Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
(Слайд 1,2)
Организация работы театральной студии
« Маленький актёр» для детей старшего дошкольного возраста
Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, она помогает всесторонне развивать ребёнка. Эти факторы повлияли на необходимость создания кружка по театрализованной деятельности. (Слайд 3,4)
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, к различным видам театра, к театральной культуре.
- Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимики, жестов, движений и интонации.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
- Воспитывать личностные качества у детей: эмпатию (т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия), самостоятельность, творческую инициативу, эмоционально-положительное отношение к сотрудничеству с детьми и взрослыми, к собственной деятельности.
Ожидаемые результаты: (Слайд 4)
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, мимическую выразительность, навыки имитации) .
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность).
- Овладение навыками общения, умением быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Кружок функционирует 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут.
(Слайд 5)
При построении работы кружка руководствуюсь следующими принципами:
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.
- Принцип системности
- Принцип доступности
- Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
- Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
- Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
- Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий.
Посредством театрализованной деятельности, решается комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально - коммуникативное развитие (Слайд 6)
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
•воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие (Слайд 7)
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие (Слайд 8)
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие (Слайд 9)
• приобщение к художественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие (Слайд10 )
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Содержание кружка по театрализованной деятельности включает в себя: (Слайд11)
• игры – драматизации;
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой, интонационной выразительности;
• игры-превращения (учись владеть своим телом);
• упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементов искусства пантомимы;
• театральные этюды;
•подготовка (репетиция) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
•просмотр кукольных спектаклей;
•разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
•пальчиковый игротренинг.
Фундаментом для благоприятного развития творческих способностей ребенка в театрализации является предметно – развивающая среда.
(Слайд 12,13,14)
В группе оформила центр театрализованной деятельности. В центре находится книжный уголок, костюмерная с необходимым театрально - игровым оборудованием. Помощь в создании разных видов театров, декораций, костюмов, ширмы нам оказывают родители. Для театрализованной деятельности имеются технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотека литературных произведений. Театральный центр построен по законам театра и имеет сцену (возвышение), задник. Здесь же «Гримерная»: небольшой столик с гримерными принадлежностями, здесь же элементы ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы, парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит и т.п.). Имеются альбомы с фотографиями детских постановок, альбом для знакомства с театральными профессиями. На стене размещены фотографии артистов и детей в артистическом гриме.
В центре также имеются различные виды театров и театральные куклы, соответствующие возрасту детей: (Слайд15,16,17,18,19)
Стендовые: теневой театр, фланелеграф, аниматика (это покадровое воспроизведение сюжета, путем смены прозрачных, жестких файлов с изображением героев сказки и декораций, наклееных скотчем на файл).
Настольный: театр картинок, театр игрушек, театр с «посудной полки», вязаный театр, коробковый, театр из бутылок, театр из бисера.
Кукольный: би-ба-бо, пальчиковый, театр марионеток, театр на ложках, театр тростевых кукол, театр на гапите, люди - куклы и т. д.
Напольный: конусный, театр марионеток.
Создана картотека театрализованных, психологических игр, этюдов, игровых упражнений.
Хранителем-талисманом театрального центра, служит кукла - зазывалка Ариша. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. С ней они могут отправиться в любое путешествие.
Размещенное в центре оборудование, позволяет детям объединиться по общим интересам. Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. (Слайд20)
Работа студии ведется в системе и поэтапно, в соответствии с планом и возрастом детей. (Слайд 21-27)
Первым этапом является знакомство с театром, с историей театра, театральными профессиями, жанрами, с различными видами кукольных театров.
Дети узнают о том, что делают в театре зрители, кто участвует в спектакле, кто распределяет роли между артистами, кто отвечает за театральные костюмы и т.д. Знакомятся с видами театров, с приемами кукловождения.
Вторым этапом работе кружка является развитие средств образной выразительности.
Дети знакомятся с такими средствами образной выразительности, как:
- интонация (предлагаю произнести слова и предложения с разной интонацией)
- позы (предлагаю изобразить кого-нибудь или что-нибудь и объяснить, почему они выбрали именно эту позу)
- жесты (предлагаю показать состояния или ощущения человека «очень горячо», «я замерз» и т.д.)
- мимикой (учу детей по выражению лица, глазам, бровям, губам определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние, пластические позы)
- пантомимикой (сочетание жестов и мимики).
Постепенно перехожу к работе над этюдами. Этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях. Они дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля и повышают уверенность в себе.
Третьим этапом работы является чтение произведений и обыгрывание фрагментов из сказок. Литературное произведение выбирается учитывая знания и интересы детей. Заранее продумываю, как донести до ребят содержание текста и музыки. Стараюсь, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки провожу с детьми беседу, в которой обсуждаем особенности поведения персонажей, используя монологическую и диалогическую речь. Предлагаю прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж, разучиваем текст, особо обращаю внимание на выразительность речи, её интонационность, чёткость. Дети проявляют самостоятельность и свободу в своих действиях и фантазии. После чего предлагаю детям разыгрывать ролевые диалоги.
Главное в работе над диалогами – научить детей общаться друг с другом, распределять роли. Затем перехожу к разыгрыванию небольших сценок, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации средствами образной выразительности. Особое внимание уделяю силе голоса, темпу, интонационным и логическим ударениям.
Заключительным этапом является самостоятельная деятельность детей в театрализованной деятельности. Это театрализованные представления самих детей и с театральными куклами. Здесь дети при создании образов персонажей используют все средства актерской выразительности. В конце года показываем подготовленный «отчетный» спектакль воспитанникам детского сада, родителям. Постановка спектаклей может быть приурочена к определенным праздникам. Мною были проведены следующие мероприятия:
открытый показ спектакля в старшей группе «Золушка» для родителей и педагогов; спектакль «Про Дуню - Ленивицу»; показ досуга в старшей группе «У солнышка в гостях»; показ сказки «Теремок»; спектакль «Дорога без опасности». (Слайд 28)
Таким образом, у детей сформировался устойчивый интерес к театрализованной деятельности, к различным видам театра, к театральной культуре; с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, пластика, они научились импровизировать определенные литературные произведения; использовать игровые, песенные, танцевальные импровизации; стали более эмоциональными, раскрепощёнными, социально адаптированными.
Для развития творческих способностей детей, стараюсь создавать такую атмосферу, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому - театр.
Развитие театрализованной деятельности – длительная работа, которая требует непосредственного участия родителей. (Слайд 29, 30)
Целью моей работы в этом направлении стало создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечение становления партнёрских доверительных отношений между семьёй и ДОУ, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Я выделила следующие задачи взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности: (Слайд 31)
- вызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности;
- привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;
- приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;
- педагогически просвещать родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;
- совершенствовать художественно-прикладные и музыкально-театральные способности воспитанников в художественно-продуктивной деятельности и музыкально-театральном искусстве;
- перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду. (Слайд 32)
Работу с родителями организую по 4 направлениям: информационно-аналитическому, познавательному, наглядно – информационному, досуговому, используя различные традиционные и нетрадиционные формы:
(Слайд33,34,35,36,3738)
Подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению взрослых и детей, т.к. они вступают здесь, как равноправные партнёры взаимодействия. (Слайд 39,40,41,42,43)
Я с уверенностью могу сказать, что в данном направлении воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я». (Слайд 44,45,46)
Своё выступление хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
(Слайд 47)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1266613-1602582893.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....