СТАТЬЯ "ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Организация среды в ДОУ
для самостоятельного детского экспериментирования.
Татьяна Викторовна Бахматова,
воспитатель,
1 кв. категория
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?), попрактиковаться в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
В любом возрасте ребенка роль педагога остается ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности. Педагогу важно вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить четкой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперимент – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Для расширения познания дошкольниками окружающей действительности и сведений о предметном мире взрослым необходимо создать условия для детского экспериментирования. Поэтому в каждой группе детского сада организуется мини-лаборатория, оснащенная оборудованием и материалами:
- приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, безмен, песочные часы, магниты, компасы, бинокль.
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
- природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, земля, уголь, песок, глина, птичьи перышки, ракушки, шишки, кусочки коры деревьев, листья, веточки, семена фруктов, овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).
- бросовый материал: кусочки кожи, поролона, мех, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от набора шоколадных конфет, деревянные катушки.
- технические материалы: гайки, винты, болты, гвозди.
- разные виды бумаги: обычная, альбомная, тетрадная, калька и т.д. пу
- медицинские материалы: пипетки, шпатели, деревянные палочки, вата, шприцы (платмассовые без игл), марля, мерные ложечки, мензурки, резиновые груши.
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки, пилка для ногтей, наждачная бумага, линейки, соломинки для коктейля, коллекция пуговиц, коллекция ниток.
- детские фартуки, косынки, клеенки (для создания игровой мотивации деятельности), таблицы-схемы, алгоритмы, календари наблюдений, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Чтобы у детей проявлялось желание экспериментировать самостоятельно, их надо этому научить. Для этого в группе проводятся эксперименты: не только краткосрочные, но и длительные. Прежде чем приступить к ним, вместе с детьми составляется план предстоящей деятельности:
- выбирается объект исследования;
- подбирается оборудование ;
- уточняется, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным;
- определяется, для чего проводится опыт (прогнозируется результат);
- закрепляется последовательность действий;
- вспоминаются правила безопасности;
- проводится непосредственно эксперимент;
- фиксируются результаты наблюдений на карточках или в альбоме;
- анализируются результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения);
- предлагается домашнее задание.
В группе проводятся разные длительные опыты, например:
- «Выращивание рассады помидор»;
- «Выращивание зеленого лука»;
- «Выращивание картофеля»;
- «Выращивание растений из верхушек свеклы, моркови»;
- «Выращивание рассады цветов»;
- «Проращивание семян фасоли, огурцов»;
- «Желудь – маленький дубок»;
- «Продлим жизнь цветку»;
- «Без света все умирает»;
- «Зимой в дереве есть жизнь».
Также организуются и краткосрочные эксперименты, например:
- «Водопроницаемость песка и глины»,
- «Зависимость состояния воды от температуры»,
- «Солнце высушивает предметы»,
- «Уличные тени»,
- «Летающие семена»,
- «Измерение температуры воды с помощью термометра»,
- «Тонет – не тонет»,
- «Определение направления ветра по компасу»,
- «Как кошка чистит шерстку, мыльные пузыри» и мн. др.
Для проявления самостоятельного экспериментирования дошкольников педагогу группы важно заинтересовать ребёнка в исследовательской деятельности, а для этого использовать различные стимулы, например:
- выдвижение проблемы для поисковой деятельности детей («почему насекомых называют друзьями растений? «зачем божьей коровке красная яркая спинка?);
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз («мыльные пузыри» для малышей, сюрприз для дерева «подари льдинку дереву», забавные фокусы и т.д.);
- мотив помощи (помоги найти на участке самый теплый предмет, помоги желудю превратиться в дубок и т.д.);
- ситуация выбора.
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. После таких занятий дошкольник стремятся самостоятельно провести небольшие «следственные эксперменты».
Например, после того, как дети познакомились с физическим явлением – магнетизмом, они самостоятельно стали проводить такие опыты, как: «Липнет не липнет», «Битва магнитов», «Путешествие в космосе».
Самостоятельное детское экспериментирование проводится также и во время прогулки. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы, например:
- рассматривание через лупу листьев дерева, насекомых;
- измерение глубины снега;
- таяние снега на ладошке;
- из какого снега можно лепить?;
- изменение цвета предметов с помощью цветных стекол;
- наблюдение за полетом мух (длина перелета);
- какой предмет быстрее нагревается на солнце? и мн. др.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Так, в зимний период времени в группе проходила акция «Подари цветную льдинку дереву». Детям был показан способ окрашивания воды, разливания по формочкам и вынос на холод. Вечером было предложено сделать дома необычную льдинку и придумать свой способ замораживания. Утром дети с удовольствием рассматривали необычные льдинки с товарищами, и рассказывали, что заморозили льдинки в холодильнике, в специальном отделение, которое называется «морозильная камера».
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Взрослому не следует торопиться с ответом, важно способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Например, в детском саду дети задают вопросы «хозяину группы» Кузе, а он либо присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает проверить это «экспериментально», либо предлагает спросить у мамы и папы, а затем рассказать всем детям. Овладение дошкольников разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Дети задают много вопросов родителям, а взрослые зачастую испытывают затруднения в выборе правильного ответы своему малышу, поэтому в группе для родителей имеется «Сундучок с поучалочками», где в любой момент сами родители могут задать вопрос и получить совет специалиста.
Работа в детской лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком дети создают музыкальные инструменты из бросового материала.
Практический опыт работы с дошкольниками показывает, что детское экспериментирование имеет свои особенности: оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Педагогу необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться наглядно-образное мышление и внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий в слух), нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых еще не сформировались навыки (согласованные действия руками, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по просьбе детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).
В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». В этом, на наш взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина ...
Организация среды ДОУ для детского экспериментирования
В работе рассматриваются основные принципы и содержание работы воспитателя по организации среды ДОУ для детского экспериментирования...
Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования и оборудование
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается...
ДОКЛАД: "ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"
ДОКЛАД: "ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"...
Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ...
Статья "Организация среды для детского экспериментирования"
Самостоятельность – важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживаетс...