Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»
методическая разработка (старшая группа)
Консультация для воспитателей:
«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много
свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша
непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?
В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра,
как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного
интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования
ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество
интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов,
запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду,
покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно,
взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но
эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы
интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать
за ними.
В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы
собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований,
но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно
научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить
гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно
больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось
выяснить».
Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир.
Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами
или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их
свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание
узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе
экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать,
размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности. Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты:
1. «Сравнение мокрого и сухого песка по весу». Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
3. «Ветер». Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
4. «Своды и тоннели». Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
5. «Песочные часы». Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок.
Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку,
ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не
только получают положительные эмоции, но и проводят опыты,
эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.
Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:
1. "Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу
предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
2. "Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода, в другом пресная, в
соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что
тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
3. "Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к
центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится
тяжелее, и лепестки распускаются).
4. "Чудесные спички”. Надломить спички посередине капнуть несколько
капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна
дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают
расправляться).
5. «Веселые кораблики». Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы,
коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».
Игры с воздухом. На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе
и его свойствах:
1. «Помашем веером». Предложите ребёнку помахать веером около лица.
Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к
выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать,
обмахиваясь веером.
2. «Поймаем воздух». Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим
движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов:
Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущий вывод:
воздух не «невидимка».
3. «Упругий воздух». Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его
накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос
пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать
вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelyam.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много
свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша
непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?
В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра,
как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного
интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования
ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество
интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов,
запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду,
покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно,
взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но
эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы
интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать
за ними.
В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы
собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований,
но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно
научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить
гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно
больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось
выяснить».
Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир.
Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами
или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их
свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание
узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе
экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать,
размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности. Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты:
1. «Сравнение мокрого и сухого песка по весу». Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
3. «Ветер». Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
4. «Своды и тоннели». Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
5. «Песочные часы». Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок.
Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку,
ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не
только получают положительные эмоции, но и проводят опыты,
эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.
Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:
1. "Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу
предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
2. "Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода, в другом пресная, в
соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что
тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
3. "Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к
центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится
тяжелее, и лепестки распускаются).
4. "Чудесные спички”. Надломить спички посередине капнуть несколько
капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна
дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают
расправляться).
5. «Веселые кораблики». Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы,
коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».
Игры с воздухом. На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе
и его свойствах:
1. «Помашем веером». Предложите ребёнку помахать веером около лица.
Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к
выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать,
обмахиваясь веером.
2. «Поймаем воздух». Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим
движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов:
Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущий вывод:
воздух не «невидимка».
3. «Упругий воздух». Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его
накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос
пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать
вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми на летний период "Здравствуй,солнце"
Конспект совместной деятельности с детьми на летний период "Здравствуй,солнце"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ»
Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является о...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так многосвободного времени? Как заинтересовать любознательного малышанепривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?В д...
Опытно- экспериментальная деятельность с детьми в летний период
Опыты и эксперименты для детей средней группы в летний период...
«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой? ...
Консультация для воспитателей на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в летний период»
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?...
Консультация для воспитателей «Организация и проведение конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Актуальность конструирования состоит в том, что позволяет ребенку понять смысл различных конструкций, поделок, выразить свое отношение к ним, максимаоьно используя не т...