкольной организации является результатом не только усвоения оценок значимых других (заведующего, родителей) и социального сравнения, но и самоатрибуции на основе объективных результатов своей деятельности. Причем по своим успехам или неудачам в педагогической деятельности воспитатели судят не только о своей подготовленности и компетентности, но и о своих способностях к данной деятельности. В объяснении своих удач и или неудач в решении определенных педагогических задач у воспитателей можно наблюдать следующие психологические стратегии: 1) склонность приписать свою неудачу безличным и неконтролируемым силам, например невезенью; те, кто справляется с поставленной задачей, наоборот, считают это собственной заслугой; 2) ссылки на объективную сложность задачи, недостаток информации, времени и т.д.; 3) стремление приписать неудачу отсутствию или слабости мотивации («Я могла бы это сделать, но не особенно старалась»); 4) умаление ценности успеха («Не все ли равно, умею я это делать или нет?»). Во всех этих случаях причина неудачи выносится за пределы собственного «Я», тогда как удача чаще приписывается себе.
Исход из того, что самовосприятие подлежит развитию на протяжении всей жизни и во многом зависит от оценки окружающих значимых людей, то мы считаем возможным использовать это в своей практике в ходе психокоррекционных мероприятий с педагогами.
Например, можно организовать упражнение «Кто Я?», в ходе которого педагоги отвечают на указанный вопрос в письменном виде. По окончании работы рассматривается самопрезентация: не более 8 определений – воспитатель «прячется», не открывается до конца; от 9-10 – средний уровень; 10 и более – высокий уровень, педагог думает о себе, не стесняется себя; более 20 – воспитатель перехитрил сам себя. В ходе рассмотрения самоописания педагогов, наверняка, встретится такое, что оно будет начинаться со слов «Я педагог» или «Я мать». Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик будет большинство, следует предложить их вычеркнуть. Все, что останется – это и будет то, как педагоги себя воспринимают. Затем следует озвучить полученные высказывания и обсудить их в группе педагогов. После этого упражнение повторяется в другом формате: следует закрыть глаза, задать себе тот же вопрос, сделать паузу, а затем записать все ответы, которые пришли в голову. Эти ответы также следует обсудить.
Или к примеру, можно применить упражнение «Грани моего я». Для его выполнения понадобятся цветные иллюстрированные журналы и/или газеты, ножницы, клей, ватман или бумага большого формата. Упражнение проводится с использованием так называемого «окна Джо Харри», которое разделено на четыре равных квадрата, где в левой верхней части следует прикрепить или наклеить изображение себя; в правой верхней части – то, что педагог знает о себе, а другие о нем не знают; в нижней левой части – то, что люди о воспитателе знают, а он даже не догадывается об этом; в нижней правой части – то, что ни сам педагог, ни люди об этом не знают. После выполнения коллажа следует обсудить полученные результаты.
Таким образом, предполагается, что в ходе организации подобных упражнений педагоги задумаются о том, как их восприятие себя соотносится с тем, как их воспринимают окружающие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения» Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации.
Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации....
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения» Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации
Модернизация образования, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового...
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...
Примерное планирование летней оздоровительной работы педагога дошкольной организации с детьми среднего дошкольного возраста на месяц
При планировании оздоровительной работы в ДОУ педагогу необходимо придерживаться следующих принципов: - комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий; - непре...
Консультация для педагогов "Использование цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога дошкольной организации"
В настоящее время, начиная с раннего возраста, окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка. Согласитесь, познавательная, исследовательская, игровая деятельность с по...
Консультация для педагогов "Использование цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога дошкольной организации"
Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,мы украдём у наших детей завтра»...