Виды учебной мотивации.
статья

Стряпихина Ирина Владимировна.

В данной статье раскрываются виды учебной мотивации разных авторов. Вы подробно  познакомитесь с несколькими классификациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_motivov.docx151.95 КБ

Предварительный просмотр:

                            Виды учебной мотивации.

1. Классификация мотивов по Т. А. Ильиной

Мотивы, непосредственно побуждающие:

  • зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов.
  • опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.

Мотивы, перспективно побуждающие:

  • связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.
  • это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей.
  • мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями.
  • опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.

Мотивы интеллектуального побуждения:

  • интерес к процессу умственной деятельности;
  • стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от  самого процесса мыслительной  работы;
  • пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.

http://svetlana.pro/images/gdim/96/b9/40-1.png

Вариант классификации мотивов по А. К. Марковой

(характеризующий отношение к самой деятельности)

 

http://svetlana.pro/images/gdim/a4/61/40-2.png

льhttp://svetlana.pro/images/gdim/57/ad/40-3.png

Таблица «Мотивы учебной деятельности»

 

Возраст/Группа

Мотив

Первоклассники
(дошкольники)

  • интерес к учению вообще
  • стремление к взрослости

Младшие школьники

  • беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация);
  • получаемые отметки;
  • престижный мотив;
  • познавательный мотив (очень редко).

Средние классы

  • стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;
  • мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»;
  • требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;
  • потребность в познании и оценке свойств своей личности;
  • главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников);
  • особенность мотивации – наличие подростковых установок.

Старшие классы

  • основной мотив – подготовка к поступлению.

 

 

Способы мотивации по Д. Г. Левитесу

Психологами и педагогами предлагаются разные способы мотивации.

http://svetlana.pro/images/gdim/3a/bc/40-6.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительной учебной мотивации

Формирование положительной учебной мотивации у старших дошкольников посредством коррекционно-развивающих занятий. Для психологов ДОУ...

Повышение уровня учебной мотивации через создание ярких и объемных представлений об изучаемом материале путем активного использования ИКТ в образовательной деятельности.

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов люде...

Статья "динамика изменений учебной мотивации студентов педагогического колледжа"

Статья написана как результат исследования изменнений учебной мотивации у студентов педагогического колледжа на протяжении от первого до четвёртого курсов....

"Формирование учебной мотивации у детей подготовительной группы"

Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования педагогов дошкольного образования...

Формирование учебной мотивации или как помочь ребенку стать учеником

Информационный лист для родителей по теме "Формирование учебной мотивации". Подойдет для оформления стенда педагога-психолога или папки для родителей в кабинете педагога-психолога....

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА, И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ.

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди...

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 классах

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 кла...