Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»
методическая разработка (старшая группа)

Кочнева Татьяна Владимировна

Консультация для воспитателей:

«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много

свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша

непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?

В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра,

как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного

интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования

ребенок выступает как своеобразный исследователь.

 В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность

удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество

интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов,

запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду,

покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».

 Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно,

взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но

эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы

интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать

за ними.

 В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы

собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований,

но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно

научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить

гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно

больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось

выяснить».

 Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир.

Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами

или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их

свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание

узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе

экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать,

размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать

причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности. Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты:

 1. «Сравнение мокрого и сухого песка по весу». Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

 2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

3. «Ветер». Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).

 4. «Своды и тоннели». Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

 5. «Песочные часы». Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок.

Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку,

ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не

только получают положительные эмоции, но и проводят опыты,

эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.

Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:

1. "Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу

предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

2. "Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода, в другом пресная, в

соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что

тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

3. "Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к

центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится

тяжелее, и лепестки распускаются).

4. "Чудесные спички”. Надломить спички посередине капнуть несколько

капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна

дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают

расправляться).

5. «Веселые кораблики». Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы,

коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».

Игры с воздухом. На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе

и его свойствах:

1. «Помашем веером». Предложите ребёнку помахать веером около лица.

Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к

выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать,

обмахиваясь веером.

2. «Поймаем воздух». Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим

движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов:

Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущий вывод:

воздух не «невидимка».

3. «Упругий воздух». Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его

накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос

пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать

вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelyam.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много

свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша

непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?

В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра,

как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного

интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования

ребенок выступает как своеобразный исследователь.

 В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность

удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество

интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов,

запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду,

покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».

 Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно,

взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но

эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы

интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать

за ними.

 В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы

собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований,

но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно

научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить

гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно

больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось

выяснить».

 Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир.

Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами

или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их

свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание

узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе

экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать,

размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать

причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности. Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты:

 1. «Сравнение мокрого и сухого песка по весу». Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

 2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

3. «Ветер». Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).

 4. «Своды и тоннели». Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

 5. «Песочные часы». Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. 

Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку,

ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не

только получают положительные эмоции, но и проводят опыты,

эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.

Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:

1. "Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу

предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

2. "Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода, в другом пресная, в

соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что

тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

3. "Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к

центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится

тяжелее, и лепестки распускаются).

4. "Чудесные спички”. Надломить спички посередине капнуть несколько

капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна

дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают

расправляться).

5. «Веселые кораблики». Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы,

коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».

Игры с воздухом. На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе

и его свойствах:

1. «Помашем веером». Предложите ребёнку помахать веером около лица.

Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к

выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать,

обмахиваясь веером.

2. «Поймаем воздух». Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим

движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов:

Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущий вывод:

воздух не «невидимка».

3. «Упругий воздух». Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его

накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос

пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать

вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми на летний период "Здравствуй,солнце"

Конспект  совместной  деятельности  с  детьми  на  летний  период  "Здравствуй,солнце"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ»

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является о...

Консультация для воспитателей «Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так многосвободного времени? Как заинтересовать любознательного малышанепривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?В д...

Опытно- экспериментальная деятельность с детьми в летний период

Опыты и эксперименты для детей средней группы в летний период...

«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой? ...

Консультация для воспитателей на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в летний период»

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?...

Консультация для воспитателей «Организация и проведение конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

 Актуальность конструирования состоит в том, что позволяет ребенку    понять смысл различных конструкций, поделок, выразить  свое отношение к ним, максимаоьно используя не т...