"Знакомство дошкольников с ремеслами древней Руси"
консультация на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_remesla_dr.rusi_.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1161 Структурное подразделение № 6

Консультация

«Знакомство дошкольников с ремеслами древней Руси»

Воспитатель:

Кавалжи Н. М.

г. Москва

2015г.

Не зная прошлого,  нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее».

В. Белинский

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Историю своей семьи, своей малой Родины, страны человек постигает на протяжении всей жизни. Первые шаги в этом направлении ребенок делает еще в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться  патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с историей, культурой, бытом народа. А ведь только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать ребёнку с раннего детства. Однако не секрет, что мы живём в сложное время, когда материальное благо доминирует над духовным. Многие поверхностно знают историю своего народа, безразлично относятся к красоте и культуре России. В жизни практически отсутствуют предметы народного быта. Наша задача заинтересовать ребёнка чистотой, красотой, глубоким содержанием истории своего народа. Помочь понять, что они – часть великого русского народа. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, трудолюбие, честность – вот что всегда лежало в основе традиций и быта русского человека.
В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и т.д.), знакомят с народными играми, хороводами, потешками.  С возрастом усложняются задачи изучения. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.

Цель работы в данном направлении:

Привить любовь и интерес к жизни народа в разное историческое время, к его истокам и культуре,  помочь нам, взрослым, воспитать патриотов.

 Задачи :

 - Знакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа

- Повысить интерес к истории своего народа.

- Расширить  знания детей о народных ремеслах .

 -Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей .

- Воспитывать  их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.

-Воспитывать чувства гордости за свой народ.

Традиционные ремесла России

Кузнечное дело

Кузнечное дело -самый древний народный промысел на Руси. Оно было самым популярным делом. Кузнецы очень ценились, ведь они производили большинство полезных и незаменимых предметов. Благодаря этому ремеслу создавались различные орудия труда для работы на поле, различные предметы быта, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки), оружие и доспехи для воинов (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).

Литье

Методы железного литья применялись при изготовлении ювелирных украшений. Очень часто ювелирные украшения дополнялись вставками, выполненными в сверхсложной технике перегородчатой эмали. Доступна мастерам была и техника чернения, зерни, инкрустации и золочения .

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло на Руси, наряду с другими ремеслами, являлось весьма важным и прибыльным делом. Для производства посуды и предметов быта использовалась глина, которая смешивалась с песком, ракушками, кварцем. После чего из получившейся глиняной массы  вручную лепили сосуды различных размеров. В конце 9 века появилось важное орудие для производства посуды – гончарный круг. Как правило, гончарный круг был деревянным, крепился к специальной скамье. Скамья имела отверстие с осью, благодаря чему круг вращался. Одной рукой гончар вращал круг с глиняной массой, а другой формировал из нее посуду. Из глины изготавливали не только посуду, но и первые игрушки, которые несли свой символический смысл. Различные свистки и колокольчики, которые отгоняли злых духов, детские игрушки, предметы интерьера, чаще всего были выполнены в виде птиц и зверей. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

 Обработка дерева

Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием. Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

Ткацкое дело.

Прядение и ткачество означает создание ткани. Ткань изготавливали из льна и конопли. Позже появилась шерстяная ткань. Для создания ткани служил ткацкий станок. Первые ткацкие станки были весьма примитивны, изготавливались они из дерева. Техникой для создания нити из волокон растений или комков шерсти служила прялка. Волокно льна, конопли или состриженная шерсть называлось кудель. Первые прялки мастерились из дерева и были ручными.

Плетение.

Первая обувь, которая появилась на Руси, была из древесного лыка. Это всем известные лапти. Лапти широко использовались населением до 1930 года. Изготавливались они по технологии плетения. Так же с помощью плетения из соломы создавались различные предметы быта и украшения. Женщины изготавливали корзинки, соломенные игрушки, обереги для дома и многое другое.

Шитье и вышивка.

Изначально шитье имело практичный характер, служило оно для обновления старой одежды или создания бытового текстиля. Из оставшихся лоскутков ткани, женщины мастерили различные покрывала, одеяла и коврики. Вся одежда была натуральной и служила не одному поколению. С течением времени одежда стала приобретать декоративные элементы, она украшалась разного рода вышивкой. На одежде вышивали защитные знаки и символы, чтобы предать ей «обережную» силу. Праздничные наряды обшивали натуральными камнями, жемчугом, вышивали узоры золотой нитью. В узорах использовали различные геометрические фигуры, завитки, птиц, животных и деревья. Работали женщины на пяльцах - это два деревянных кольца разного размера.

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов: гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название  произошло от названия местности под Москвой.

Хохлома.

Хохлома - это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза открывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок.

 Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка. Название свое она получила по месту происхождения. Кировская слобода Дымково была знаменита своей красной глиной. Во всем мире нет изделий, подобных яркой и веселой игрушке.

Ремесла Древней Руси не забыты и сегодня. Возрождается интерес к народным традициям глубокой древности: верованиям, костюму, обычаям и художественным промыслам. Рукоделие пользуется сегодня большим спросом, а потому мастера с удовольствием обращаются к традиционному ремеслу. Технология при этом претерпевает разнообразные изменения: используются новые составы, краски, основы и закрепители, в некоторых случаях — электрические приборы. Однако, в отдельных случаях способ производства в целом сохраняется неизменным. Нужно заметить, что изучение вопроса о том, какие ремесла развивались на Руси, важно для понимания самобытной русской культуры, помогает проникнуться ее духом. Возрождение интереса к этой теме свидетельствует об актуальности таких процессов. Можно сказать, что ремесла на Руси живы до сих пор и продолжают развиваться.

Патриотическое воспитание дошкольников должно носить комплексный характер, охватывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях познавательного вида. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, гражданином России. Нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок, от информации, которую он получает от взрослых. Воспитание патриотических чувств способствует подъему нравственности у детей, более гуманному отношению к окружающим их людям и миру, в котором они живут, служит положительным источником к мотивации поступков ребенка. Таким образом, патриотическое воспитание является неотъемлемой частью пути становления ребенка как личности; формирования его как гражданина государства, сознающего личную ответственность за страну; человека, уважающего общество, в котором он живет.

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Возрождение духовно- нравственного патриотического воспитания — это шаг к возрождению России. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение знакомства дошкольников с мифами Древней Греции и Рима

Мы видим сюжеты греческой мифологии в литературе, живописи, скульптуре, архитектурном убранстве городов. Знакомство детей дошкольного возраста с её сюжетами, героями, смысловой наполненность...

Знакомство дошкольников с народным ремеслами, как одно из средств гражданско-патриотического воспитания.

История родной страны, знакомство с обычаями, традициями предков, знакомство с их ремеслами и промыслами не теряют своей актуальности и  занимают особую роль среди средств гражданско-патриотическ...

ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ. "КАК ИЛЬЯ МУРОМЕЦ БОГАТЫРЕМ СТАЛ"

Современным дошкольникам мало что известно о быте  и истории Древней руси. А ведь это знакомство может послужить основой для патриотического воспитания, развития социально-коммуникативных качеств...

Музей глазами ребенка. «Знакомство дошкольников с культурой древнего Китая в Санкт-Петербурге»

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху...

Презентация по былине: "Знакомство дошкольников с богатырями Древней Руси"

Приобщение дошкольников к  истории Древней Руси...

«Древняя Русь. Берестяные грамоты – носители информации Древней Руси. Русские счеты. Московский Кремль. Создание модели «Московский Кремль» в компьютерной программе LEGO Digital Designer»

Конспект занятия разработан для детей 6-7 лет по информатике с целью закрепления знаний о носителях информации, знакомства детей с русскими счетами, русским абаком, развития конструктивного ...