Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
(Слайд 1,2)
Организация работы театральной студии
« Маленький актёр» для детей старшего дошкольного возраста
Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, она помогает всесторонне развивать ребёнка. Эти факторы повлияли на необходимость создания кружка по театрализованной деятельности. (Слайд 3,4)
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, к различным видам театра, к театральной культуре.
- Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимики, жестов, движений и интонации.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
- Воспитывать личностные качества у детей: эмпатию (т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия), самостоятельность, творческую инициативу, эмоционально-положительное отношение к сотрудничеству с детьми и взрослыми, к собственной деятельности.
Ожидаемые результаты: (Слайд 4)
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, мимическую выразительность, навыки имитации) .
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность).
- Овладение навыками общения, умением быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Кружок функционирует 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут.
(Слайд 5)
При построении работы кружка руководствуюсь следующими принципами:
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.
- Принцип системности
- Принцип доступности
- Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
- Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
- Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
- Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий.
Посредством театрализованной деятельности, решается комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально - коммуникативное развитие (Слайд 6)
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
•воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие (Слайд 7)
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие (Слайд 8)
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие (Слайд 9)
• приобщение к художественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие (Слайд10 )
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Содержание кружка по театрализованной деятельности включает в себя: (Слайд11)
• игры – драматизации;
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой, интонационной выразительности;
• игры-превращения (учись владеть своим телом);
• упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементов искусства пантомимы;
• театральные этюды;
•подготовка (репетиция) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
•просмотр кукольных спектаклей;
•разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
•пальчиковый игротренинг.
Фундаментом для благоприятного развития творческих способностей ребенка в театрализации является предметно – развивающая среда.
(Слайд 12,13,14)
В группе оформила центр театрализованной деятельности. В центре находится книжный уголок, костюмерная с необходимым театрально - игровым оборудованием. Помощь в создании разных видов театров, декораций, костюмов, ширмы нам оказывают родители. Для театрализованной деятельности имеются технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотека литературных произведений. Театральный центр построен по законам театра и имеет сцену (возвышение), задник. Здесь же «Гримерная»: небольшой столик с гримерными принадлежностями, здесь же элементы ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы, парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит и т.п.). Имеются альбомы с фотографиями детских постановок, альбом для знакомства с театральными профессиями. На стене размещены фотографии артистов и детей в артистическом гриме.
В центре также имеются различные виды театров и театральные куклы, соответствующие возрасту детей: (Слайд15,16,17,18,19)
Стендовые: теневой театр, фланелеграф, аниматика (это покадровое воспроизведение сюжета, путем смены прозрачных, жестких файлов с изображением героев сказки и декораций, наклееных скотчем на файл).
Настольный: театр картинок, театр игрушек, театр с «посудной полки», вязаный театр, коробковый, театр из бутылок, театр из бисера.
Кукольный: би-ба-бо, пальчиковый, театр марионеток, театр на ложках, театр тростевых кукол, театр на гапите, люди - куклы и т. д.
Напольный: конусный, театр марионеток.
Создана картотека театрализованных, психологических игр, этюдов, игровых упражнений.
Хранителем-талисманом театрального центра, служит кукла - зазывалка Ариша. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. С ней они могут отправиться в любое путешествие.
Размещенное в центре оборудование, позволяет детям объединиться по общим интересам. Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. (Слайд20)
Работа студии ведется в системе и поэтапно, в соответствии с планом и возрастом детей. (Слайд 21-27)
Первым этапом является знакомство с театром, с историей театра, театральными профессиями, жанрами, с различными видами кукольных театров.
Дети узнают о том, что делают в театре зрители, кто участвует в спектакле, кто распределяет роли между артистами, кто отвечает за театральные костюмы и т.д. Знакомятся с видами театров, с приемами кукловождения.
Вторым этапом работе кружка является развитие средств образной выразительности.
Дети знакомятся с такими средствами образной выразительности, как:
- интонация (предлагаю произнести слова и предложения с разной интонацией)
- позы (предлагаю изобразить кого-нибудь или что-нибудь и объяснить, почему они выбрали именно эту позу)
- жесты (предлагаю показать состояния или ощущения человека «очень горячо», «я замерз» и т.д.)
- мимикой (учу детей по выражению лица, глазам, бровям, губам определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние, пластические позы)
- пантомимикой (сочетание жестов и мимики).
Постепенно перехожу к работе над этюдами. Этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях. Они дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля и повышают уверенность в себе.
Третьим этапом работы является чтение произведений и обыгрывание фрагментов из сказок. Литературное произведение выбирается учитывая знания и интересы детей. Заранее продумываю, как донести до ребят содержание текста и музыки. Стараюсь, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки провожу с детьми беседу, в которой обсуждаем особенности поведения персонажей, используя монологическую и диалогическую речь. Предлагаю прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж, разучиваем текст, особо обращаю внимание на выразительность речи, её интонационность, чёткость. Дети проявляют самостоятельность и свободу в своих действиях и фантазии. После чего предлагаю детям разыгрывать ролевые диалоги.
Главное в работе над диалогами – научить детей общаться друг с другом, распределять роли. Затем перехожу к разыгрыванию небольших сценок, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации средствами образной выразительности. Особое внимание уделяю силе голоса, темпу, интонационным и логическим ударениям.
Заключительным этапом является самостоятельная деятельность детей в театрализованной деятельности. Это театрализованные представления самих детей и с театральными куклами. Здесь дети при создании образов персонажей используют все средства актерской выразительности. В конце года показываем подготовленный «отчетный» спектакль воспитанникам детского сада, родителям. Постановка спектаклей может быть приурочена к определенным праздникам. Мною были проведены следующие мероприятия:
открытый показ спектакля в старшей группе «Золушка» для родителей и педагогов; спектакль «Про Дуню - Ленивицу»; показ досуга в старшей группе «У солнышка в гостях»; показ сказки «Теремок»; спектакль «Дорога без опасности». (Слайд 28)
Таким образом, у детей сформировался устойчивый интерес к театрализованной деятельности, к различным видам театра, к театральной культуре; с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, пластика, они научились импровизировать определенные литературные произведения; использовать игровые, песенные, танцевальные импровизации; стали более эмоциональными, раскрепощёнными, социально адаптированными.
Для развития творческих способностей детей, стараюсь создавать такую атмосферу, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому - театр.
Развитие театрализованной деятельности – длительная работа, которая требует непосредственного участия родителей. (Слайд 29, 30)
Целью моей работы в этом направлении стало создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечение становления партнёрских доверительных отношений между семьёй и ДОУ, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Я выделила следующие задачи взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности: (Слайд 31)
- вызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности;
- привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;
- приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;
- педагогически просвещать родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;
- совершенствовать художественно-прикладные и музыкально-театральные способности воспитанников в художественно-продуктивной деятельности и музыкально-театральном искусстве;
- перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду. (Слайд 32)
Работу с родителями организую по 4 направлениям: информационно-аналитическому, познавательному, наглядно – информационному, досуговому, используя различные традиционные и нетрадиционные формы:
(Слайд33,34,35,36,3738)
Подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению взрослых и детей, т.к. они вступают здесь, как равноправные партнёры взаимодействия. (Слайд 39,40,41,42,43)
Я с уверенностью могу сказать, что в данном направлении воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я». (Слайд 44,45,46)
Своё выступление хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
(Слайд 47)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....