Статья "Организация среды для детского экспериментирования"
статья

Постовалова Ольга Анатольевна

Самостоятельность – важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, - отмечал С.Л. Рубинштейн, -  он в них созидается и определяется».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konf.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Организация среды для детского экспериментирования

Постовалова Ольга Анатольевна,

воспитатель МБДОУ № 46 г. Канска

Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться, становиться тем,

 что он есть в процессе исследовательской деятельности.

                                                                                            С.Л. Рубинштейн

Самостоятельность – важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, - отмечал С.Л. Рубинштейн, -  он в них созидается и определяется».

Иными словами, полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки, а успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно.

Развитие самостоятельности – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. К самостоятельной деятельности дошкольников традиционно относят наряду с самостоятельными детскими играми и самостоятельную художественную деятельность. Однако в последние годы много говорится о важности детского экспериментирования.

В связи с этим в группе  оформили уголок  экспериментирования «Почемучка», где созданы условия для самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей. В центре имеется  разнообразное оборудование и материалы необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы: специальная посуда (разнообразные  ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки); природный материал (камешки, песок, семена и т.п.); утилизированный материал (проволока, фантики, нитки…); прочие материалы: это приборы – помощники (микроскоп, диапроектор, лупы, компас, и др.), пилки, зеркала; медицинский материал (шприцы без иголок, термометры, груши, пипетки); мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмасс, деревянные предметы, железные предметы).

В уголке экспериментирования все материалы, классифицированы  по блокам:

 - «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, т.е. материалы для изучения свойств воды);

 - «Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

 - «Свет, цвет, звук» (спичечные телефоны, зеркала и многое другое для изучения свойств света, цвета и звука);

 - «Магнетизм» (разные магниты, конструкции бабочек, самолётов, скрепки, бумажные машинки на магните), т.е. материалы для изучения свойств магнита.

         Значительную часть такого оборудования можно сделать из использованных упаковочных материалов, которые дети принесут из дома.

Здесь же находятся дневники наблюдений, опытов, алгоритмы опытов и экспериментов, которые способствуют овладению детьми  моделирующей деятельностью, систематизацией познавательного опыта.

         Чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений мы дополнили уголок природы комнатными растениями, вместе с детьми создали коллекции растений (по родовым понятиям, по лекарственным свойствам), оформили паспорта растений. Опыт показывает, что такие паспорта очень удобны для работы, так как не приходится постоянно искать информацию в разных литературных источниках, и дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями. Живая природа это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.

Уголок экспериментирования включает в себя мини - лабораторию «Хочу всё знать». Здесь находятся методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов и экспериментов по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности.

Один из элементов опытно-экспериментальной среды – мини-музей «Чудесная кладовая», в котором расположен уголок самостоятельной деятельности, где находятся работы детей, результаты поисково-исследовательской деятельности, игровые задания, иллюстрации, энциклопедический материал. В зависимости от изучаемой темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой-либо деятельности  периодически оформляется выставка. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

Большую поддержку в популяризации детского экспериментирования оказали родители наших воспитанников. Многие из них, особенно те, кто принимал активное участие в создании уголка в  группе,  занялись поиском интересных и доступных опытов для проведения в домашних условиях. По признанию родителей, совместное экспериментирование вместе  с ребенком стало интересным и увлекательным занятием для всей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина ...

Организация среды ДОУ для детского экспериментирования

В работе рассматриваются основные принципы и содержание работы воспитателя по организации среды ДОУ для детского экспериментирования...

Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования и оборудование

Дети дошкольного  возраста  по природе  своей – пытливые исследователи  окружающего мира.  Интерес  к экспериментированию и  исследованию сохраняется и развивается...

ДОКЛАД: "ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

ДОКЛАД: "ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"...

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ...