«Малые формы фольклора в диагностико-коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в режиме ДКР занятий»
методическая разработка

Лысенко Любовь Владимировна

Творческий проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Купинский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико - социальной помощи

«Областной центр диагностики и консультирования»

Творческий проект

«Малые формы фольклора в диагностико-коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в режиме ДКР занятий»

Автор:

Любовь Владимировна Лысенко,

учитель—логопед

первой квалификационной категории

Купинского филиала ГБОУ НСО ОЦДК

Купино 2019 г.


Форма реализации – диагностико-коррекционно-развивающие занятия.

Включение малых фольклорных форм в основное логопедическое занятие как одно из средств, способствующих решению поставленных задач.

Продолжительность: цикл ДКР занятий, 6 недель.

Участники: дети, посещающие ДКРз, специалисты филиала, родители.

Актуальность: У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи. Моя задача, как логопеда, найти оптимальные формы и методы работы, позволяющие диагностировать уровень речевого развития и способствующие коррекции и развитию речевых навыков детей с ОВЗ в режиме ДКР занятий. Помочь педагогам подобрать наиболее эффективные приёмы работы по дальнейшей коррекции речи в ОО. Одной из форм такой работы, для развития связной речи, коррекции звукопроизношения, формирования фонематического слуха, является использование малых форм русского фольклора. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Малые формы фольклора могут быть использованы для развития подвижности и переключаемости речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для развития грамматического строя речи, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Так же фольклорные произведения способствуют обогащению словарного запаса и развитию связной речи. Малые формы фольклора, лаконичные и ритмичные, являются незаменимым материалом для дикционных упражнений.

Цель: коррекция и развитие речи детей с ОНР, со статусом ОВЗ, посещающих ДКР занятия, с использованием малых форм русского фольклора.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • формировать звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи;
  • развивать грамматический строй речи;
  • обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
  • развивать коммуникативно – речевые навыки;
  • формировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к народному творчеству;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • воспитывать чувства патриотизма, гордости, осознания себя, как гражданина России.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня познавательной активности, мотивации речевой деятельности;
  • активизация и обогащение словарного запаса;
  • повышение активности речевого общения в группе сверстников и со взрослыми;
  • усвоение грамматических норм родного языка.

Риски: время реализации проекта ограничено длительностью цикла ДКРз.

Пути решения проблемы:

  • консультирование родителей о значении фольклора для развития речи детей;
  • дальнейшее сопровождение в ОО.

Этапы работы: организационный, практический, аналитический.

I этап:

  • подбор фольклорного материала;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • подбор дидактического и методического оснащения проекта;
  • планирование по лексическим темам с включением в занятие малых форм фольклора.

II этап:

  • систематическая работа по реализации проекта на ДКР занятиях (6 недель);
  • проведение русских народных игр: подвижных, хороводных, с речевым сопровождением в перерывах между занятиями;
  • включение в реализацию проекта семьи: заучивание наизусть и проговаривание дома скороговорок, пословиц, загадок, поговорок; рисование, аппликация на тему фольклора;
  • консультирование родителей.

III этап:

  • итоговая диагностика речевых умений детей средствами малых форм фольклора (итоговое диагностическое занятие);
  • анализ реализации проекта;
  • выработка рекомендаций родителям и педагогам по использованию малых форм фольклора для коррекции и развития всех речевых компонентов.

Реализация проекта:

Лексическая тема

Малые формы фольклора, включаемые в занятие

Какие задачи решаются

1.Семья

Считалка:

Этот пальчик — дедушка,

 Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка. или (Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья.)

Чистоговорка:

Как у бабушки Ариши завелись в чулане мыши. «Шу-шу-шу, ши-ши-ши», запасы были хороши!

Развитие мелкой моторики,

развитие фонематического слуха, грамматического строя речи.

2.Домашние животные и детёныши

Колыбельная песенка:

Котя, котенька, коток,

Котя — серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

Образование существительных и прилагательных с ласкательными суффиксами;

Словообразование – однокоренные слова

Формирование фонематического восприятия, интонационной выразительности речи.

3.Дикие животные и детёныши

Чистоговорка:

Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила. Лиса лычки драла, лиса лапотки плела.

Обогащение словаря исконно русскими словами; закрепление артикуляторного уклада звука (с).

4.Домашние птицы

Прибаутка:

Петушок, петушок, золотой гребешок.

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,

Детям спать не даёшь?

Звукопроизношение (ш); образование существительных с ласкательными суффиксами; введение в речь наречий.

5. Весна идёт

Старинная игра:

 Под горою у реки живут гномы-старики. У них колокол висит, рассеребряный звонит: диги-диги-диги-дон, выходи из круга вон! Идет матушка весна, отворяйте ворота. Первый март пришел – всех детей провел, а за ним и апрель – отворил окно и дверь; а уж как пришел май – сколько хочешь, гуляй! Ходит матушка весна по полям, лесам одна. Первый раз прощается, другой запрещается, а на третий раз разведу я вас!

Закрепление названий и последовательности весенних месяцев; обогащение словаря; развитие фонематического восприятия.

6.Перелётные птицы

Закличка:

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка!

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем побывала

Весну добывала,

Несу, несу, Весну красну.

Загадки:

Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей.

На шесте – дворец, во дворце – певец.

 

Образование приставочных глаголов; развитие интонационной выразительности речи; усвоение грамматических норм родного языка.

7.Труд людей весной

Загадки – пословицы:

О каких людях идет речь?

Язык без костей: что хочет, то и лопочет. Ел да устал, спал да намаялся. Подал руку, да подставил ногу. Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне.

Понимание скрытого смысла; развитие связной речи.

8.Деревья, растения луга и сада

Загадки:

Весной веселит,

летом холодит,

осенью питает,

зимой согревает.

(дерево)

Дышит, растёт, а ходить не может (растение).

Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает (лиственный лес).

Зимой и летом одним цветом (ель, сосна).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова (берёза).

Никто не пугает, а вся дрожит (осина).

Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдёт, всяк поклон подаёт (земляника).

Маленький, удаленький — сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл (гриб).

Не огонь, а жжется (крапива).

Обогащение словаря за счёт многозначности слов; формирование представления о переносном значении слов; усвоение звукового и грамматического строя языка.

9.Насекомые

Загадки:

Не найдешь на белом свете

Силачей таких, как эти

Трудовой такой семьи!

Кто же это? (муравьи).

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

 Похлопочет над цветком

И поделится медком (пчела).

В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался (паук).

Обогащение словаря за счёт многозначности слов; формирование представления о переносном значении слов; усвоение звукового и грамматического строя языка; развитие связной речи.

10.Дом и его части

Поговорки:

Мой дом-моя крепость.

Дом вести – не лапти плести.

Развитие связной речи; понимание иносказательного смысла; обогащение словарного запаса; усвоение грамматических норм языка; развитие интонационной выразительности.

11.Посуда. Продукты питания.

Загадки:

Сами не едим,

А людей кормим.

(Ложки)

Новая посудина,

А вся в дырах.

(Сито)

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода.

(Самовар)

Пословицы, поговорки:

Хлеб да каша - пища наша.

Проще пареной репы.

На чужой каравай рот не разевай.

Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Молочные реки, кисельные берега.

Развитие связной речи; понимание иносказательного смысла; обогащение словарного запаса; усвоение грамматических норм языка; развитие интонационной выразительности.

12.Итоговое занятие

 «Деревенские посиделки»

Перевёртыши:

Как петух в печи пироги печет,

Кошка на окошке рубаху шьет,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьет,

Уточка в сапожках избу метет.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик — овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Диагностика усвоения фольклорного материала, речевого ресурса детей; развитие речевого внимания, связной речи; закрепление употребления в речи предлогов; развитие интонационной выразительности.

Список литературы:

Галанина Н.А. Использование русского народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.

Фёдорова Г. Н. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, потешки для детей дошкольного возраста.

Интернет-ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.

Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....

Мой опыт работы с детьми по использованию малых форм фольклора

Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка....

«Использование малых форм фольклора, ритмики в физкультурно – оздоровительной работе с детьми в средней группе".

Цель занятия:При помощи речевой, игровой, музыкальной деятельности разнообразить процесс физического воспитания, развивать двигательную активность детей, вырабатывать ловкость, умение управлять ...

ДОКЛАД: Использование малых форм фольклора в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ        Все что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего на...

Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...