Картотека психологических игр и упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
картотека

Саитгареева Эльвира Руфилевна

Картотека психологических  игр и упражнений для детей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА № 1

Тема «Осенняя пора очей очарование…»

№ 1 «Снежный ком» 

 Цель: способствует запоминанию имен всех участников группы, знакомит их друг с другом.

Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий - повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

№ 2. «Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное — хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

№ 3«Найди отличие»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

КАРТОТЕКА № 2

Тема «Грибное лукошко»

№ 1 «Кто тебя позвал. Узнай»

Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.                                                                        

Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза - водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего - отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.

№ 2 «Слушай музыку»

Цель: развитие активного внимания.

Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Описание задания. Психолог: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».

№ 3 «Кричалки — шепталки — молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь —«кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» —можно тихо передвигаться и шептаться,на сигнал «молчалка» — синяя ладонь —дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками»

КАРТОТЕКА 3

Тема: «Грибное лукошко»

№ 1. «Тихий колокольчик»

Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.

Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

№ 2. «Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания. Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т.д.

1)  огонь;

2)  дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза.

КАРТОТЕКА № 4

Тема: «Урожай на грядке»

№ 1 «Зеркало».

Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребенок – зеркало,

другой – смотрящийся в зеркало. Задача играющих - синхронно

выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до

друга. Инициатива придумывать движения принадлежит смотрящему в

зеркало. Через одну две минуты дети в паре меняются ролями.

№ 2. «У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Психолог, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

— Заяц, заяц, забегай!

Вытягивают руки вперед.

У оленя Дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Заяц по лесу бежит, В дверь к нему стучит:

Стук-стук.

— Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу. Руки перед лицом изображают окно.

Производят движение руками, как при беге.

Кулачком имитируют стук в дверь.

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.

Лапу подавай! Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

КАРТОТЕКА № 5

№ 1 «Кляксы»

Цель: расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка.

Материал: большой лист бумаги, гуашь.

Описание задания. Ребенку предлагают лист бумаги и гуашь. Взрослый позволяет ему рисовать пальцами все, что он захочет.

№ 2 Игра «Ёжики» на развитие синхронных, координированных движений (5 мин.)

Дети выходят и повторяют за педагогом слова и движения:

Приходили, приходили (ходьба на месте)

Ёжики, ёжики.(сжимают и разжимают с силой кулачки)

Наковали, наковали (стучат кулачками друг о друга)

Ножницы, ножницы (перекрестные движения руками)

Бег на месте, бег на месте, (бег на месте)

Зайчики, зайчики, (показывают «ушки»)

Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно

Девочки! (говорят только девочки)

Мальчики! (говорят только мальчики)

№ 3. «Зачеркни букву»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.

Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Психолог обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?» Психолог с помощью секундомера фиксирует время, которое понадобилось ребенку для зачеркивания букв. После этого психолог указывает ребенку на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть.

КАРТОТЕКА № 6

Тема: «В мире животных»

№ 1. «Теремок»

В этой игре задача детей не разыграть известный сюжет, а лишь создать образы персонажей. Каждый ребенок получает роль сказочного героя и обговаривает с ведущим его характер, поведение. Например: Медведь – молчаливый, неповоротливый; Заяц – трусливый; Лягушка – болтливая, непослушная; Муха – непоседливая; Волк – злой, драчливый; Лиса – недотрога, притворщица; Мышка – капризная, обидчивая. Далее ведущий говорит, что пришло время познакомится с жителями теремка и дети по очереди их изображают.

№ 2. «Портрет»

Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.

Дидактический материал: кукла,

Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.

№ 3 Игра «Предмет, признак, действия», на развитие слухового восприятия, произвольной регуляции деятельности (7 мин)

Педагог называет слова. Если слово обозначает предмет, то дети приседают; если признак предмета, то хлопают в ладоши; если действия предмета, то подпрыгивают. Слова: машина, бежит, большой, зелёная, прыгает, кукла, пляшет, лошадь, летит…

КАРТОТЕКА № 7

Тема: «Мир профессий»

№ 1. «Угадай предмет»

Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов.

Описание задания Психолог поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого изображенного предмета. Например, показывая сапог, психолог говорит, что это — теплая обувь, сапоги носят зимой и т.д. После того как все картинки проанализированы, психолог убирает их. Затем он достает по одной картинке и называет ребенку признаки предмета, нарисованного на ней (ребенок картинку не видит). Ребенок должен назвать предмет.

№ 2. Рисование ладонями 

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.

Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.

Море, море, море…(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)

Рыбы, рыбы, рыбы…(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)

Горы, горы, горы…(медленные прикосновения всей ладонью)

Небо, небо, небо…(снова поглаживания)

Затем дети меняются ролями.

КАРТОТЕКА №8

Тема: «Веселая стайка»

№ 1. «Узор»

Цель: развитие слухового внимания.

Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.

Описание задания. Ребенок под диктовку психолога рисует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.

№ 2. «Текстура»

Цель: обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям.

Дидактический материал: кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металлический брусок.

Описание задания. Ребенку показываются кусочки меха, ткани, дерева, ваты, металлический брусок. Он ощупывает эти предметы, называет их признаки: мягкий, шершавый, пушистый, гладкий, холодный и др.

Затем ребенку закрывают глаза и дают в руки поочередно каждый предмет. Ребёнок должен с помощью тактильных ощущений узнать предмет и назвать его.

№ 3. Копна – Тропинка - Кочки 

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

КАРТОТЕКА № 9

№ 1. Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи

Цель: снятие речевых зажимов, сплочение группы

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

№ 2. «Погода»

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал: картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.

Описание задания. Психолог: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (Показывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать».

№ 3. «Найди отличия»

Цель: развитие концентрации внимания.

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Описание задания. Психолог: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».

КАРТОТЕКА №10

Тема: «Путешествие в страну помощников человека»

 №1 «Да и нет» - не говори 

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления

Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»

ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ?  

ТЫ МАЛЬЧИК?    

ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ?  

 ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?

ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ?  

 ТЕБЕ 6 ЛЕТ?    

ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ?  

  СЕЙЧАС ЗИМА?                        

ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ?  

 У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА?  

  ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ?    

ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?

НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ?    КОРОВЫ ЛЕТАЮТ?      ЗИМОЙ ЖАРКО?    СОЛНЦЕ СИНЕЕ?   

ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ?   ЛЕД ТЕПЛЫЙ?    ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ?   ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?

№ 2. «Прошепчи ответ» 

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей - прошептать ответ. Вопросы:

Какое сейчас время года?

Как называется наш город?

Как называется детеныш коровы?

Сколько лап у собаки?

Какие дни в недели выходные? И.т.д.

№ 3. «Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

КАРТОТЕКА №11

Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»

№1. Игра на внимание «Запрещенное движение» 

Педагог объясняет правила игры: «Сейчас мы с вами разомнёмся. Я буду показывать, и комментировать движения, а вы их будете повторять. Одно условие – вы не должны делать движение «руки в пояс» Кто ошибся, должен придумать слово на определенный звук.

Дети после каждого теста, в случае правильного его выполнения, получают красный кружок. В конце занятия подводится итог.

Педагог. Кто сегодня набрал пять красных кружков? Кто меньше? Что вам показалось трудным? Испытания продолжаются. На следующем занятии мы продолжим проверять, чему вы научились.

№ 2. «Улыбка»

Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.

Описание задания. Ребенок попеременно улыбается, затем Расслабляет мышцы лица. Повторить 6—8 раз.

№ 3. Рисование на тему «Моя ладошка»

Педагог. Возьмите в одну руку карандаш, а другую, свободную ладошку положите на серединку листа. Аккуратно обведите каждый пальчик. И вот у каждого получилась нарисованная ладошка.

Дети рисуют карандашами, цвет которых выбирают на свое усмотрение.

№ 4 Игра «Верно-неверно» Рассмотри картинки. Раскрась только те, на которых дети поступают правильно.

КАРТОТЕКА № 12

Тема: «Дом, в котором я живу»

№ 1 Пальчиковая игра «Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)

Много мебели назвал —

Десять пальчиков зажал!

(Поднимают зажатые кулачки вверх.)

№ 2 Игра «Что изменилось» на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 мин.)

Дети запоминают расположение игрушек. Затем закрывают глаза, а педагог делает две перестановки. Например, меняет местами игрушки, убирает или заменяет одну игрушку другой. Что изменилось?

№ 3 Игра «Предмет, признак, действия», на развитие слухового восприятия, произвольной регуляции деятельности (7 мин)

Педагог называет слова. Если слово обозначает предмет, то дети приседают; если признак предмета, то хлопают в ладоши; если действия предмета, то подпрыгивают. Слова: машина, бежит, большой, зелёная, прыгает, кукла, пляшет, лошадь, летит…

КАРТОТЕКА № 13

Тема: «Есть такая профессия – мам!»

№ 1 Пальчиковая игра «Наши мамы»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель —

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

№ 2 Игра «Исправь ошибку»

Оборудование: картинки с изображением представителей разных профессий, кукла Незнайка.

Описание игры. Незнайка допускает ошибки, дети исправляют.

Повар лечит, а врач готовит.

Маляр рисует, а художник красит.

Летчик ездит, а шофер летает. И т.д

КАРТОТЕКА № 14

№ 1 упражнение «Посчитаем»

Раз, два, три, четыре, пять —

Буду транспорт я считать.

(Сжимают и разжимают пальчики.)

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

№ 2 «Каскад слов»

Описание задания. Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т.д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза.

1) доска;

2)  окно, дым;

3) урна, кувшин, карандаш;

4)  мотоцикл, ванна, салат, ведро;

5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;

6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;

7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;

8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;

9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;

10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.

№ 3 « Запоминайка».

КАРТОТЕКА № 15

№ 1 «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

№ 2 Игра «Что лишнее и почему?»

Цель: развитие словесно-логического мышления. Активизация словаря.

Оборудование: предметные картинки: панама, шапка, ушанка; сапоги, валенки, сандалии; шуба, сарафан, дубленка.

Описание игры. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть на картинки, назвать их и найти лишнюю картинку.

- Панама, шапка, ушанка. (Панама, потому что её носят летом).

- Сапоги, валенки, сандалии. (Сандалии, потому что это летняя обувь)

- Шуба, сарафан, дубленка. (Сарафан, потому что это летняя одежда).

- Август, декабрь, февраль. (Август, потому что это летний месяц).

№ 3 «Четвертый лишний»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья ( ранний возраст).

Третий год жизни характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, появлением новых форм отношений между детьми. Работа с детьми этого возраста строитс...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья

Это подборка подвижных игр для детей с нарушением слуха. зрения и т.д....

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет.

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражненийдля детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет....

Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья

В картотеке подвижных игр собраны разнообразные игры для всех возрастных групп....

Картотека "Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья".

В картотеке предлагается подборка упражнений на развитие мелкой и крупной моторики для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....