Мастер-класс для родителей "Развитие познавательного интереса детей средствами исследовательской деятельности"
консультация (подготовительная группа)

Дроздова Оксана Александровна

Как развить познавательный интерес у детей,при использовании исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»

       

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие познавательного интереса детей средствами исследовательской деятельности»

Подготовила:

Воспитатель

Дроздова Оксана Александровна

Мичуринск, 2021


Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательного интереса. Огромную роль в развитии познавательного интереса играет исследовательская деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Исследовательская деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания дошкольников, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создаёт творческую личность.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный метод обучения, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Именно исследовательское поведение создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития, фундамент интеллектуального богатства личности.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности предполагает: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, беседой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Целью исследовательской деятельности является развитие у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Задачи:

  1. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
  2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость,

мягкость, сыпучесть, растворимость и т.д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие

представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света).

  1. Развивать умение делать выводы, умозаключения.
  2. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  3. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

В работе мы используем следующие методы и приёмы:

  • Словесные: беседы, чтение познавательной литературы;
  • Наглядные: наблюдение, иллюстрации, просмотр видео-иллюстраций об изучаемых объектах и явлениях;
  • Практические: игры-опыты, игры-эксперименты; дидактические игры.

В        рамках        исследовательской        деятельности мы        знакомим        детей        с объектами:

  • Живой природы: растениями и их приспособленностью к окружающей среде, обитателями аквариума;
  • Неживой природы: воздухом, почвой, водой, магнитом, звуком, светом;
  • Человеком: функционированием организма.

Свою работу по экспериментированию мы реализуем в следующих видах деятельности:

  • Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
  • Образовательная деятельность с элементами эксперимента;
  • Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  • Долгосрочные наблюдения эксперименты;
  • Проектная деятельность.

В результате у детей:

 Повышается уровень познавательной активности и исследовательских способностей: дети научились видеть и выделять проблему эксперимента, принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

Сформировался навык исследовательской деятельности: дети научились отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, умеют наблюдать, делать умозаключения, выводы, соблюдать правила техники безопасности.

У воспитанников развиты личностные качества: целеустремлённость, настойчивость, решительность, дети испытывают радость и удовольствие от общения и успехов.

Работа по развитию познавательного интереса дошкольников средствами исследовательской деятельности предполагает вовлечение широкого круга участников: педагоги и специалисты образовательной организации, дети и их родители.

Взаимодействие с семьями воспитанников предполагает:

  • Создание домашнего развивающего пространства.
  • Изготовление макетов, дидактического и наглядного материала.
  • Поддержка        ребенка        и        педагога        в        реализации        исследовательских проектов.
  • Обмен опытом по организации детской деятельности в домашней среде и установлении собственных взаимоотношений с ребенком.

В результате повышается:

  • Уровень познавательной активности детей        и        заинтересованность родительской общественности.
  • Компетентность        родителей        в        организации        работы        по        развитию познавательного интереса в процессе экспериментирования дома.

Навыки исследовательской деятельности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательной активности ребенка, что способствует успешному обучению в школе и социализации в обществе.

ХОД МАСТЕР - КЛАССА

- А теперь позвольте пригласить желающих принять участие в опытно

  • экспериментальной деятельности и убедиться, как это увлекательно и интересно.
  • Прошу выйти три человека для участия.
  • Все мы знаем, что при проведении опытов и экспериментов, важно соблюдать правила техники безопасности. Предлагаю нашим участникам, воспользоваться средствами защиты – надеть фартуки, перчатки и очки.
  • Проходите за столы.
  • Итак - начинаем научное волшебство!

Первый опыт называется «ЙОДНЫЕ ЧАСЫ»

  • Перед вами на столах пробирки с номерами.
  1. Возьмите стакан №1 и переливаем её содержимое в пробирку №2. Можно немного перемешать (ПОКАЗ). Немного терпения и наблюдаем. Что происходит? ( В пробирке №2 жидкость поменяла цвет – потемнела).
  2. Далее, возьмите пробирку №3 и добавьте её содержимое в пробирку

№2. Что произошло? ( Жидкость посветлела и стала бесцветной).

  • Я вижу, что всем не терпится узнать секрет.
  1. Посмотрим на экран, этот опыт демонстрирует химическую реакцию, в процессе которой жидкость кардинально меняет цвет.
  • Данный опыт для детей в исследовательской деятельности представляется в виде развлечения или фокуса. Не требуется объяснения, почему так происходит.

Спасибо участникам!

  • Для следующего опыта, я прошу выйти ещё три человека. Будет интересно, не стесняйтесь. Возьмите на столе средства защиты. Размещайтесь удобно.

Второй опыт называется «БАШНЯ ПЛОТНОСТИ»

  • В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости. 1.Перед вами сосуд №1 с содержимым.
  1. Налейте содержимое сосуда №2 в сосуд №1. Добавляя жидкость, лейте очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.
  2. Далее медленно влейте в сосуд №1 содержимое пробирки №3
  3. Аккуратно опустите в ёмкость шуруп. Что с ним произошло? 5.Теперь аккуратно опустите макаронное изделие. Что мы видим?
  1. У вас остался помидорчик, медленно опустите его в ёмкость. Что произошло?
  2. Посмотрим на экран, данный опыт основан на способности различных веществ тонуть, или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.
  • Когда мы опускаем предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоев жидкости.
  • На экране вы видите составляющие опыта.

  • Данный опыт может быть использован детьми самостоятельно в экспериментальной совместной с педагогом деятельности, с поэтапным объяснением.

Спасибо участникам!

  • Прошу выйти для участия ещё трёх человек. Возьмите на столе средства защиты.

Третий опыт называется «НЕНЬЮТОНОВСКАЯ ЖИДКОСТЬ»

  • Все знают, что нельзя носить воду в решете. Действительно ли это так? Проверим.
  • Данный опыт требует особого внимания к указаниям и быстроты действий! Выполняем всё дружно!
  1. Перед вами стоят ёмкости с водой и крахмалом.
  2. Добавьте крахмал в воду и тщательно перемешайте лопаткой.
  3. На что, похожа масса? (Тесто)
  4. Хорошо. Отложите лопатки и попробуйте резко, с силой ударить по поверхности массы кулаком. Что произошло? Какова масса на ощупь? (Твёрдая.)
  5. А теперь, не спеша положите        ладонь на поверхность массы. Что происходит? (Рука плавно погружается).
  6. Попробуйте набрать массу в руку и резко разорвать. Что она

напоминает: жидкость или твёрдое тело? (Твёрдое тело). (Масса начинает стекать). А что происходит сейчас? (Масса течёт).

  1. Попробуйте ещё раз повторить все действия.
  2. Посмотрим на экран. В природе существует особый класс веществ,

которые называют «Неньютоновскими жидкостями». Такое название они получили из-за своего нестандартного поведения: в спокойном

состоянии – они ведут себя, как жидкости, а при резком ударе или разрыве – как твёрдые тела. При смешении крахмала с водой получается такая жидкость.

  1. Данный опыт можно использовать в самостоятельной

экспериментальной деятельности детей. Поскольку. все ингредиенты безопасны!

Спасибо участникам!

  • Я надеюсь, что участники и гости убедились сегодня, что

экспериментирование – это увлекательная деятельность не только для детей, но и для взрослых.

  • Предлагаю желающим карточки с подробным описанием сегодняшних опытов, для практики.
  • Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей : «Развитие познавательной активности детей через экспериментально - исследовательскую деятельность».

Обучение воспитателей разработке проектов по развитию познавтельной активности у детей( метед трех вопросов и метод мыслительная карта)....

Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....

Мастер – класс для родителей «Развитие познавательного интереса у детей посредствам экспериментальной деятельности»

Цель: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом....

Формирование познавательного интереса в экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников с применением средств ИКТ

Рекомендации по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста с применением средств ИКТ...

Мастер – класс для родителей «Развитие познавательного интереса у детей посредствам экспериментальной деятельности»

Мастер – класс для родителей«Развитие познавательного интереса у детей посредствам экспериментальной деятельности»...

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Мастер-класс для педагогов«Развитие познавательных интересовдетей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»      Выполнила: Максимченко Е....

Мастер – класс на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий В. В. Воскобовича при организации работы с детьми....