Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию «Мастерята»
рабочая программа
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию «Мастерята»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_do_-_masteryata_alekseeva_l.n.docx | 84.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
(МДОАУ д/с «Улыбка»)
Рабочая программа
кружка дополнительного образования
по художественно-эстетическому воспитанию
«Мастерята»
Подготовил воспитатель: Алексеева Л.Н.
г. Пыть-Ях
2018 г.
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Обязательная часть
1.1.1. Пояснительная записка......................................................................................... 3
Цель и задачи по реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Значимые характеристики Программы
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы..................................................
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1.2.1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе..........................................................................................................................7
2. СОДРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. 1. Обязательная часть
2.1.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей....................................................................................................................................7
2.1.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы...........................8
2.1.3. Способы поддержки детской инициативы............................................................9
2.1.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников....................................9
2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.2.1.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации……………………………………..9
2.2.2. Коррекционная работа и инклюзивное образование............................................9
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обязательная часть
3.1.1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей..............10
3.1.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий...................10
3.1.3. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды...................................................................................................10
3.1.4. Материально-техническое обеспечение Программы……................................10
3.1.5. Методические материалы и средства обучения...............................................10
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1.Здоровьесберегающие технологии......................................................................10
3.2.2. Планирование воспитательно-образовательных отношений .........................11
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.Методические материалы и средства обучения......................................................12
2.Планирование воспитательно-образовательных отношений.................................14 3.Используемая литература..........................................................................................24
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Обязательная часть
1.1.1.Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Мастерята»является авторской программой художественно-эстетической направленности. Созданной на основе методических пособий: «Программа художественного воспитания обучения и развития детей 2 до 7лет» Лыковой И. А. , «Художественный труд в детском саду» Лыкова И. «Пластилинография» Давыдовой Г.Н., «Модульная аппликация» Ольга Гре, «Аппликация» Румянцева Е.А.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Цель и задачи по реализации программы
Цель: - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по декоративно - прикладному искусству;
- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству; формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи; формировать эстетический художественный вкус; развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение; поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества
- воспитывать нравственные качества детей
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Принцип актуальности разработки программы предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей.
Принцип прогностичности предусматривает способность программы соответствовать возможным изменениям образовательного запроса к ДОУ. Программа призвана, не только удовлетворить сегодняшний образовательный запрос, но и формировать педагогическую целесообразность и социально-значимые потребности у родителей. Программа ясно излагает содержание образования, оставляет простор для творческого и гибкого развития содержания образования.
Принцип реалистичности предполагает соответствие программы не только потребности родителей и возможностям, интересам, склонностям детей, но и менталитету, профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам ДОУ.
Принцип контролируемости позволяющий отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.
Принцип системности предполагает целостность программы, гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Значимые характеристики Программы
Цели и задачи Программы реализуются не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов – как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей. Воспитательно – образовательные отношения строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, предполагая адекватные возрасту формы работы с детьми.
Программа рассчитана на разновозрастного развития:
- младший возраст (3 до 4лет);
- средний возраст(4 до 5 лет);
- старший возраст (от 5 до 6 лет);
- подготовительный возраст (6до 7лет).
Характеристики особенности развития детей дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только в изобрази- тельной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей.
В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференциальности. У детей отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Они становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в аппликации, скульптуре, рисунке.
Старший возраст детей обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.
1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы
При решении поставленных в Программе задач создаются условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров. Ребенок научиться планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; осуществляет творческий подход к каждой работе; владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними; проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов. Участие в выставках и конкурсах. Дети способны работать с различным художественным материалом (пластилин, бумага разных видов, природный материал) Выделять выразительные средства народных декоративных росписей. Украшать силуэты игрушек элементами народных декоративных росписей.
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1.2.1 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Контроль за реализацией программы
В начале обучающего периода проводится педагогическая диагностика, с целью выявления навыков и способностей детей;
Текущей контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
Итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме выполнению тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков.
Каждый показатель оценивается исходя из 3-х степеней оценки:
Уровни освоения программы младший возраст
Низкий - проявляет интерес к ручному труду, не различает и не называет цвета, не самостоятелен в деятельности, выполняет работу по аппликации, лепке только при помощи взрослого.
Средний – проявляет интерес к ручному труду, различает и называет цвета, иногда прибегает к помощи взрослого.
Высокий – достиг уровня самостоятельности, уверенно лепит пластилином, по заданной.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Обязательная часть
2.1.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
1)Социально-коммуникативное развитие. Проявление дружелюбия при оценке работ других детей; проявление уважения при передаче, подаче необходимого материала товарищу; умение договариваться при работе над коллективной работой.
2)Познавательное развитие. Расширение кругозора, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
3) Речевое развитие. Использование на занятиях художественного слова; Развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомстве с книжной культурой, детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.
4)Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
-становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
5)Физическое развитие. Использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:
ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; осваивать навыки рационального дыхания с помощью дыхательных упражнений.
2.1.2. Формы, способы, методы, и средства реализации
Построение воспитательно-образовательных отношений основывается на адекватных возрасту методах и формах работы с детьми. Выбор методов и форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности образовательной организации, культурных и региональных особенностей, опыта и творческого подхода педагогов.
Непосредственная образовательная деятельность проводится 2 раз в неделю.
При организации непосредственной образовательной деятельности обеспечивается единство обучающих, развивающих и воспитательных задач. Поставленные задачи решаются, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Непосредственная образовательная деятельность строится на комплексно - тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Построение непосредственной образовательной деятельности вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Тематический принцип построения воспитательно-образовательных отношений позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации |
72 | 2 раза в неделю | 25 минут |
Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий — 2ч.
- практических занятий — 70 ч.
2.1.3. Способы поддержки детской инициативы.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребѐнка.
2.1.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Формы работы с семьями: Направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольной организации и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
- Оформление наглядной агитации для родителей
- Проведение бесед
- Консультаций для родителей
- Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
- Выставки детского творчества
- Совместное творчество родителей и детей
- Анкетирование
2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
2.2.1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
2.2.2. Коррекционная работа и инклюзивное образование.
Основная задача коррекционно-педагогической работы —создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОВЗ должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям. Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Основные направления работы в данной образовательной области:
«Художественное творчество». Основная цель — обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет, контрастность), продумывать способы предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций. Во время работы с детьми с ДЦП необходимо соблюдать ряд условий, направленных на уменьшение влияния моторной недостаточности:
- посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения;
- определить ведущую руку у каждого ребенка, имеющего нарушения ДЦП;
- на всех этапах работы широко используется активно-пассивный метод (взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Обязательная часть
3.1.1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста; среднего дошкольного возраста; старшего дошкольного возраста проводиться 2 раза в неделю. Непосредственно образовательная деятельность проводится группами, продолжительность соответствует нормам СанПина. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
3.1.2. Особенности традиционных событий, праздников
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией проектно-тематического принципа построения воспитательно - образовательных отношений (основная образовательная Программа МДОАУ д/с «Улыбка»).
3.1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Цель организации развивающей предметно-пространственной среды:
Создать условия для того, чтобы включить ребѐнка в активную познавательно творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества.
3.1.4. Материально-техническое оснащение Программы.
Занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям санитарных норм, пожарной безопасности и хорошей освещенности.
Технические средства: Компьютер, экран, мультимедийные системы, детские столы, детские стулья.
3.1.5. Методические материалы и средства обучения (Приложение 1.).
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1. Здоровьесберегающие технологии
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни человека. В стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Многие причины - от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна и очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира. Для реализации данного направления в образовательной организации используются следующие здоровьесберегающие технологии:
Пальчиковая гимнастика.
Проводится для развития мелкой моторики и для развлечения детей,
стимулирует развитие пальцев рук. Регулярное их использование в саду и дома также способствует развитию у ребёнка памяти, мышления, внимания, речи.
Гимнастика для глаз.
Необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы.
Дыхательная гимнастика
Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Важно, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью.
Динамические паузы (физкультминутки)
Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок.
Арт-терапия - одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур из песка, аппликация.
3.2.2. Планирование воспитательно-образовательных отношений
[Приложение 2.].
Расписание непрерывной непосредственно образовательной области
«Художественное творчество»
Дни недели | Время проведения | Возрастные группы |
Вторник | 15.15 - 15. 40 | Занятие |
Четверг | 15.15 – 15.40 | Занятие |
Приложение 1
Методические материалы и средства обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы. 2014г.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Комарова Т. С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Бумажная филигрань / Александра Быстрицкая. – 2 – е изд. – М.: Айрис-прес, 2008. – 128с.
- Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. -160 с.
- Модульная аппликация–М: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2013.- 64 с.
Наглядно дидактические пособия изделия декоративно- прикладного искусства.
Народные игрушки
- Богородская резная игрушка:
«Мужик и медведь» Л. Смирнова, «Маша и медведь» И. Стулова, «Царь
Додон и Звездочѐт» И. Стулова
- Дымковская (вятская) игрушка: барыня, водоноска, нянька, всадник,
лошадка, козѐл, баран, индюк, гусь
7. Русская матрѐшка:
загорская, полхов-майданская, разновидности матрѐшек: матрѐшка-боярыня,
матрѐшка-боярин, витязь, старик-мухомор
Филимоновская игрушка-свистулька: барыня, мужик, всадник, медведь,
козѐл, петух, курица, лиса
Серия «Мир в картинках» (предметный мир)
- Авиация. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Автомобильный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Бытовая техника. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Водный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Инструменты домашнего мастера. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,
- Музыкальные инструменты. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Офисная техника и оборудование. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Посуда. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Спортивный инвентарь. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Школьные принадлежности. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
День Победы. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
Иллюстрации известных художников
- Билибин И. Русские народные сказки «Белая уточка», «Василиса
Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола»,
«Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Царевна-лягушка»
- Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в
обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки»
- из сборника A. Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки»
- Владимирский Л. «Волшебник изумрудного города» Н. Волкова
Демченко О.«Сказки-крошки»B. Кротова, «Почему пантера чѐрная, а
леопард - пятнистый?» Л. Генденштейна по мотивам сказки Р. Киплинга
Дехтерѐв Б.«Красная шапочка» Ш. Перро
Дубинчик Т.«Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово»,
- Альбом для рисования «Помаляка», «Колобок»
Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой»
Приложение 2 планирование воспитательно-образовательных отношений
Календарно - тематический план работы
Кружка «Мастерята»
Сентябрь
№ | Тема Тестопластика | Цель | материал |
1 | «Тортик» | Продолжать знакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке), материалами и способами замешивания. Учим лепить торт и украшать его. | Солёное тесто, семечки гречка |
2 | «Куличики и рогалики » | Учить лепить кулички и рогалики.Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки. | Солёное тесто, муляжи рогаликов куличиков |
3 | «Раскрашивание куличиков и рогаликов » | Учить детей раскрашивать изделия желтым и оранжевым цветом | Краски гуашь кисточки |
4 | Морской подарок | Учить детей делать отпечаток используя морскую ракушку | Соленое тесто ракушки |
Октябрь
№ | Тема Тестопластика | Цель | материал |
1 | «Веселый осьминог» | Учим лепить восьминога, используя один большой кусок теста и восем маленьких кусков. | Солёное тесто, горох. |
2 | «Сова» | Учить лепить сову, раскатывая тесто толщиной 0,5 вырезаем круг. В нижней части с помощью колпачка от фломастера делаем полукруги – оперение совы. Далее загибаем к центру два полукруга – это крылья и сверху загибаем маленький полукруг — голова совы. Делаем глаза, надавливая закрытой частью колпачка на соответствующие места и стекой формируем рот совы. Пальцами корректируем маленькие ушки в месте наложения полукругов. | Солёное тесто, колпачек от фломастера |
3 | «Ежик » | Учить лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку, вместо иголок, используем макароны. Дополнить работу, листиком. | Солёное тесто, перец горошком макароны |
4 | «Кулоны и подвески» | Учить лепить кулон-украшение, раскатывая тесто и выдавливая круг подходящего диаметра. Вместе с ребенком заполняем круг различными материалами для украшения. | Соленое тесто, детали для украшения. |
5 | «Осенние листочки» | Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать листочки по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. | Соленое тесто, березовый, кленовый или дубовый листья, или шаблоны листьев, стеки, кисточки, вода. |
6 | «Сердечко - сувенир» | Учить из целого куска теста лепить сердечко украшать используя пуговички и др материал. | Солёное тесто, стеки, пуговыцы бусины. |
7 | « Мышки» | Лепить мышку из целого куска, оттягивая мордочку, соединять детали. Дополнять работу мелкими деталями. | Солёное тесто, стеки, толстый картон. |
8 | «Слоник» | Учить лепить слоника используя несколько частей солено теста. | Солёное тесто, стеки, толстый картон. |
Ноябрь
№ | Тема Пластилинография | Цель | Материал | |
1 | «Грибок из мелких шариков» | Учить формировать из целого куска задуманное. | Пластилин, картон, стеки. | |
2 | «Декоративный цветочек» | Формировать умение налепливать по контуру, размазывать по всей форме | Пластилин, картон, стеки. | |
3 | «Рыбки » | Учить приёму налепливания маленькими частями | Пластилин, картон, стеки. | |
4 | «Кошечка » | Учить приемами создания овальной формы, отдельно лепить мелкие детали | Пластилин, картон, стеки | |
5 | Рельеф «Петушок» | Закрепить приём налепливания маленькими частями | Пластилин, картон, стеки | |
6 | «Подарок маме» | Закрепить приём налепливания маленькими частями по контуру | Пластилин, картон, стеки | |
7 | «Подсолнух» | Формировать умение налепливать по контуру, размазывать по всей форме. | Пластилин, картон, стеки | |
8 | «Виноград » | Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; | Пластилин, картон, стеки |
Декабрь
№ | Тема Работа с природным материалом | Цель | Материал |
1 | «Снеговик из манки » | Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук | Аппликация из манной крупы |
2 | «Зимний лес» | Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук | Аппликация из цветной бумаги и крупы. |
3 | «Рыбка» | Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук | Аппликация Крупа (пшено, греча, рис, овсяные хлопья) кисточки, клей ПВА |
4 | «Снежинки» | Учить создавать узор из разных макаронных изделий | Макароны разной формы, клей ПВА, кисточки |
5 | «Фантазеры» | Развивать фантазию | Макароны, клей ПВА |
6 | «Новогодняя игрушка» | Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук | Аппликация из желтого пшена и пластилина |
7 | «Зимний пейзаж» | Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук | Аппликация из разных круп |
8 | «Зимнее дерево» | Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук | Аппликация из соли |
Январь
№ | Тема Модульная аппликация | Цель | Материал |
1 | «Рыбка» | научить делать модульную аппликацию; - развивать мелкую моторику рук | Цветная бумага трех цветов |
2 | «Кот» | Учить делать кота, используя бумажные цветные круги | Цветная бумага, ножницы. |
3 | «Белка» | научить делать белочку, используя цветные модули, развивать мелкую моторику рук | Цветная бумага, ножницы , клей |
4 | « Динозавр» | Модульная аппликация - закреплять навыки работы с бумажными модулями; | Цветная бумага, ножницы , клей |
5 | «Петушки» | Объемная аппликация. Учить скручивать в конус, приклеивать мелкие детали | Основа из картона цветная бумага, |
6 | «Буратино» | Учить делать Буратино, используя бумажные цветные круги | Основа из картона цветная бумага, |
Февраль
Тема Оригами | Цель | Материал | |
1 | «Лягушка» | Знакомим с техникой оригами | цветная бумага, клей ПВА |
2 | «Тюльпаны» | Учим делать цветок используя различные приемы складывания бумаги. | Цветная бумага, картон, клей ПВА |
3 | «Самолет - истребитель» | Учим делать цветок используя различные приемы складывания бумаги. | Цветная бумага, картон, клей ПВА |
4 | «Голубь мира» | Учим делать голубя используя различные приемы складывания бумаги. | Кусочки ткани, клей ПВА, картон, кисточки |
5 | « Лисички» | Учим делать двух лисичек, используя различные приемы складывания бумаги. | Цветная бумага, картон, клей ПВА |
6 | «Злые птички» | Учим делать птичек используя различные приемы складывания бумаги. | Цветная бумага, картон, клей ПВА |
7 | «Золотая рыбка» | Учить делать рыбку используя метод оригами | Цветная бумага, картон, клей |
Март
Тема Квиллинг | Цель | Материал | |
1 | «Знакомство с квилингом и его основными фигурами » |
| Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей |
2 | « Цветок для мамы» | Упражнять в скатывании бумажных полосок, делать форму капли и полукруга, сплющивая бумажную спираль. | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей. картон |
3 | «Цыпленок» | Упражнять в скатывании бумажных полосок, делать форму круга и треугольника, сплющивая бумажную спираль. | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей. картон |
4 | « Бабочка» | Учим делать бабочку используя приемы квиллинга. | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей. картон |
5 | «Рыбки» | Учим делать рыбку используя приемы квиллинга | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей. картон |
6 | «Цветок Лилия» | Упражнять в скатывании бумажных полосок, делать форму круга и треугольника, сплющивая бумажную спираль. | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей. картон |
7 | «Солнышко» | Продолжить освоение техники квиллинга. Упражнять в сочетании различных форм | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей. картон |
8 | «Стрекоза» | Учим делать стрекозу используя приемы квиллинга | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей. картон |
Апрель
№ | Тема Работа с бросовым материалом | Цель | Материал |
1 | «Портрет весны » | Учить детей делать поделку, используя бросовым материал | Коллаж из различного материала |
2 | « Русские березы» | Учить детей делать поделку, используя рваную цветную бумагу. | Коллаж из различного материала |
3 | «Ежик из ватных палочек» | Продолжать учить детей работать с пластилином и ватными палочками. Развивать воображение. | Коллаж из различного материала, ватные палочки. |
4 | «Цветок из ватных дисков » | Развивать воображение, умение делать цветок из ватных дисков выполняя аккуратно порученную работу. | Коллаж из различного материала, ватные диски. |
5 | «Котик из ватных дисков» | Развивать воображение, умение делать цветок из ватных дисков выполняя аккуратно порученную работу. | Коллаж из различного материала, ватные диски. |
6 | «Красивая салфетка» | Развивать воображение, мелкую моторику рук | Коллаж из различных материалов |
7 | «Веточки вербы» | Развивать воображение, мелкую моторику рук, учить делать цветы из ватных дисков и ватных палочек. | Ватные диски, клей, картон |
8 | «Цветы яблони » | Учить делать из бумаги ветку цветущей яблони | Цветы яблони |
Май
№ | Тема пластилинография | Цель | материал |
1 | «Черепашка» | Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъемное изображение предметов | Пластилин, стеки |
2 | «Деревья весной» | Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъемное изображение дерева | Пластилин, стеки |
3 | «Перо жар птицы» | Создание миниатюры пластическими средствами | Пластилин, стеки |
4 | «Цветик семицветик» | Закреплять умение делать цветок, используя навыки скатывания, расплющивания | Пластилин, стеки |
5 | « Золотая рыбка» | Лепка сказочных персонажей по мотивам сказок | Пластилин, стеки |
6 | «Бабочки» | Развивать фантазию, учить делать бабочку. | Пластилин, стеки |
7 | «Яблони в цвету» | Развивать творческое воображение- свободное применение знакомых худ. техник. | Пластилин, стеки |
8 | «Клубничка» | Развивать творческое воображение, свободное применение знакомых худ. техник. | Пластилин, стеки |
Приложение 3
Используемая литература
1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
2. Арапова-Пискарѐва Н.А. О российских программах дошкольного
образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974.
4. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.:
Эксмо-Пресс, 2002.
5. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. -М., 1987.
6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006.
7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной
культуры ребѐнка. - М.: Просвещение, 1988.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1967.
9. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с
дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
10. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.:
Прогресс, 1988.
11. Гильдебраннд А. Проблема форм в изобразительном искусстве. - М.:
Изд-во МПИ,1991.
12. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ
Академия, 1997.
13. Григорьева Г.Г. Игровые приѐмы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности. - М., 1995.
14. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности. - М.: Академия, 2000.
15. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.:
Просвещение, 1973.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования.
- М.: Педагогика, 1986.
17. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность
детей. - М.: Просвещение, 1999.
18. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста.
Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ
Сфера, 2005. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.:
19. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для
детских психологов, педагогов,
20. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития
детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера,
2005.
21. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
22. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников.
- М.: Педагогическое общество России, 2005.
23. Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000.
24. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы
объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
25. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев:
радянська школа, 1986.
26. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс,
2001.
27. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском
саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
28. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение,
1965.
29. Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ
Сфера, 2006.
30. Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и
форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора
педагогических наук. - М., 1995.
31. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребѐнка как форма
освоения социального опыта. Диссертация на соискание учѐной
степени доктора педагогических наук. - М., 1981.
32. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического
воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.
33. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз,
1999.
34. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.:
Апрель: ACT, 2005.
35. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда: Интегративная
программа полихудожественного развития на основе взаимодействия
искусств: Изобразительное искусство и среда (природа-архитектура-среда). 1-11 классы. М.: Магистр, 1995.
36. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с
народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
37. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду:
Учебное пособие для студентов педагогических институтов/В.Б.
Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение,
1985.
38. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей
детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
39. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.:
Высшая школа, 1992.
40. Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное
пособие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.:
Педагогическое общество России, 2006.
41. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Диагностика речевого развития
дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО, 1999.
42. Флѐрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного
возраста. - М., 1956.
43. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. - Новосибирск: РИФ плюс,
1997.
44. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая
диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению и развитию оригами детей старшего дошкольного возраста
Кружк по оригами «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка»
Основная цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества, и ознакомления с народными росписями....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Направление: художественно - эстетическое «Тестопластика»
Кружок по дополнительному образованию во второй младшей группе....
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию «Мастерята»
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию в старшей группе «Я-ХУДОЖНИК»
Нетрадиционные техники рисования...