Методическая разработка дидактической игры для детей с задержкой психического развития: «Разные эмоции»
материал (средняя группа)
Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые, должны передавать эмоции, делиться своими переживаниями. Очень важно формировать у детей умение осознанно понимать свои личные эмоции и замечать эмоциональное состояние окружающих. Для успешного решения задачи необходимо знакомить детей с языком эмоций, средствами выразительной передачи своих чувств: мимикой, жестами, интонацией, позами при выражении своих переживаний. Успешному вхождению ребенка в мир чувств и эмоций способствуют различные игры, упражнения, мимическая гимнастика, чтение, инсценировки, музыка.
Цель методической разработки: выявить и обосновать использование дидактической игры у детей ЗПР среднего дошкольного возраста.
Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_igra_dlya_detey_s_zpr_raznye_emotsii.docx | 813.85 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара
Методическая разработка дидактической игры для детей
с задержкой психического развития:
«Разные эмоции»
Авторы:
Калашникова Ольга Николаевна
Сарызина Оксана Юрьевна
г. Самара, 2021 г.
Введение
«Игра – это огромное светлое нежное,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений
и понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Актуальность: Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые, должны передавать эмоции, делиться своими переживаниями. Очень важно формировать у детей умение осознанно понимать свои личные эмоции и замечать эмоциональное состояние окружающих. Для успешного решения задачи необходимо знакомить детей с языком эмоций, средствами выразительной передачи своих чувств: мимикой, жестами, интонацией, позами при выражении своих переживаний. Успешному вхождению ребенка в мир чувств и эмоций способствуют различные игры, упражнения, мимическая гимнастика, чтение, инсценировки, музыка.
Цель методической разработки: выявить и обосновать использование дидактической игры у детей ЗПР среднего дошкольного возраста.
Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления.
Основная идея: формирование представлений о эмоциях человека у детей ЗПР 4-5 лет будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры.
Новизна методической разработки: заключается в применении в педагогической практике современного детского сада разнообразных дидактических игр направленных на развитие представлений эмоций.
- Дидактическая игра и её значение
Игра имеет особое, важное, значение в жизни детей дошкольного возраста. С.А. Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: «Игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение».
Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «...Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Продолжая работу В. А.Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов».
Д.Б. Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».
Дидактическая игра - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, такое определение дается в Педагогическом энциклопедическом словаре.
Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Дидактическая игра, как показывает ее название, — один из методов обучения детей, их умственного развития. Необходимость игрового метода обучения определяется особенностями дошкольного возраста. Для приобретения и закрепления знаний, умений и навыков, ребенку требуются многократные повторения, упражнения. В силу образности мышления ребенка, его эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию упражнения дают лучший результат, если они облекаются в занимательную форму, связываются с активной деятельностью.
Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя мыслит образами, звуками, красками». Это утверждение подчеркивает закономерность, которая лежит в основе развития детей дошкольного возраста.
В науке и практике утвердилось положение о том, что дидактическая игра - эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Кроме того, понятие «дидактическая игра» порой практикуется упрощенно. Многие формы организации отдельных фрагментов обучения называются дидактической игрой даже тогда, когда они таковой не являются.
- Значение дидактической игры «Разные эмоции»
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, обеспечивающей регуляцию высших психических функций и поведения в целом. Эмоциональное развитие способствует процессу социализации, становлению межличностных отношений (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.).
На сегодняшний день культура воспитания детей качественно видоизменилась. Взрослые стали меньше общаться с детьми, дети чаще замыкаются на телевизорах и компьютерах. Отмечается явная тенденция ориентации родителей на формирование преимущественно интеллектуальной сферы у детей. Обращает на себя внимание тот факт, что современные дети стали менее отзывчивы и чувствительны, не умеют общаться и находить взаимовыгодные решения проблемных ситуаций, зачастую прибегают к неконструктивным способам разрешения конфликтов.
Данная игра «Разные эмоции» (Приложение 1) познакомит ребенка ЗПР с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, поможет создать ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции.
Цель игры: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
В ходе игры решаются следующие задачи:
1) Формировать чувство социального доверия: содействовать созданию благоприятного климата в группе, формировать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми, позитивное отношения к себе и окружающим;
2) Формировать предпосылки эмоционального самосознания, эмоциональной отзывчивости и элементарной эмоциональной регуляции: формировать умение распознавать и называть эмоции «радость», «грусть», «злость», «страх», «удивление»; расширять средства выражения эмоций с помощью мимики, движений, цвета; обучать свободному выражению эмоций, обучать графическому изображению эмоций; формировать эмоциональную отзывчивость, потребность делиться своими переживаниями, использовать речь для выражения своих эмоций;
3) Знакомить с элементарными способами регуляции эмоций.
Заключение
Особенности развития эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью во многом нарушают их эмоциональный комфорт и психическое равновесие и прежде всего отражаются на уровне социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и самим собой (О. В. Защиринская, Д. Н. Исаев, В. В. Лебединский и др.). Именно это определяет значимость коррекционно-развивающей и воспитательной работы по обогащению позитивного эмоционального опыта, формированию предпосылок эмоционального самосознания, элементарных механизмов эмоциональной регуляции и эмоциональной отзывчивости в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения образования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и их семей.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Князева О. Л. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
3. Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Генезис. 2002.
4. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Цветик-Семицветик. Психологические занятия с дошкольниками.- СПб: Речь, 2005.
5. Мамйчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб: Речь, 2010.
6. Семенака С. И. Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. - М.: АРКТИ, 2010.
7. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М.Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - 7-е изд. - М.: Генезис, 2014.
Приложение 1
Методическая разработка дидактической игры для детей ЗПР:
«Разные эмоции»
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи:
1) Формировать чувство социального доверия: содействовать созданию благоприятного климата в группе, формировать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми, позитивное отношения к себе и окружающим;
2) Формировать предпосылки эмоционального самосознания, эмоциональной отзывчивости и элементарной эмоциональной регуляции: формировать умение распознавать и называть эмоции «радость», «грусть», «злость», «страх», «удивление»; расширять средства выражения эмоций с помощью мимики, движений, цвета; обучать свободному выражению эмоций, обучать графическому изображению эмоций; формировать эмоциональную отзывчивость, потребность делиться своими переживаниями, использовать речь для выражения своих эмоций;
3) Знакомить с элементарными способами регуляции эмоций.
Материал: шаблоны лиц человека, шаблоны разных частей лица для разных эмоций (Приложение 2).
Варианты игры:
1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось. Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.
2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между мамой и сыном.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития
Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития...
Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития
Адресат: дети 6-го года жизни. Диагноз «Задержка психического развития»....
Методическая разработка дидактической игры для детей с задержкой психологического развития: "Разные эмоции"
Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые, должны передавать эмоции, делиться своими переживаниями. Очень важно...
Методическая разработка. Дидактическая игра "Конструктор эмоций"
Дидактическая игра для детей раннего возраста, направленная на обогащение эмоциональной сферы детей, формирование сенсорного опыта в процессе игровой деятельности, а также - на развитие экологического...
Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...
Методическая разработка: «Здоровьесберегающие технологии детей с задержкой психического развития »
Здоровье – состояние полного физического, психического исоциального благополучия. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В это...