Путешествие в страну ремесла на Руси
план-конспект занятия (старшая группа)
Образовательная область: Познавательное развитие
Задачи:
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к прикладному искусству .
Познавательные:
- Знакомить детей с видами вышивки и кружевоплетения в разных областях России.
- Формировать интерес и желание расширять свои знания и кругозор.
Воспитательные :
- Формировать развитие эстетического вкуса и восприятие прекрасного.
- Воспитывать любовь и уважение к труду.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_istoriyu_remesla_na_rusi.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы
« Путешествие в историю ремесла на Руси»
Образовательная область: Познавательное развитие
Задачи:
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к прикладному искусству .
Познавательные:
- Знакомить детей с видами вышивки и кружевоплетения в разных областях России.
- Формировать интерес и желание расширять свои знания и кругозор.
Воспитательные :
- Формировать развитие эстетического вкуса и восприятие прекрасного.
- Воспитывать любовь и уважение к труду.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Формы организации: группа
Активизация словаря:
Крестецкая строчка, Владимирская белая гладь, верхшов, кружевоплетение.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбома, иллюстраций «Русские ремесла»
- Разучивание хороводов, пословиц и поговорок о труде.
- Знакомство с изделиями хохломских, гжельских и дымковских мастеров и т.д.
- Беседы с детьми о характерных особенностях изделий мастеров, технике изготовления, способах художественной выразительности.
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации с видами городов: Новгород, Владимир, Вологда.
- Инструменты и принадлежности для вышивки: иголки, пяльца, нитки разных видов-шёлк, хлопок, мулине.
- Инструменты и принадлежности для кружевоплетения: коклюшки, крючки, спицы, пряжа.
- Схемы для вышивки на бумаге и на кальке.
- Образцы вышивки и кружевоплетения, готовые изделия-: воротник, салфетки, полотенца.
- Перья жар-птицы.
Методы и приёмы:
Игровой, наглядный, художественное слово.
Ход деятельности :
( Дети сидят на стульях полукругом).
Воспитатель : Ребята, в какой стране мы с вами живем?
( ответы детей)
Воспитатель : Правильно. Мы с вами живем в России. А как на с вами называют ?
( ответы детей)
Воспитатель : Конечно- русские, россияне. А что вы знаете о нашей стране?
( ответы детей)
Воспитатель : Да. наша страна очень древняя, ей больше тысячи лет. Её всегда населяли трудолюбивые люди. На Руси всегда говорили «Человек трудом красен». Ребята, а вы любите трудиться? ( ответы детей)
Воспитатель : Какие вы знаете пословицы о труде?
Ответы : « Делу время- потехе час»
« Сделал дело- гуляй смело»
« Без труда- не вынешь рыбку из пруда»
Воспитатель : Сейчас я расскажу вам одну сказку-быль: « Жила-была в одной деревне девушка по имени Марья. И была она большая мастерица и шить, и вышивать. И игрушки лепить, и посуду разными узорами расписывать- залюбуешься. Прослышал о Марье злой Кощей и решил заполучить в своё царство Кощеево. Налетел, схватил и понес. А Марья Искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки о себе на память. Куда пёрышко падало, там и появлялись новые мастерицы, умелые руки которых прославляли Россию на весь мир».
Ребята , вы хотите узнать куда падали перья?
( ответы детей)
Воспитатель : Вы любите путешествовать?
( ответы детей)
Воспитатель : Тогда мы сейчас отправимся в путешествие за волшебными перьями.
( Дети встают и отправляются в путешествие по группе, где оборудованы
зоны городов России)
Воспитатель : Первое перо упало у города Новгорода.
( Дети подходят к иллюстрациям Новгорода)
Воспитатель : Рассказ о городе Новгороде и показ иллюстраций, затем рассказ о мастерицах вышивки, название «Крестецкая строчка». Показ и рассматривание инструментов и образцов вышивки.
Воспитатель : Наше волшебное путешествие продолжается. Следующее перышко упало у города Владимира.
( Дети подходят к стенду с иллюстрациями города Владимира).
Воспитатель : Рассказ о городе Владимире и о мастерицах вышивки «Владимирская белая гладь» и «Верхшов». Показ образцов. Обращается внимание детей на праздничный, яркий характер вышивки.
Воспитатель : Сейчас мы сделаем остановку и немного отдохнем.
Хороводная игра «Ткачиха»
Воспитатель : Продолжаем наше путешествие. Перышко упало в городе Вологде и здесь наша следующая остановка.
( Дети подходят к стенду с иллюстрациями города Вологды).
Воспитатель : Ознакомление детей с иллюстрациями и материалами по кружевоплетению. Показ образцов.
( Упражнение « Нарисуй снежинку»
Воспитатель : Вот какие умельцы и рукодельницы жили на Руси. А как вы думаете , кто сейчас продолжает дело Марьи- Искусницы.
( ответы детей)
Воспитатель : Ребята, а где можно было раньше увидеть и «Вологодское кружево», и «Крестецкую строчку», и «Владимирский верхошов».
( ответы детей)
Воспитатель : Да, правильно, на ярмарке.
Читает стихотворение:
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
Воспитатель : На ярмарке было всё. Здесь же обменивались опытом в мастерстве. Узнавали новости. Вот и наше путешествие заканчивается на ярмарке.
( Дети подходят к столу, где размещены различные изделия народных
помыслов и ремёсел. Дети называют знакомые изделия :« Дымковская
игрушка», «Гжель», «Семёновские матрёшки», « Тульский самовар» и т.д.)
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам, стать народными умельцами. Вы будете продавать свои изделия, только товар предлагайте не словами, а мимикой, жестами.
( Звучит музыка. Дети предлагают свои товары)
Воспитатель : А какая же ярмарка без карусели?
Хороводная игра « Карусель»
Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие?
( ответы детей)
Воспитатель : О чем мы сегодня говорили и что нового мы сегодня узнали?
( ответы детей)
Воспитатель : Ребята, сегодня вы узнали, как много интересного было на Руси! Эти ремёсла и промыслы живут в нашей стране России до сих пор. Мы очень гордимся умелыми руками мастеров.
Литература:
1.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- СПБ: Детство-Пресс. 2002
2. Максимов Ю.В. У истоков мастерства.- М.: Просвещение. 1983
3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. -СПб. :Детство – Пресс .2000
4.Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. -М. :Скрипторий,.2003.
5. Интернет- сайты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Исторические промыслы и ремесла на Руси"
Цель занятия: познакомить детей с древними промыслами и ремеслами на Руси....
Презентация "Знакомство дошкольников с традиционными ремеслами Древней Руси"
Ремесла Древней Руси...
Ремесла на Руси
Представляю Вашему вниманию конспект разноплановой деятельности детей, в котором мы попытались максимально активизировать познавательную деятельность детей: через игровые приемы и экспериментиро...
"Знакомство дошкольников с ремеслами древней Руси"
Консультация для воспитателей...
Календарно - тематическое планирование в подготовительной к школе группе "Ремесла на Руси"
Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными ремеслами....
Методическая разработка Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона"
Данное развлечение предназначено для педагогов дошкольного и дополнительного образования....
Методическая разработка. Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси"
Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на руси"....