Мастер-класс для родителей "Развитие познавательного интереса детей средствами исследовательской деятельности"
консультация (подготовительная группа)
Как развить познавательный интерес у детей,при использовании исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие познавательного интереса детей средствами исследовательской деятельности»
Подготовила:
Воспитатель
Дроздова Оксана Александровна
Мичуринск, 2021
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательного интереса. Огромную роль в развитии познавательного интереса играет исследовательская деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Исследовательская деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания дошкольников, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создаёт творческую личность.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный метод обучения, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Именно исследовательское поведение создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития, фундамент интеллектуального богатства личности.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности предполагает: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, беседой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Целью исследовательской деятельности является развитие у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Задачи:
- Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость,
мягкость, сыпучесть, растворимость и т.д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие
представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света).
- Развивать умение делать выводы, умозаключения.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
В работе мы используем следующие методы и приёмы:
- Словесные: беседы, чтение познавательной литературы;
- Наглядные: наблюдение, иллюстрации, просмотр видео-иллюстраций об изучаемых объектах и явлениях;
- Практические: игры-опыты, игры-эксперименты; дидактические игры.
В рамках исследовательской деятельности мы знакомим детей с объектами:
- Живой природы: растениями и их приспособленностью к окружающей среде, обитателями аквариума;
- Неживой природы: воздухом, почвой, водой, магнитом, звуком, светом;
- Человеком: функционированием организма.
Свою работу по экспериментированию мы реализуем в следующих видах деятельности:
- Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
- Образовательная деятельность с элементами эксперимента;
- Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- Долгосрочные наблюдения эксперименты;
- Проектная деятельность.
В результате у детей:
Повышается уровень познавательной активности и исследовательских способностей: дети научились видеть и выделять проблему эксперимента, принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
Сформировался навык исследовательской деятельности: дети научились отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, умеют наблюдать, делать умозаключения, выводы, соблюдать правила техники безопасности.
У воспитанников развиты личностные качества: целеустремлённость, настойчивость, решительность, дети испытывают радость и удовольствие от общения и успехов.
Работа по развитию познавательного интереса дошкольников средствами исследовательской деятельности предполагает вовлечение широкого круга участников: педагоги и специалисты образовательной организации, дети и их родители.
Взаимодействие с семьями воспитанников предполагает:
- Создание домашнего развивающего пространства.
- Изготовление макетов, дидактического и наглядного материала.
- Поддержка ребенка и педагога в реализации исследовательских проектов.
- Обмен опытом по организации детской деятельности в домашней среде и установлении собственных взаимоотношений с ребенком.
В результате повышается:
- Уровень познавательной активности детей и заинтересованность родительской общественности.
- Компетентность родителей в организации работы по развитию познавательного интереса в процессе экспериментирования дома.
Навыки исследовательской деятельности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательной активности ребенка, что способствует успешному обучению в школе и социализации в обществе.
ХОД МАСТЕР - КЛАССА
- А теперь позвольте пригласить желающих принять участие в опытно
- экспериментальной деятельности и убедиться, как это увлекательно и интересно.
- Прошу выйти три человека для участия.
- Все мы знаем, что при проведении опытов и экспериментов, важно соблюдать правила техники безопасности. Предлагаю нашим участникам, воспользоваться средствами защиты – надеть фартуки, перчатки и очки.
- Проходите за столы.
- Итак - начинаем научное волшебство!
Первый опыт называется «ЙОДНЫЕ ЧАСЫ»
- Перед вами на столах пробирки с номерами.
- Возьмите стакан №1 и переливаем её содержимое в пробирку №2. Можно немного перемешать (ПОКАЗ). Немного терпения и наблюдаем. Что происходит? ( В пробирке №2 жидкость поменяла цвет – потемнела).
- Далее, возьмите пробирку №3 и добавьте её содержимое в пробирку
№2. Что произошло? ( Жидкость посветлела и стала бесцветной).
- Я вижу, что всем не терпится узнать секрет.
- Посмотрим на экран, этот опыт демонстрирует химическую реакцию, в процессе которой жидкость кардинально меняет цвет.
- Данный опыт для детей в исследовательской деятельности представляется в виде развлечения или фокуса. Не требуется объяснения, почему так происходит.
Спасибо участникам!
- Для следующего опыта, я прошу выйти ещё три человека. Будет интересно, не стесняйтесь. Возьмите на столе средства защиты. Размещайтесь удобно.
Второй опыт называется «БАШНЯ ПЛОТНОСТИ»
- В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости. 1.Перед вами сосуд №1 с содержимым.
- Налейте содержимое сосуда №2 в сосуд №1. Добавляя жидкость, лейте очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.
- Далее медленно влейте в сосуд №1 содержимое пробирки №3
- Аккуратно опустите в ёмкость шуруп. Что с ним произошло? 5.Теперь аккуратно опустите макаронное изделие. Что мы видим?
- У вас остался помидорчик, медленно опустите его в ёмкость. Что произошло?
- Посмотрим на экран, данный опыт основан на способности различных веществ тонуть, или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.
- Когда мы опускаем предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоев жидкости.
- На экране вы видите составляющие опыта.
- Данный опыт может быть использован детьми самостоятельно в экспериментальной совместной с педагогом деятельности, с поэтапным объяснением.
Спасибо участникам!
- Прошу выйти для участия ещё трёх человек. Возьмите на столе средства защиты.
Третий опыт называется «НЕНЬЮТОНОВСКАЯ ЖИДКОСТЬ»
- Все знают, что нельзя носить воду в решете. Действительно ли это так? Проверим.
- Данный опыт требует особого внимания к указаниям и быстроты действий! Выполняем всё дружно!
- Перед вами стоят ёмкости с водой и крахмалом.
- Добавьте крахмал в воду и тщательно перемешайте лопаткой.
- На что, похожа масса? (Тесто)
- Хорошо. Отложите лопатки и попробуйте резко, с силой ударить по поверхности массы кулаком. Что произошло? Какова масса на ощупь? (Твёрдая.)
- А теперь, не спеша положите ладонь на поверхность массы. Что происходит? (Рука плавно погружается).
- Попробуйте набрать массу в руку и резко разорвать. Что она
напоминает: жидкость или твёрдое тело? (Твёрдое тело). (Масса начинает стекать). А что происходит сейчас? (Масса течёт).
- Попробуйте ещё раз повторить все действия.
- Посмотрим на экран. В природе существует особый класс веществ,
которые называют «Неньютоновскими жидкостями». Такое название они получили из-за своего нестандартного поведения: в спокойном
состоянии – они ведут себя, как жидкости, а при резком ударе или разрыве – как твёрдые тела. При смешении крахмала с водой получается такая жидкость.
- Данный опыт можно использовать в самостоятельной
экспериментальной деятельности детей. Поскольку. все ингредиенты безопасны!
Спасибо участникам!
- Я надеюсь, что участники и гости убедились сегодня, что
экспериментирование – это увлекательная деятельность не только для детей, но и для взрослых.
- Предлагаю желающим карточки с подробным описанием сегодняшних опытов, для практики.
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для воспитателей : «Развитие познавательной активности детей через экспериментально - исследовательскую деятельность».
Обучение воспитателей разработке проектов по развитию познавтельной активности у детей( метед трех вопросов и метод мыслительная карта)....
Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....
Мастер – класс для родителей «Развитие познавательного интереса у детей посредствам экспериментальной деятельности»
Цель: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом....
Формирование познавательного интереса в экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников с применением средств ИКТ
Рекомендации по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста с применением средств ИКТ...
Мастер – класс для родителей «Развитие познавательного интереса у детей посредствам экспериментальной деятельности»
Мастер – класс для родителей«Развитие познавательного интереса у детей посредствам экспериментальной деятельности»...
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Мастер-класс для педагогов«Развитие познавательных интересовдетей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Выполнила: Максимченко Е....
Мастер – класс на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий В. В. Воскобовича при организации работы с детьми....