Буклет "Гендерное развитие"
консультация
Гендер - это составляющая пола человека. под «гендером» понимается социальный пол, специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 78.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Половое или полоролевое и гендерное воспитание детей?
Консультация для родителей
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. Возможно, вы неоднократно слышали такие слова «гендерный образ», «гендерная принадлежность», «гендерное воспитание» и др. словосочетания, в состав которых входит слово «гендер».
Что же такое «гендер»?
Гендер - это составляющая пола человека. под «гендером» понимается социальный пол, специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин.
Когда говорят о половой принадлежности человека выделяют пол биологический (анатомические и репродуктивные признаки) и психологический(соотнесение себя с представителями своего пола, осознание принадлежности к определённому полу и стремление к освоению роли характерной для своего пола). Как мы видим пол это многоуровневое явление, он включает как биологические, так психологические и социальные характеристики. Биологический пол даётся индивиду от рождения, в то время как психологический и социальный пол формируется прижизненно под влиянием социальных факторов - социальная среда и воспитание.
Сегодня принято говорить о гендерном воспитании детей.
Каждый родитель сталкивался с вопросами от детей «Откуда я появился?», «Почему у девочек нет бороды на лице?», «Когда я вырасту, я стану женщиной или мужчиной?» и т.д. Когда мы отвечаем на данные вопросы, мы занимаемся гендерным, половым или полоролевым воспитанием?
Обратимся к авторитетным источникам.
Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
Отношение исследователей, впрочем как и практиков, к половому воспитанию детей дошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно. (Заметим, что в данной теме вообще очень много спорных вопросов.) Одни из них, в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и др., высказываются за половое воспитание, признавая наряду с решением задач освоением ребёнком половой роли, важным аспектом - сообщение ему информации о биологических различиях представителей полов и деторождении в разумных пределах. Речь, как мы понимаем, идёт о сексуальном просвещении детей, вписанном в общий контекст воспитания ребёнка как представителя пола. Другие же, прежде всего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным исключить из полового воспитания его часть – сексуальное просвещение и ограничиться в воспитании только приобщением ребёнка к принятой в обществе системе половых ролей и социальных взаимоотношений между полами.Свою позицию они объясняют тем, что представления о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека пробуждают у детей нездоровый
интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст - наиболее «спокойный» период в сексуальном развитии. То есть, Репина ратует за полоролевое воспитание детей.
«Почему у Маши вся одежда розовая?», «Почему мне нельзя надевать юбку?», «Почему все воспитатели женщины?», «Почему я не могу драться с девочками?» и др. Данные вопросы могут найти решение в полоролевом воспитание детей.
Полоролевое воспитание основывается на закономерностях пола социального, акцентирует внимание на том, что формирование полоролевого поведения, мужских и женских качеств происходит в процессе воздействия социальных факторов.
Полоролевое воспитание рассматривается в педагогике как важное направление воспитания, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных ролей).
Термин «полоролевое воспитание» был распространён в 70-80-е годы 20 века. В связи с появлением в социологии и социальной психологии в конце 90 –х годов понятия «гендер» в педагогике в последнее десятилетие стали использовать термин «гендерное воспитание». В настоящее время, понятия «гендерное воспитание» и «полоролевое воспитание» рассматриваются как синонимические, обозначающие воспитание в соответствии с половой (гендерной) ролью.
Организуя гендерное (ранее - полоролевое) воспитание, важно понимать, что биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...