Сборник игр для поддержки эмоциональной сферы детей раннего возраста в период адаптации
методическая разработка

Валичева Саида Залимхановна

Проблема адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Приспособление организма к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к детскому саду. Поэтому необходимо помочь ребенку привыкнуть к новым условиям существования. Надо так организовать его жизнь в дошкольном учреждении, чтобы она приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям. Великий отечественный педагог К.Д. Ушинский писал, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, заключающийся в развитии всех психических процессов. А для ребёнка это – посильный способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания он воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. Именно игры приносят детям радость, снимают эмоциональное напряжение. Это, в свою очередь позволяет использовать игры в качестве средства для адаптации детей дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СБОРНИК ИГР

ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Составитель:

Валичева С.З.

ИГРЫ С СЫПУЧИМИ ВЕЩЕСТВАМИ

ИГРЫ С ПЕСКОМ

«Здравствуй песочек»

Оборудование: ёмкость с песком.

Ход игры: Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Дети дотрагиваются до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.

«СПРЯЧЬ ИГРУШКУ»

Оборудование: пластмассовые игрушки или природный

материал.

Ход игры: Педагог предлагает детям спрятать (закопать) в песке игрушки так, чтобы они располагались по всей ванне с песком. Дети закапывают игрушки, а взрослый им помогает, затем дети вместе с педагогом, отыскивают их и называют.

«РИСУЕМ НА ПЕСКЕ»

Оборудование: рамки - геометрические фигуры из мягкого полимера, пластмассовые объемные геометрические тела, экран или повязка на глаза.

Ход игры: Педагог завязывает ребенку глаза и предлагает ему потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я завяжу тебе глаза, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?»

 «УЗОРЫ НА ПЕСКЕ»

Оборудование и материалы: песок, кисточка

Ход игры: Педагог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

«СЕКРЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ КРОТА»

Оборудование: песок

Ход игры: Воспитатель: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

ИГРЫ С МАНКОЙ

«Лабиринт»

Оборудование: ёмкость с манной крупой, игрушка зайчик.

Ход игры: воспитатель показывает нарисованный на манке лабиринт, затем предлагает ребёнку нарисовать.

- Помоги зайке добраться до морковки и наоборот.

Начинать лучше с прямой дорожки, потом одно ответвление, по нарастающей.

«Раздели»

Оборудование: манка крупа, макароны (ракушки).

Ход игры: Ребёнок выбирает из гречневой крупы макароны в отдельную ёмкость.

«Просеем»

Оборудование: манная крупа, сито, фасоль.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям через сито просеять манную крупу и положить в отдельную ёмкость.

«Найди пару»

Оборудование: лоток из под яиц, манная крупа, фасоль, рис, макароны, бабы.

Ход игры: Для этого заготавливаем один ряд различных круп в лотке для яиц, и такие же крупы в крышечках. Дети могут сортировать по форме или по цвету.

«Готовим пиццу»

Оборудование: ёмкость с манной крупой, макароны, фасоль, бабы.

Ход игры: в ёмкость с манкой пальцами вдавливать макароны, бабы, фасоль в массу.

«Выложи дорожку»

Оборудование: ёмкость с манной крупой, игрушки медведь, жираф, камушки.

Ход игры: - Жираф решил отправиться на северный полюс в гости к белому медведю. Но как ему найти дорогу? Поможем другу и выложим путь камушками. А может, они пойдут навстречу друг другу - я выкладывала ракушки по контуру со стороны жирафа, а со стороны медведя.

«Отпечатки»

Оборудование: ёмкость с манной крупой, листья с деревьев разной формы.

Ход игры: дети совместно с воспитателем накладывают листочки на манку и остаётся трафарет.

ИГРЫ С ГОРОХОМ

«Найди игрушку»

Оборудование: ёмкость с горохом, игрушки.

Ход игры: воспитатель в ёмкости с горохом предлагает детям найти игрушки.

«Разложить горох по ячейкам»

Оборудование: ёмкость с горохом, лоток из под яиц.

Ход игры: предлагается детям разложить горох по ячейкам.

«Рисуем на горохе»

Оборудование: ёмкость с горохом, кисточка для рисования.

Ход игры: в ёмкости с горохом ребёнок по желанию может кисточкой нарисовать всё что хочет.

«Пересыпаем»

Оборудование: ёмкость с горохом, детская посуда, савочки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям переложить содержимое из одной ёмкости

в другую.

ИГРЫ С ВОДОЙ

«ВЫЛОВИМ ИЗ ВОДЫ»

Оборудование: ёмкость с водой, разные предметы

Ход игры: Педагог наливает в ёмкость воды. Предлагает детям опустить в воду предметы. С помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

«БЫЛА ЛУЖА И НЕТ ЕЁ»

Оборудование: тарелочки, губки, поднос

Ход игры: Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим. Показать, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«КОРАБЛИК»

Оборудование: ёмкость с водой, кораблики

Ход игры: Налить в ёмкость води. Воспитатель привлекает внимание детей стишком А. Барто «Кораблик». Предлагает детям поиграть в кораблики.

«ПЛАВАЕТ ИЛИ ТОНЕТ»

Оборудование: ёмкость с водой, разные мелкие игрушки, камушки. Ракушки.

Ход игры: Предложить детям опустить попеременно предметы и посмотреть, какие предметы утонули, а какие нет.

Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны, наполненной водой. Перед ними плоская миска, в которой лежат камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д. дети поочередно бросают в воду различные предметы и с помощью взрослого выясняют, какие предметы плавают, а какие тонут.

Затем детям можно предложить достать из ванны предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну - камешки, в другую - орешки). 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУКОЛ БИБАБО

«котёнок»

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как

бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что

под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем

соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним,

убегаем по поверхности) 

«курочка»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками),

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём).

«замок»

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

«ладушки-хлопушки»

Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:

-Ладушки-ладушки, звонкие хлопушки.

Хлопали в ладошки, хлопали немножко. Да! (громко хлопаем в ладоши)

- Кашу варили, ложечкой мешали.

(взрослый помогает ребёнку водить пальчиком правой руки по ладошки левой)

- Куколку кормили. Да!

- Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперёд) 

- Кулачки сложили, кулачками били.

Туки - тук. Туки - тук. Туки - тук. Да!

(сжимаем пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга).

Ладушки плясали деток забавляли

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)

- Ладушки устали, ладушки поспали.

Баю-бай, баю-бай, баюшки,

Баю-бай, ладушки. Да!

(складываем ладони рук и подкладываем их под щёку)

«ладушки»

Оборудование: корзина с оладушками (игрушками)

Ход игры: Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.

- Ладушки, ладушки (воспитатель показывает ладошки)

- Где были?

- У бабушки! (вращает кистями)

Испекла нам бабушка (хлопает в ладоши)

Сладкие оладушки,

Маслом поливала,

Деток угощала.

Коле два, Оле два, (раздает «оладушки» детям)

Ване два, Тане два.

Всем дала! (показывает в руках два «оладушка»)

Игра начинается с начала.

«Орешки»

Ход игры: На пальцах рук одеты соответствующие куколки зверюшки

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заяньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

«РЫБКА»

Рыбка в озере живет,

Рыбка в озере плывет. (Ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг (Ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх (Ладошки соединить у основания и так

похлопать)

«Пришёл петрушка»

Оборудование: Петрушка, погремушки.

Ход игры: Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

«Этот пальчик в лес пошёл»

Ход игры: Воспитатель одевает на пальчики куколки бибабо и в соответствии со стихотворением загибает пальцы.

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«позвони в колокольчик»

Ход игры: Подвешиваем колокольчик на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Взрослый говорит, что колокольчик волшебный, его звон радует окружающих. Предлагает ребёнку дотянуться до колокольчика и позвонить в него. После освоения игры, привлекаем других детей. Выбираем активного ребёнка и, называя его по имени, предлагаем тоже позвонить. После того как ребёнок позвонил, хвалим его: какой ты молодец! Как высоко ты смог дотянуться! А теперь …(выбираем ещё кого-нибудь) тоже позвонит. Спросите детей, как звенит колокольчик (динь-динь).

«прятки»

Ход игры: Поиграйте с детьми в прятки, пусть они вас поищут. Прячьтесь за шкаф, дверь, занавеску и т.д. кричите «ау!», помогая малышам вас найти. Затем скажите, чтобы прятались они, а вы будете искать. Отвернитесь и считайте:

Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду искать.

Кто не спрятался - я не виноват.

После чего ходите по комнате и, даже если вы видите, где спрятались дети, не спешите их найти: «Куда у нас детки спрятались? Здесь нету, здесь тоже… А под столом? Тоже нету. Где же они?».

 « потанцуй со мной»

Ход игры: Дети становятся в круг, на достаточном расстоянии друг от друга. Педагог становится в центре круга. Включается музыка – можно использовать мелодии танцев, детские песенки. Педагог предлагает потанцевать вместе с ним, показывает и одновременно называет основные танцевальные движения.

Похлопаем в ладоши! (руки перед собой)

Хлопки над головой! (прямыми руками с большим размахом)

Топотушки! (быстрые топочущие шаги на месте)

Потопаем правой ножкой! (притопы одной ногой)

Потопаем левой ножкой! (притопы другой ногой)

Ловим комариков! (звонкие хлопки справа, слева от корпуса,

вверху и внизу)

Мячики! (прыжки на обеих ногах)

Пружинка! (приседания, ноги не отрываются от пола)

Ветерок! (перекрестные движения рук над головой)

Покружимся! (повороты вокруг собственной оси,

или кружимся в парах, взявшись под руки)

«покатаем мишутку»

Ход игры: Педагог говорит, что мишки хотят покататься на машинах, подходит к ним, берет одну за веревочку и везет. Потом сажает в нее мишку, катает, просит детей покатать других мишек так, как это делает он. Дети подражают действиям педагога. Он следит, чтобы они везли машины за веревочку, при необходимости вновь показывает, помогает рассадить игрушки по машинам.

«солнышко и дождик»

Оборудование: расставленные по большому кругу стульчики или разложенные обручи.

Ход игры: Дети находятся в "домиках" (стульчики, обручи). По сигналу "Солнышко, пора гулять!" дети бегают по площадке. Когда звучит команда "Дождик, пора домой", малыши бегут в свои домики.

« заиньки»

Ход игры: Воспитатель предлагает детям игру в зайчиков. Читает стишок.

По лесной лужайке

Разбежались зайки. (легкий бег)

Вот какие зайки,

Зайки - побегайки. (поднимаем ладошки к голове - показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок, (присели)

Роют лапкой корешок (движение рукой)

Вот какие зайки,

Зайки - побегайки (поднимаем ладошки к голове –показываем «ушки»

«курочка и цыплята»

Оборудование: веревка, две стойки маски цыплят для деток и курочки для взрослого.

Ход игры: Между стойками натягивают веревку. С одной стороны веревки - дом, там находятся цыплята с курочкой. Наседка выходит за противоположную сторону веревки, "ищет зернышки". Далее зовет цыплят : "Ко-ко-ко". Услыхав этот сигнал, цыплята быстро пробегаю под веревкой, бегают врассыпную, имитируют движения. По команде "Домой" курочки возвращаются на противоположную сторону, пролезая под веревкой.

« мишка косолапый»

Ход игры: Воспитатель предлагает детям игру в мишку. Читает стишок по мишку и делает движения, дети повторяют.

Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку)

Шишки собирает, песенку поет (делаем движения, словно

подбираем с земли шишки).

Вдруг упала шишка, прямо

мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу)

Мишка рассердился  (делаем сердитое выражение лица

и ногою – топ! и топаем ногой).

«солнечные зайчики»

Оборудование: Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: 

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика! » дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

«полетаем как птички»

Ход игры: Дети-"птицы" собираются на одной стороне группы. По сигналу "Полетели!" "птицы" "разлетаются" по всей площадке. По сигналу "Буря!" — "летят" к "деревьям".

«Лесные жители»

У медведя дом большой ой-ой-ой-ой (тянуться вверх),

А у зайки маленький ай-ай-ай-ай (приседают). 

Мишка сам пошёл домой ой-ой-ой-ой (шагают в вразвалочку на

месте),

И запрыгал заинька ай-ай-ай-ай (прыгают).

«Заиньки – паиньки»

Ход игры: Взрослый встаёт напротив ребёнка и просит его повторить движения зайки:

Будем заинькой?

Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.

Вот так, вот так поклонись (кланяются в разные стороны). 

Заинька повернись, серенький повернись.

Вот так, вот так, повернись (поворачиваются руки на поясе).

Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой (топают по очереди каждой ножкой).

«храбрые лягушата»

Оборудование: бумага в рулоне, корзина.

Ход игры: Воспитатель: Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква…И вот, однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся.

А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто. 

«Топ, топ, стоп»

Ход игры: Возьмите ребёнка за руку и идите, приговаривая:

- Топ, топ, топ, топ, топ стоп.

На слово «стоп» останавливаетесь. Дальше идёте в припрыжку.

- Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп стоп.

Опять останавливаетесь на слове «стоп».

«Огуречик- огуречик»

Ход игры: На одном конце площадки воспитатель с маской мышки. На другом дети, они огуречики. Дети приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик.

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их ловит.

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

«нежно погладим мы зверят»

Оборудование: резиновые игрушки пищалки.

Ход игры: Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения:

- Нежно гладим мы зверят, (ладошкой гладит игрушку)

И зверята не пищат.

По пищим поскорей, (сжимает игрушку)

Игра повторяется несколько раз.

«Иди ко мне»

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

« сороконожки»

Ход игры: В руках воспитателя игрушки сороконожки на веревочке (можно сделать самим сороконожку из ткани, в виде длинного жгутика длиной 30 - 40 см объемом 5 – 8 см). Воспитатель тянет сороконожки за веревочки за собой, дети идут (бегут) за ними.

Две сороконожки бежали по дорожке.

Все бежали и бежали, все друг дружку догоняли.

Как друг дружку догнали, так друг дружечку обняли.

Так друг дружечку обняли, что едва мы их разняли!

Игра повторяется.

«покачай малыша»

Оборудование: Кукла, корзинка, солнышко.

Ход игры: Воспитатель предлагает покачать малыша (куклу) спать. Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с

педагогом:

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собачка не лай

И в гудочек не гуди;

Нашу Лялю не буди.

Воспитатель: Наш малыш уснул.... И нам пора проститься. Но сначала солнышко подарит вам свою любовь тепло.

Солнышко, появись!

Светлое, лучистое,

Покажись.

Педагог достаёт из корзинки солнышко.

«подари любовь и тепло»

Оборудование: Мягкая игрушка солнышко.

Ход игры: Воспитатель предлагает по очереди обнять солнышко, передавая, друг другу.

Воспитатель: “ Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше... И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку ”.

«ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Оборудование: мяч

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или стоят по кругу. Воспитатель передает мяч по круг. Тот, кто из детей получает мячик – называет свое имя. Малыши с удовольствием играют в нее. В дальнейшем игру можно разнообразить: например, вместо мяча передавать друг другу игрушку или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть много, придумывайте их вместе с детьми!

«подружимся»

Оборудование: два игрушечных мишки.

Ход игры: Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро - быстро покружусь,

Тихо - тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь.

И на землю повалюсь!

«Прячем мишку»

Оборудование: большая мягкая игрушка знакомая ребенку.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ребенка: «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося; «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.

«Игра с собачкой»

Оборудование: игрушечная собачка.

Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест», «лает», и говорит ребенку «спасибо».

ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ

«КТО В КУЛАЧКЕ»

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить большой палец)

«Игра с ПАЛЬЧИКАМИ рук»

Ход игры: (выполняя движения, воспитатель просит детей выполнять за ним). Опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струя дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком об кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук- хлоп-хлоп.

«Солим капусту»

Ход игры. Воспитатель делает жесты руками, аналогичные словам стишка:

Мы капусту рубим, рубим, (ладонь к ладони, изображаем топорик)

Мы капусту мнем, мнем, (раскрываем и сжимаем кисти рук,

шевеля пальцами)

Мы капусту солим, солим (перебираем пальчиками)

Мы морковку трем, трем. (трем воображаемую морковь на терке,

кулаком одной руки водим по ладони другой)

«Прыг-скок»

Ход игры: На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.

-Наши пальцы на ладошке

Пусть попрыгают немножко:

Прыг-прыг-прыг.

Пальчики малыша могут прыгать как вместе, так и вразнобой.

Наши пальцы на ладошке

Пусть потопают немножко:

Топ-топ-топ.

ИГРЫ С ЛАДОШКАМИ

«Дай ладошку»

Ход игры: Дай ладошку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

«Дети хлопать все умеют»

Ход игры: Дети стоят около воспитателя. Воспитатель напевает (или проговаривает) слова и выполняет движения. Дети по показу воспитателя выполняют действия.

Детки хлопать все умеют, своих ручек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так, своих ручек не жалеют.

Детки топать все умеют, своих ножек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так, своих ножек не жалеют.

Повторяется несколько раз.

«Доброе утро»

Ход игры: Воспитатель напевно произносит текст:

- Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по

животику)

- Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись!

(руки наверх, потягиваемся)

«Ладушки – хлопушки»

Ход игры: Воспитатель читает стишок, выполняя действия:

- Ладушки – ладушки, звонкие хлопушки,

Хлопали в ладошки, хлопаем немножко. Да! (громко хлопаем в

ладоши)

- Кашу варили, ложечкой мешали.

(помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой)

- Куколку кормили. Да!

- Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед)

- Кулачки сложили, кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук. Да!

(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)

- Ладошки плясали, деток забавляли,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)

- Ладушки устали, ладушки поспали,

Баю-бай, баюшки, баю-бай, ладушки. Да!

(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)

«Ладушки-ладушки»

Ход игры: в соответствии с чтением текста делают движения.

- Ладушки-ладушки (похлопать в ладоши)

Испекли оладушки, (имитировать печение пирожков)

На окно поставили, (показать)

Остывать заставили, (подуть)

А остынут — поедим (имитировать еду)

И воробушкам дадим. (имитировать бросание)

Ши — полетели, на головку сели! (махнуть руками и показать на голову)

«Строим дом»

Ход игры: Воспитатель в соответствии с текстом вместе с детьми делают упражнения.

- Это домик (ладошки приставлены друг к другу)

Это крыша (ладони сцеплены, пальцы переплетены)

А труба еще повыше (мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной руке, то на другой, то на обеих одновременно)

«КОРЗИНКА»

Ход игры: Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

- В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу

ИГРЫ ЗАБАВЫ

«Выдувание мыльных пузырей»

Ход игры: Воспитатель выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри.

«Мы на лодочке плывем»

Ход игры: Сидя на полу, вытянуть ноги вперед. Детям предложить присесть рядом. Раскачиваться в разные стороны и напевать:

Мы на лодочке плывем,

Эту песенку поем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

«Звонок»

Ход игры: воспитатель рассказывает стихотворение:

Стенка, стенка, (по очереди дотрагивается до каждой из щечек ребенка)

Потолок, (дотрагивается до лба или поцелуйте в лоб)

Два окошка (показывает на глазки)

И звонок (прикасается пальцем к носику ребенка и говорит :«Динь!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая поддержка развития детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Статья посвещена значеню игры в проблеме адаптации  общего психического развтия детей раннего возраста....

Элементы песочной терапии как способ снятие эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Психологи отмечают, что игры с песком обладают особым обаянием, что дает возможность использовать их для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний...

эмоциональное благополучие детей раннего возраста в период адаптации

большую роль в адаптациооный период  оказывает игра....

Консультация «Игровая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к условиям дома ребёнка»

laquo;Игровая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к условиям дома ребёнка»...

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...

Рабочая программа «Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»

  Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она  происходит  постоянно,  имеет  защитный  характер, потому что позволяет челов...

Выступление из опыта работы «Авторская игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в период адаптации».

Цель игровых технологий в адаптационный период - эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым, формирование эмоциональной отзывчивости ребенка....