Организация художественно-эстетической деятельности в ДОУ в летний период
консультация
«Художественное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка, чтобы с самого раннего детства он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве».
Раздел «Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность.Задачи художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_hudozhestvenno.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация художественно-эстетической деятельности в ДОУ в летний период»
«Художественное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка, чтобы с самого раннего детства он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве».
Раздел «Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность.
Задачи художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.
Реализация задач художественно-эстетического воспитания предполагает включение ребёнка в различные виды деятельности: художественно-речевую, музыкальную, изобразительную, игровую, трудовую и оптимально будет осуществляться при следующих условиях:
-Максимальный учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
-Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
-Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
-Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
-Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь ДОУ.
-Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
-Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям художественно-эстетического воспитания.
-Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и школой.
-Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй. Неоценимое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное.
В ДОУ произведения искусства используются в трёх направлениях:
1 направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть художественно-эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении ДОУ.
2 направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
3 направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образцы искусства являются эталонами прекрасного.
-Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.
Таким образом, ознакомление с искусством в ДОУ начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.
Содержание художественно-эстетического воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором (сказки, загадки, песенки-потешки, народные песни, танцы, хороводы), народными музыкальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным костюмом, а также участие в подготовке и проведении народных праздников.
Знакомство с народным искусством предполагает учёт региона, в котором расположено ДОУ, национальный состав в группе и регионе. Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется. В старшей и подготовительной группах детей знакомят с искусством народов мира.
Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрёшка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы, народные игры и т. д.
На занятиях следует использовать все виды народного искусства; обыгрывать рассказы о родной природе, животных; показывать предметы народного быта, рассматривать народный костюм. Во время лепки или плетения можно использовать народные песни и игры.
Дав детям первоначальные представления о народном искусстве, можно переходить к знакомству с профессиональным искусством. Ознакомление детей с искусством начинают с наиболее доступных его видов: литературы, музыки, живописи, театра, цирка.
Дошкольников следует знакомить с различными творческими профессиями: архитектор, композитор, актёр, певец, артист цирка, поэт, писатель и т. д.
Детей целесообразно познакомить с историей появления музыкальных инструментов, карандаша, красок, подчеркнуть значимость всех творческих профессий для людей: их произведения приносят радость и удовольствие, развивают вкус, позволяют познавать мир, пробуждают в душе лучшие человеческие чувства.
Также подводят детей к пониманию назначения музея, библиотеки, театра, знакомят с правилами поведения в них. Эту работу необходимо проводить совместно с семьёй.
У детей старшего дошкольного возраста углубляют знания о разных видах искусства: учат сравнивать живопись и скульптуру, музыку и литературу, знакомят с жанрами изобразительного искусства, расширяют представления о театре (драматический, музыкальный), балете (спектакль без слов, музыка, движение, жест), кино - и мультфильмах (посещение кинотеатра).
Таким образом, ознакомление с искусством предполагает приобщение детей к народному и профессиональному искусству, к профессиям и учреждениям культуры (музей, театр, цирк, выставка). Познакомить детей с художественной фотографией, устраивать выставки фотографий «Мой друг», «Я в детском саду».
Для художественно-эстетического воспитания большое значение имеет окружающая среда ДОУ в целом: оформление всех его помещений, организация и оборудование участка, где гуляют, играют и занимаются дети. Важна и среда вне ДОУ: природные объекты, жилые дома, другие сооружения.
Важное условие развития художественного творчества на занятиях по изобразительной деятельности, особенно в летний период, предоставить детям возможность выбора, материалов, бумаги и т. д. Новизна обстановки, необычное начало, красивые и разнообразные материалы, интересные неповторяющиеся задания. Важно, чтобы всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки и умения, а с другой – искали новые решения, творческие подходы. Рисование, аппликация, лепка как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, установленных правил. Жёсткие правила сковывают инициативу педагогов и детей (особенно при создании изображений по замыслу), лишают возможности проявить творческие способности.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Большое значение на эстетическое развитие дошкольников оказывает природа. Природа воздействует на эмоции ребёнка своими качествами – совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, вызывает эстетические чувства.
Выделяют три группы средств эстетического воспитания:
-искусство (все виды классического и народного);
-окружающий мир (особенно природа);
-художественная деятельность (разные виды).
Эффективным развитием творческих способностей дошкольников, является интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания и образования детей. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей, включает знакомство со всеми видами искусства. Применительно к интеграции в работе по художественно-эстетической деятельности в качестве составляющих выступают произведения искусства (народное, декоративно-прикладное), детская художественная литература, устное народное творчество.
Художественно-эстетическое воспитание в младшем возрасте (подготовительный этап ознакомления с искусством): беседы, работа по сенсорному воспитанию, наблюдения, ознакомление с окружающим миром, художественной литературой, музыкой, устное народное творчество, народные игры, песенки, потешки, сказки, считалки, заклички (фольклор), праздники, развлечения, знакомство с народной игрушкой, кукольный театр, посещение музея в детском саду, оформление специальных уголков в группе: конструирование, театральная деятельность, сенсорное развитие, изо деятельность, уголок природы, музыкально-художественно-речевые, в группе необходимо организовать уголок «зону искусства», где постоянно будут находиться различные произведения искусства, должны быть созданы условия (художественная среда) для игр, игр-драматизаций, самостоятельной художественной деятельности детей с разными видами материалов и т. д. и продуктивные виды деятельности: изодеятельность в самых разных видах и формах – здесь предоставляется большой простор для педагогов по организации этого вида деятельности, различные техники.
Художественно-эстетическое воспитание в старшем возрасте (основной этап ознакомления с искусством):
Посещение музеев, фестивалей, театра, цирка, библиотеки, выставок: рисунков, искусства, фотографий; мини спектакли, драматизации, различные виды театров, проведение спортивных праздников, различных природоохранных акций «Посади дерево», «Чистая улица», «Птицы – наши друзья», постановка спектаклей, разнообразие сюжетно-ролевых игр (балет, кукольный театр, цирк…), проведение календарно-обрядовых праздников и развлечений, встречи с артистами…, экскурсии в картинную галерею, автогородок; турпоходы в лес, на поляну, на реку (вместе с родителями); экскурсии на спортивную площадку при школе, посещение художественной школы, организация своего музея в детском саду или в группе; поделки из природного, бросового материала, лепка из глины, теста, нетрадиционное рисование, коллаж (плоскостное изображение из газет, журналов, ткани), различные виды аппликации, оригами и т. д.
Все средства следует использовать в работе с детьми в ДОУ во взаимосвязи, привлекать родителей, школу и др. организации.
Творчеству детей надо учить (тонко, ненавязчиво, всё должно вызывать положительный отклик), так считают многие учёные (в частности американский учёный Э. Эйснер). Главная задача ДОУ – научить творчеству детей в дошкольном детстве, а наиболее благоприятные условия – летний период.
Использованная литература.
1. Бочкарёва работы по художественно-эстетическому воспитанию (младшая группа) - Волгоград, 2009.
2. Бочкарёва работы по художественно-эстетическому воспитанию (средняя группа) - Волгоград, 2009.
3. Бочкарёва работы по художественно-эстетическому воспитанию (старшая группа) - Волгоград, 2009.
4. Бочкарёва работы по художественно-эстетическому воспитанию (подготовительная группа) - Волгоград, 2009.
5. Ветлугина воспитание в детском саду - М.: «Просвещение», 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование образовательной содеятельности педагога и детей с приоритетом организации художественно – эстетических видов деятельности
Формирование художественно – эстетического представления об образах и повадках животных в играх – драматизациях, через художественное слово и просмотр книг, картин и иллюстраций....
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МУЗЫКА) В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Комплексно-тематический план на лето...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так многосвободного времени? Как заинтересовать любознательного малышанепривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?В д...
Статья «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в летний период»
Представлен текст статьи...
«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой? ...
Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»
Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так многосвободн...
Консультация для воспитателей на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в летний период»
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?...