чудо магнит
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кауцель Ольга Александровна

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

  • Формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма,размер)
  • Учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  • Дать понятие о практической значимости магнита.
  • Развитие познавательной активности детей.
  • Развитие мыслительных операций, умения делать выводы.
  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  • Воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности.
  • Воспитание навыков сотрудничества.
  • Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_magnit.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментально - опытнической деятельности в средней группе «Чудо магнит».

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

  • Формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма,размер)
  • Учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  • Дать понятие о практической значимости магнита.
  • Развитие познавательной активности детей.
  • Развитие мыслительных операций, умения делать выводы.
  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  • Воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности.
  • Воспитание навыков сотрудничества.
  • Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.

Методы и приемы, используемые на занятии:

Словесный рассказ воспитателя.

Беседа.

Наглядный показ слайдов.

Практическая исследовательская деятельность.

Предварительная работа: Создание коллекции: «Игрушки- магниты»

Беседа на тему; «Что такое магнит?»,Д/и: «Рыболов», рассматривание детской энциклопедии.

Словарная работа: магнит, примагничивается.

Материал: стаканчики с окрашенной водой, металлические и неметаллические предметы, «посылка», фартуки,

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети входят в зал останавливаются около воспитателя.

-Воспитатель:

Ребята, к нам сегодня в детский сад пришла посылка,на которой написано«Детям средней группы». По –моему, это наша группа или я не права?) Может, откроем её и посмотрим, что же там находится. Да здесь и письмо есть давайте прочтем и узнаем кто его прислал. (открывают письмо). (песня «Толстый Карлсон» 1 куплет). Вы поняли от кого оно?) (слайд)(звуковое письмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Карлсон, который, живет на крыше. Со мной недавно произошла необычная история. Я вчера поссорился с одной вредной вороной, которая утащила у меня все блестящие предметы. Я замахнулся на неё палкой, а она на меня рассердилась. И когда я собирался лететь к Малышу в гости, ворона, бросила в меня какую- то страшную штуку. Эта штука прицепилась к моему моторчику, и он перестал работать. Я пробовал её отцепить, но она снова прилеплялась. Я еле - еле её оторвал и отправил к вам в посылке. Помогите мне узнать, что это такое». Ваш Карлсон.

Воспитатель:

Вы готовы посмотреть, что находится в этой посылке?) А вам не страшно?)

(заглядывая в «посылку» и загадывает загадку)

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Что же это такое? (магнит)

2. Знакомство со свойствами магнита.

Воспитатель:

-Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Рассматривание магнита(стоя)

Возьмите его в руки и внимательно посмотрите: Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок? (ответы детей).

Вывод: Все магниты гладкие; холодные; без запаха; твёрдые; не ломаются; магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче; они бывают разной формы.

(слайд)

Ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом. Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Дети одевают фартуки, садятся за столы.

Опыт 1. «Какой магнит сильнее?»(сидя)

Цель: определение зависимости силы притяжения магнита от его величины.

Воспитатель:

Ребята, а вы знает, что Карлсон очень добрый и внимательный. Он любит дарить всем подарки, изготовленные своими руками. И ему хотелось бы подарить бусы Фрекен Бок. Но как их изготовить он не знает. Мы можем ему помочь?) Давайте, научим Карлсона изготавливать бусы с помощью магнита.

На столе лежат 2 магнита: большой и маленький.

-Как вы думаете, какой магнит сильнее большой или маленький? С помощью какого магнита получатся длинные бусы? …., короткие?) Давайте проверим.

(работа в парах)

На столе рассыпаны скрепки. Девочки берут маленький магнит, а мальчики большой. Подносим магниты к скрепкам.

-Сколько скрепок притянул маленький магнит? (ответы детей)

-Сколько притянул большой магнит. (ответы детей)

Какой магнит притянул скрепок больше? (большой магнит)

Значит, какой из магнитов сильнее?)

Вывод: Большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.

Опыт 2«Все ли притягивает магнит?» (стоя)

Цель: Формирование знаний,о том что магнит притягивает лишь металлические предметы.

Воспитатель:

Карлсон - известный шалун. У себя дома он устроил настоящий кавардак, он перевернул всё в верх и даже испортил мебель. Ему опять необходима помощь. Если вы поможете Карлсону навести порядок, он будет вам благодарен.

1 стол: Карлсону надо купить новую мебель, да вот беда – деньги с пуговицами перемешались. Их необходимо разделить.

2стол: А вам надо навести порядок в коробках с конструкторами - металлическим и пластмассовым.

3стол: Вам необходимо помочь навести порядок на кухне - Карлсон перемешал фасоль со скрепками.

Как можно отделить одни предметы от других? Что вы будете делать? ….) Подумайте, с помощью чего вы это можете сделать быстрее? (использовать магнит)

Приступайте (педагог подходит по очереди к подгруппам детей и проверяет их).

А сейчас проверяем.

1 стол: - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей).

(слайд) Правильно!

2 стол: - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей). Правильно!

3 стол: - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей)(слайд) Правильно!

- Почему они примагнитились?) Из чего они изготовлены?) Какие они? (ответы детей) .

- А какие предметы к магниту не примагнитились? (ответы детей)-

Вывод: магнит притягивает лишь металлические предметы.

3. Физкультурная минутка.

Устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.

«Магнетизм».

Цель: Закреплять представления о свойствах магнита, развитие внимания.

Воспитатель называет предмет и протягивает руки к детям. Дети протягивают руки к воспитателю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину (мяч, колокольчик, булавка и т. д.) .

Воспитатель: Продолжим, наши волшебные опыты?

Опыт 3. «Действие магнита через другие материалы»(сидя)

Цель: Определение возможности магнита притягивать одни предметы через другие.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что любит Карлсон? (варенье). А ещё он любит вкусный и сладкий компот. Но вредная ворона набросала туда скрепки или шайбы. Вот, посмотрите. (воспитатель ставит на столы стаканы с подкрашенной водой и «мусором»). Кто знает, как мы можем их оттуда достать?) Ложки у нас нет, ворона утащила; руками забираться в стакан – не красиво да и не хочется.) Ну что не можете? ….) А я могу вам в этом помочь. Нужно прислонить магнит к стакану на уровне скрепки.

После того как скрепка приблизится к стенке стакана, магнит медленно двигаем вверх. Скрепка будет двигаться за магнитом и ее можно легко достать, не замочив рук.

Дети пробуют самостоятельно.

Что мы можем сказать (ответы детей)

Вывод: Магнит может примагничивать через стакан и воду.

4. Практическая значимость магнита. (стоя)

Цель: Формирование знаний детей об использовании магнита людьми.

- Воспитатель:А знаете ли вы в каких предметах люди используют магнит)

Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор. (слайд)

Изготавливать пластиковые карточки (слайд,

диски (слайд)

Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы (слайд)

А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки. (слайд)

Вот так широко использует человек магнит в повседневной жизни.

5. Итог.

- Воспитатель Ребята, вам понравились проводить опыты? Что нового вы узнали о свойствах магнита?

Почему же магнит прицепился к моторчику Карлсона?) И конечно же Карлсону надо помириться и подружиться с вороной.

- А ещё, Карлсон оставляет вам в подарок свои портреты и эти магниты. Ими можно обследовать группу и узнать, какие предметы могут примагничиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

чудо магнит

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ «ЧУДО – МАГНИТ»УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, педагогЦЕЛЬ: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.ЗАДАЧИ: - учить обследовать пр...

Конспект образовательной деятельности «Чудо – магнит»

Конспект образовательной деятельности для воспитанников старшего дошкольного возраста по ознакомлению со свойствами материалов. Данная образовательная деятельность проводится в рамках изучения темы "Ч...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Чудо магнит"

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Чудо магнит"...

Презентация "Чудо магнит"

Презентация к открытому мероприятию...

Конспект ООД "Чудо магнит"

Конспект ООД "Чудо магнит"...