чудо магнит
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЧУДО – МАГНИТ»
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, педагог
ЦЕЛЬ: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
ЗАДАЧИ:
- учить обследовать предмет и экспериментировать с ним; формировать представление о свойствах магнита; познакомить с понятиями «магнит», «магнетизм», «магнитные силы».
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей;
- способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: неделя
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6-7 лет
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
1. Постановка проблемы. В этом году в нашем детском саду открылась лаборатория «Занимательные науки». А тема «Недели игры и игрушки» была «Игры умные важны, интересны и нужны». Целюью этой недели было формирование интереса дошкольников к различным наукам и познанию мира, создание уголков «Знайка».
Дети подготовительной группы в рамках этой недели, пришли на занятие «Знакомство с магнитом» в лабораторию. Занятие им понравилось, но они пожаловались, что в их уголке нет магнита. Им было разрешено взять магнит из лаборатории. При помощи его они обследовали группу, нашли предметы которые магнитятся, а которые нет. На следующем занятии в лаборатории две девочки задали вопрос «А можно ли поднять предмет без магнита?»
Было решено взять этот вопрос за основу проекта.
2. Обсуждение проблемы. Способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. Для того чтобы раскрыть секреты магнита нужно изучить литературу, провести ряд опытов, экспериментов.
3. Работа над проектом. Для достижения поставленной цели мы отправились в удивительный и волшебный мир магнитов. Определили свойства магнитов
4. Реализация проекта.
№ | Виды деятельности | Содержание |
1 | Коммуникативная деятельность | «Что такое магнит и магнетизм?»; «Что такое магнитное поле?». |
2 | Познавательно-исследовательская деятельность | «Всё ли притягивает магнит?»; «Действует ли магнит через другие материалы?» «Можно ли изолировать магнит?»; «Отчего зависит сила магнита?»; «Все ли части магнита имеют одинаковую силу?»; «Почему, иногда, два магнита отталкиваются?»; «Что такое магнитное поле» «Магнит художник» «Создание магнита» «Ножницы магнит» |
3. | Двигательная деятельность | Подвижные игры: «Магнит и шарики»; «Рыболов»; Подвижная игра с мячом «Притягивает, не притягивает?» Дидактические игры: «Магнитная мозаика»; «Магнитная азбука»; «Математическое лото на магнитах»; Театр на магнитах |
Магниты – важная часть нашей повседневной жизни.
Магниты окружают нас повсюду, так как все устройства используемые нами в повседневной жизни, так или иначе включают в себя магниты — мобильные телефоны, компьютеры, дверцы в шкафах, музыкальные центры, электрические двигатели, автомобили, дисплеи, компасы, игрушки, разнообразные датчики и приборы, научно-исследовательское оборудование и многие другие области.
Магнит — это тело обладающее собственным магнитным полем. Магнит получил свое название от региона где обнаружили — Магнисия. Этот регион находится в малой Азии. Там и были найдены в древности залежи магнетита. Разнообразие размеров магнитов поражает воображение.
Человек тоже является магнитом, т.к. биотоки текущие внутри нас создают магнитные поля. У некоторых людей эти токи настолько сильны, что они способны притягивать металлические предметы, как обычные магниты. Отсюда вытекает и такое явление как аура — энергетическая оболочка человека, которую можно увидеть с помощью специального оборудования.
В конце концов, Земля, Солнце, Марс и все планеты входящие в нашу солнечную систему — все это тоже магниты гигантских размеров, которые кружат в бесконечном танце уже миллиарды лет.
Подъем автомобилей, судов, генерирование электроэнергии магнитными генераторами — невозможно представить себе эти процессы без участия магнитов.
Бывают естественные и искусственные магниты. Естественные встречаются в природе в виде залежей магнитных руд. Искусственные магниты создаются человеком из ферромагнетиков. Они бывают двух видов: постоянные, изготовленные из магнитотвердых материалов, они не нуждаются во внешних источниках тока; Второй вид, это электромагниты с сердечником из магнитомягкого железа, которые проявляют свои магнитные свойства, за счет того, что по проводу который намотан на сердечник, протекает электрический ток.
Многие ученые прошлого и настоящего изучали и продолжают изучать магниты. Их исследовательские труды, быстро подхватывают разработчики новых устройств и магнит снова становится на службу человеку.
И так, добро пожаловать в мир магнитов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyo_li_prityagivayut_magnity.doc | 78 КБ |
opisanie.doc | 331 КБ |
chudo_magnit.ppt | 637.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всё ли притягивают магниты?
Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы
Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.
В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту , но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.
Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
«Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Материал: Стаканчик с водой, железные предметы, магнит.
Убирая скрепки после экспериментов детей Узнайка «случайно» роняет часть из них в стакан с водой. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде. Такой же опыт с песком.
Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
«Сила магнитов»
Цель: Познакомить со способом сравнения силы магнита.
Материал: Большой подковообразный и полосовой средней величины магнит, скрепки.
Предложите детям определить, какой магнит сильнее – большой подковообразный или полосовой средней величины (это может быть спор, в котором участвуют сказочные персонажи, хорошо знакомые детям). Рассмотрите каждое из предложений детей, как узнать, какой из магнитов сильнее. Детям при этом не обязательно формулировать свои предложения словесно. Ребенок может выразить свою мысль наглядно, действуя с предметами, необходимыми для этого, а педагог (или гном Узнайка) вместе с другими помогает вербализовать ее.
В результате обсуждения выявляются два способа сравнения силы магнитов:
1. по расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет (скрепку), на большем расстоянии (сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка);
2. по количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок (сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов), или же – по густоте железных опилок, прилипших к магниту.
Обратите внимание на эксперименты – «подсказки» с двумя магнитами разной силы, которые можно показать детям в случае их затруднений:
1. одинаковые стальные скрепки один из магнитов притягивает с большого расстояния, чем другой;
2. один магнит удерживает у своего полюса целую цепочку с большим количеством скрепок, чем другой (или более густую «бороду» железных опилок).
Пусть дети в ходе этих экспериментов определят, какой из магнитов сильнее, а затем объясняют, как они догадались, что им «подсказало» ответ.
Подсчитав количество скрепок у полюсов разных магнитов и сравнив их, дети приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса.
Таким образом, скрепка в этом случае является «меркой» для измерения силы магнита.
Дополнительно. Можно взять вместо скрепок другие стальные предметы (например, шурупы, кусочки стальной проволоки и т.д.) и составить из них цепочки у полюсов магнитов. Это поможет детям убедиться в условности выбранной «мерки», в возможности ее замены другими.
Вывод: форма и размер магнита влияет на его силу. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера. Магниты притягивают даже на расстоянии. Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.
Магниты обладают свойством притягивать металлические предметы. Магнитная сила может действовать через различные предметы и на значительном расстоянии. Не все магниты одинаковы, разные магниты имеют разную силу, эта сила зависит от формы и размера магнита.
«От чего зависит сила магнита?»
Цель: Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы.
Материал: Большая консервная банка, маленький кусок стали.
Гном путаник предлагает сделать большой магнит. Он уверен, что из большой железной банки получится сильный магнит – сильнее, чем из маленького куска стали.
Дети высказывают свои предложения по поводу того, из чего получится лучший магнит: из большой консервной банки или из маленького куска стали.
Проверить эти предложения можно экспериментально: попробовать натереть оба предмета одинаково, а затем определить, какой из них сильнее (о силе получившихся магнитов можно судить по длине «цепочки» из одинаковых железных предметов, удерживаемой у магнитного полюса).
Но для такой экспериментальной проверки надо решить ряд проблем. Для того, чтобы одинаково натереть оба будущих магнита, можно:
- натирать оба куска стали с помощью одинакового количества движений (двое детей натирают, а две команды считают количество движений, сделанных каждым из них);
- натирать их одинаковое время и делать это в одинаковом темпе (в этом случае для фиксации времени натирания можно использовать песочные часы или секундомер, или же просто начать и закончить это действие двум детям одновременно – по хлопку; для соблюдения одного темпа в этом случае можно использовать равномерный счет).
Вывод: что более сильный магнит получается из стальных предметов (например, из стальной иголки). Из жестяной консервной банки магнит получается очень слабый или не получается вообще. Размер предмета значения не имеет.
«Сделать магнит помогает электричество»
Цель: Познакомить детей со способом изготовления магнита с помощью электрического тока.
Материал: Батарейка от карманного фонарика и катушка из-под ниток, на которую равномерно наматывают медную изолированную проволоку толщиной 0,3 мм.
Будущий магнит (стальной стержень, иголки и т.д.) вставляют внутрь катушки (в качестве сердечника). Размер будущего магнита должен быть таким, чтобы его концы несколько выдавались из катушки. Присоединив концы проволоки, намотанной на катушку, к батарейке от карманного фонаря и пустив тем самым электрический ток по проводу катушки, мы намагнитим стальные предметы, находящиеся внутри катушки (иголки следует вставлять внутрь катушки, подобрав их «ушками» в одну сторону, остриями – в другую).
В этом случае магнит, как правило, получается более сильным, чем при изготовлении его натиранием стальной полоски.
«Какой магнит сильнее?»
Цель: Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами.
Материал: Три магнита разной формы и величины, стальные скрепки и другие металлы.
Предложите детям сравнить свойства трех магнитов (используя в качестве «мерок» для измерения силы магнитов скрепки или другие стальные предметы):
- магнита, получившегося в результате этого опыта;
- магнита, сделанного натиранием стальной полоски;
- магнита, изготовленного фабричным способом.
«Магнитная стрелка»
Цель: Познакомить со свойствами магнитной стрелки.
Материал: Магнит, магнитная стрелка на подставке, иголка, полоски красного и синего цвета, пробка, сосуд с водой.
Покажите детям магнитную стрелку (на подставке), дайте им возможность экспериментально убедиться в том, что она представляет собой магнит.
Пусть дети поместят магнитную стрелочку на подставку (убедившись, что она может на ней свободно вращаться). После того, как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях (или – с магнитами, плавающими в мисках с водой), и приходят к выводу, что их расположение совпадает. Значит, магнитная стрелка – как и все магниты – показывает, где у Земли север, а где - юг.
Обратите внимание. Если в вашем расположении нет магнитной стрелки на подставке, ее можно заменить обыкновенной иголкой. Для этого надо ее намагнитить, обозначив северный и южный полюса соответственно полосками красной и синей бумагой (или ниток). Затем – положить иголку на пробку, а пробку поместить в плоский сосуд с водой. Свободно плавая в воде, иголка повернется в том же направлении, что и магниты.
«Компас»
Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Материал: Компас.
1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает взрослый), наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз – с помощью компаса).
Игра «Команды».
Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например: сделать два шага на север, затем – два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и т.д.
Научите детей находить с помощью компаса запад и восток.
Для этого выясните, что обозначают буквы – С, Ю, З, В – которые написаны внутри компаса.
Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы синий конец его стрелки»смотрел» на букву С, т.е. – на север. Тогда стрелочка (или спичка), которая (мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление «запад – восток» (действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и восток. Игра в «Команды» с «использованием» всех сторон горизонта.
«Когда магнит вреден»
Цель: Познакомить с тем, как магнит действует на окружающее.
Материал: Компас, магнит.
- Пусть дети выскажут свои предположения о том, что произойдет, если к компасу поднести магнит? – Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение?
- Проверьте предположения детей экспериментально. Поднеся магнит к компасу, дети увидят, что стрелка компаса движется с магнитом.
- Объясните наблюдаемое: магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка-магнит притягивается к магниту, более сильно действующему на нее по сравнению с Землей.
- Уберите магнит и сравните показания того компаса, с которым проводили все эти эксперименты, с показаниями других: он стал показывать стороны горизонта неверно.
Выясните с детьми, что такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса – его показания «сбиваются» (поэтому лучше для этого эксперимента взять только один компас).
- Расскажите детям (можно это сделать от имени Узнайки) о том, что магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными.
Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться.
Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется.
Выясните с детьми, вреден ли магнит для телевизора. Если сильный магнит поднести к экрану включенного телевизора, то изображение исказится, возможно, пропадет цвет. после того, как магнит уберут, и то, и другое должно восстановиться.
Обратите внимание на то, что такие эксперименты опасны для «здоровья» телевизора еще и потому, что магнитом можно нечаянно поцарапать экран или даже разбить его.
Пусть дети вспомнят и расскажут Узнайке о том, как «защититься» от магнита (с помощью стального экрана, магнитного якоря.
«Земля – магнит»
Цель: Выявить действия магнитных сил Земли.
Материал: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.
Проведение опыта. Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.
Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту.
Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.
«Полярное сияние»
Цель: Понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.
Материал: Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.
Проведение опыта. Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, шар – Земля).
«Необычная картина»
Цель: Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины.
Материал: Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла.
Проведение опыта. Дети рассматривают картину, выполненную с использованием магнитов и металлических опилок на парафиновой пластине. Взрослый предлагает детям выяснить, как она создана. Проверяют действие на опилки магнитов разной формы, высыпая их на бумагу, под которой помещен магнит. Рассматривают алгоритм изготовления необычной картины, выполняют последовательно все действия: покрывают парафином стеклянную пластину, устанавливают ее на магниты, через сито высыпают опилки; подняв, нагревают пластину над свечой, накрывают второй пластиной, делают рамку.
«Магнит рисует Млечный путь»
Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Материал: магнит, металлические опилки, лист бумаги с изображением ночного неба.
Проведение опыта. Наблюдение со взрослыми за ночным небом, на котором хорошо виден Млечный путь. На карту неба широкой полосой высыпаем опилки, имитирующие Млечный путь. С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Опилки, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила.
«Магнитный театр»
Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций.
Материал: Магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей).
Детям предлагается в качестве сюрприза ко дню рождения гнома Волшебника подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты (гном Волшебник очень ими увлечен).
«Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита.
В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны).
После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»:
- Рисуют и вырезают;
- Делают аппликацию;
- Изготовляют способом оригами и др.
Кроме того, желательно сделать специальные пригласительные для гнома Волшебника и всех остальных гостей. Например, такие: Приглашаем всех на первый спектакль самодеятельного детского магнитного театра «ЧУДО-МАГНИТ».
«Поймай рыбку»
Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов, придумывания сюжетов для игр с их использованием. Расширять преобразовательно-созидательный опыт детей в процессе конструирования игр (их рисования, раскрашивания, вырезания). Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности – распределение обязанностей между ее участниками, установление сроков работы, обязательность их соблюдения.
Материал: Настольная игра «поймай рыбку»; книги и иллюстрации, помогающие детям придумывать сюжеты «магнитных» игр; материалы и инструменты, необходимые для изготовления игры «Поймай рыбку» и других «магнитных» игр (в количестве, достаточном для того, чтобы в изготовлении таких игр принял участие каждый ребенок).
Предложите детям рассмотреть настольно-печатную игру «Поймай рыбку», рассказать, как в нее играть, каковы правила и объяснить, почему рыбки «ловятся»: из чего они сделаны, из чего – «удочка», как, благодаря чему удается «поймать» бумажную рыбку удочкой – магнитом.
Предложите детям самим сделать такую игру. Обсудите, что нужно для ее изготовления – какие материалы и инструменты, как организовать работу (в каком порядке ее выполнять, как распределить обязанности между «изготовителями»).
В ходе работы детей обратите их внимание на то, что все они – «изготовители» - зависят друг от друга: пока каждый из них не закончит свою часть работы, игру сделать не удается.
После того, как игра готова, предложите детям поиграть в нее.
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГБОУ СОШ № 2006 Г.МОСКВЫ
117628 Москва, б-р Дмитрия Донского д.9, кор.6, тел/факс 713-84-01
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ЧУДО – МАГНИТ»
Подготовила: Попова Наталья Юрьевна
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, педагог
ЦЕЛЬ: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
ЗАДАЧИ:
- учить обследовать предмет и экспериментировать с ним; формировать представление о свойствах магнита; познакомить с понятиями «магнит», «магнетизм», «магнитные силы».
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей;
- способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: неделя
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6-7 лет
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
1. Постановка проблемы. В этом году в нашем детском саду открылась лаборатория «Занимательные науки». А тема «Недели игры и игрушки» была «Игры умные важны, интересны и нужны». Целюью этой недели было формирование интереса дошкольников к различным наукам и познанию мира, создание уголков «Знайка».
Дети подготовительной группы в рамках этой недели, пришли на занятие «Знакомство с магнитом» в лабораторию. Занятие им понравилось, но они пожаловались, что в их уголке нет магнита. Им было разрешено взять магнит из лаборатории. При помощи его они обследовали группу, нашли предметы которые магнитятся, а которые нет. На следующем занятии в лаборатории две девочки задали вопрос «А можно ли поднять предмет без магнита?»
Было решено взять этот вопрос за основу проекта.
2. Обсуждение проблемы. Способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. Для того чтобы раскрыть секреты магнита нужно изучить литературу, провести ряд опытов, экспериментов.
3. Работа над проектом. Для достижения поставленной цели мы отправились в удивительный и волшебный мир магнитов. Определили свойства магнитов
4. Реализация проекта.
№ | Виды деятельности | Содержание |
1 | Коммуникативная деятельность | «Что такое магнит и магнетизм?»; «Что такое магнитное поле?». |
2 | Познавательно-исследовательская деятельность | «Всё ли притягивает магнит?»; «Действует ли магнит через другие материалы?» «Можно ли изолировать магнит?»; «Отчего зависит сила магнита?»; «Все ли части магнита имеют одинаковую силу?»; «Почему, иногда, два магнита отталкиваются?»; «Что такое магнитное поле» «Магнит художник» «Создание магнита» «Ножницы магнит» |
3. | Двигательная деятельность | Подвижные игры: «Магнит и шарики»; «Рыболов»; Подвижная игра с мячом «Притягивает, не притягивает?» Дидактические игры: «Магнитная мозаика»; «Магнитная азбука»; «Математическое лото на магнитах»; Театр на магнитах |
Магниты – важная часть нашей повседневной жизни.
Магниты окружают нас повсюду, так как все устройства используемые нами в повседневной жизни, так или иначе включают в себя магниты — мобильные телефоны, компьютеры, дверцы в шкафах, музыкальные центры, электрические двигатели, автомобили, дисплеи, компасы, игрушки, разнообразные датчики и приборы, научно-исследовательское оборудование и многие другие области.
Магнит — это тело обладающее собственным магнитным полем. Магнит получил свое название от региона где обнаружили — Магнисия. Этот регион находится в малой Азии. Там и были найдены в древности залежи магнетита. Разнообразие размеров магнитов поражает воображение.
Человек тоже является магнитом, т.к. биотоки текущие внутри нас создают магнитные поля. У некоторых людей эти токи настолько сильны, что они способны притягивать металлические предметы, как обычные магниты. Отсюда вытекает и такое явление как аура — энергетическая оболочка человека, которую можно увидеть с помощью специального оборудования.
В конце концов, Земля, Солнце, Марс и все планеты входящие в нашу солнечную систему — все это тоже магниты гигантских размеров, которые кружат в бесконечном танце уже миллиарды лет.
Подъем автомобилей, судов, генерирование электроэнергии магнитными генераторами — невозможно представить себе эти процессы без участия магнитов.
Бывают естественные и искусственные магниты. Естественные встречаются в природе в виде залежей магнитных руд. Искусственные магниты создаются человеком из ферромагнетиков. Они бывают двух видов: постоянные, изготовленные из магнитотвердых материалов, они не нуждаются во внешних источниках тока; Второй вид, это электромагниты с сердечником из магнитомягкого железа, которые проявляют свои магнитные свойства, за счет того, что по проводу который намотан на сердечник, протекает электрический ток.
Многие ученые прошлого и настоящего изучали и продолжают изучать магниты. Их исследовательские труды, быстро подхватывают разработчики новых устройств и магнит снова становится на службу человеку.
И так, добро пожаловать в мир магнитов!
Что такое магнит?
Магнит – это объект, сделанный из определенного материала, который создает магнитное поле. Каждый магнит имеет, по крайней мере, один "северный" (N) и один "южный" (S) полюс. Ученые условились, что линии магнитного поля выходят из "северного" конца магнита и входят в "южный" конец магнита. Это пример магнитного диполя ("ди" означает два, диполь – два полюса).
Если Вы возьмете кусок магнита и разломите его на два кусочка, каждый кусочек опять будет иметь "северный" и "южный" полюс. Если Вы вновь разломите получившийся кусочек на две части, каждая часть опять будет иметь "северный" и "южный" полюс. Неважно, как малы будут образовавшиеся кусочки магнитов – каждый кусочек всегда будет иметь "северный" и "южный" полюс. Невозможно добиться, чтобы образовался магнитный монополь.
Магнетизм. И все же, что это такое?
Магнетизм – это сила, которая действует на расстоянии и вызывается магнитными полями. Это явление известно людям очень давно. Свое название оно получило от города Магнетии в Малой Азии, где были обнаружены залежи магнитного железняка – «камня, притягивающего железо».
Первым письменным свидетельствам знакомства человека с магнитными свойствами некоторых материалов более двух тысяч лет. В одном из таких источников – замечательной поэме «О природе вещей», написанной Титом Лукрецием Каром в I веке до нашей эры, читаем:
«Также бывает, что попеременно порода железа
Может от камня отскакивать или к нему привлекаться.
Также и то наблюдал я, как прыгают в медном сосуде
Самофракийские кольца железные или опилки
В случае, если под этим сосудом есть камень магнитный».
Лукреций объяснял магнетизм «магнитными токами», истекающими из «камня-магнита», а силу притяжения образно рисовал так:
«Связь такова здесь, как будто крючки, зацепившись за петли.
Держатся между собой в сочетаньи известном, какое
Можем увидеть мы между железом и камнем магнитным».
Одно из первых практических использований магнетизма тел – компас. Наши предки заметили: продолговатый кусочек магнитного железа, подвешенный на нитке или прикрепленный к пробке, плавающей в воде, всегда располагается так, что один его конец показывает на север, а другой – на юг. Компас был изобретен в Китае примерно за тысячу лет до нового летосчисления; в Европе он известен с XII века. Без этого простейшего навигационного прибора были бы невозможны Великие географические открытия XV - XVII веков.
Применение магнита и магнетизма
Теперь магнетизм широко используется в науке, технике и обыденной жизни. Постоянные магниты и электромагниты стоят в генераторах, вырабатывающих ток, и в электромоторах, его потребляющих; без них не может обойтись большинство транспортных средств – автомобиль, троллейбус, тепловоз, самолет, корабль.
КОМПАС, прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Применяется для определения направления, в котором движется морское, воздушное судно, наземное транспортное средство; направления, в котором идет пешеход; направления на некоторый объект или ориентир. Компасы подразделяются на два основных класса: магнитные компасы типа стрелочных, которыми пользуются топографы и туристы, и немагнитные, такие, как гирокомпас и радиокомпас. К 11 в. относится сообщение китайцев Шен Куа и Чу Ю об изготовлении компасов из природных магнитов и использовании их в навигации, стрелка всегда обращена одним концом к северу, а другим – к югу.
Магниты облегчают нашу жизнь и развлекают нас, служа нам в различных электробытовых приборах, а также в магнитофонах, радиолах и всевозможных игрушках. Наконец, магниты – неотъемлемая часть многих научных приборов, начиная от небольших, располагающихся на столе исследователя, и до огромных ускорителей с размерами, измеряемыми многими километрами. Основное применение магнит находит в электротехнике, радиотехнике, приборостроении, автоматике и телемеханике. Здесь ферромагнитные материалы идут на изготовление магнитопроводов, реле и т.д.
Но магнитные явления интересуют сейчас не только инженеров, создающих новую технику. Эти явления изучают применительно к своей специальности врачи, биологи, геологи, представители других профессий. Например, геологи по аномалиям магнитного поля Земли ищут полезные ископаемые, врачи наряду с электрокардиограммой снимают у больного магнитокардиограмму – она им дает дополнительную информацию о работе сердца, а биологи изучают магнитные поля, создаваемые живыми организмами, и влияние на них, в свою очередь, внешних магнитных полей.
Интерес к воздействию магнитных полей на человека возник сразу же после открытия этого явления. Древние приписывали магниту много чудесных свойств. Считалось, что истолченный в порошок «магнитный камень» хорош как слабительное средство, излечивает от водянки и безумия, останавливает любое кровотечение и выделения из носа, ушей и даже рассасывает раковые опухоли, а принимаемый в определенных дозах гарантирует бессмертие. Правда, рекомендации часто бывали противоречивы. Например, одни лекари считали, что магнит – сильный яд, другие же предлагали его использовать как противоядие. Между прочим, некоторые современные японские фирмы, выпускающие магнитные браслеты, рекламируют их по примеру древних, приписывая своим изделиям массу изумительных качеств: от способности сохранять красоту до излечивания гипертонии, бронхиальной астмы и невралгии. Как показала проверка, проведенная различными лечебными учреждениями, при ношении магнитных браслетов субъективно самочувствие больного улучшается (скорее всего, срабатывает психотерапевтический эффект), тогда как объективные показатели практически не меняются, скажем, кровяное давление остается на том же уровне.
Вместе с тем отрицать влияние магнитных полей на живой организм нельзя. Эксперименты на мышах показали, что внешнее магнитное поле задерживает их развитие, замедляет рост клеток, изменяет состав крови. Сильное неоднородное магнитное поле – десять килоэрстед и больше даже способно убить молодые особи. (Аналогичные результаты получены и в опытах с другими животными.)
Так как магнитное поле оказывает воздействие на все живое, разработаны допустимые его уровни. Для человека разные исследователи считают безопасным магнитное поле напряженностью 300...700 эрстед.
Магнитное поле влияет и на растения. Результаты некоторых опытов показали, что всхожесть и рост семян зависят от того, как первоначально они были ориентированы относительно магнитного поля Земли. Изменение внешнего магнитного поля может или ускорять или угнетать развитие растений. (Это, по-видимому, можно использовать в практических целях.)
Почему магнитное поле воздействует на человека? На этот счет есть несколько гипотез. Одна из них считает, что магнитное поле влияет на протекание в организме некоторых тонких биохимических реакций. И хотя влияние магнитного поля на химические процессы в последнее время тщательно исследуется (в частности, больших успехов здесь добились новосибирские ученые), физика этого процесса пока не совсем ясна.
Магнитным явлениям уделяют внимание и писатели, особенно работающие в жанре научной фантастики. В их произведениях вы можете встретить магнитные пушки, башмаки, «прилипающие» к металлической обшивке космического корабля и позволяющие без труда передвигаться в невесомости, другие магнитные диковинки.
В известной комедии «Сирано де Бержерак» Эдмон Ростан устами своего героя предложил такой шутливый способ путешествия к Луне:
Лечь на железный лист и сильными рывками
Магнит подбрасывать, он лист железный с вами
Подтянет кверху. Вы опять.
Так до Луны и упражняйтесь!
Магнетизм и связанные с ним явления интересовали А. Конан-Дойля («Письма доктора Монро»), А.И. Куприна (рассказ «Тост», действие которого происходит в 2906 году), Д. Свифта («Путешествия Гулливера») и многих других писателей.
Самый простой вывод, который можно сделать из выше сказанного – нет области прикладной деятельности человека, где бы не применялись магниты.
Магнетизм во вселенной
Магнитное взаимодействие играет важную роль в процессах, протекающих во Вселенной. Вот только два примера, подтверждающие сказанное. Известно, что магнитное поле звезды порождает звездный ветер, аналогичный солнечному, который, уменьшая массу и момент инерции звезды, изменяет ход ее развития. Известно также, что магнитосфера Земли защищает нас от гибельного воздействия космических лучей. Если бы ее не было, эволюция живых существ на нашей планете, видимо, пошла бы иным путем, а может быть, жизнь на Земле не возникла бы вовсе.
Магнетизм – всеобъемлющее, глобальное свойство природы, но, к сожалению, мы многого о нем не знаем. Нам неизвестно, например, есть ли монополь – частица с одним магнитным полюсом, наподобие положительных или отрицательных электрических частиц. Законы электродинамики не запрещают существование магнитного монополя, но он пока не обнаружен. До сих пор нет законченной теории земного и солнечного магнетизма, ряда других магнитных явлений в космическом масштабе. Не завершены исследования сверхпроводимости, которую тоже можно отнести к магнетизму. Овладев его тайнами, мы не только решим многие задачи, стоящие перед создателями современной техники, но и поймем, как рождаются и умирают миры в окружающем нас пространстве Вселенной.
Магнетизм Земли
Но только ли магниты способны притягивать к себе?
Земля ведёт себя как большой магнит: у неё есть своё магнитное поле. Считается, что это явление вызвано железом и никелем во внутреннем ядре Земли, которое вращается вместе с земным шаром. Линии магнитного поля идут от одного полюса к другому. А вот колебания этого поля - магнитные бури зависят уже не от планеты, а от ближайшей звезды. В моменты вспышек на Солнце в пространство исторгаются потоки частиц. Их называют солнечным ветром. Через сутки - двое частицы долетают до Земли. Бомбардируя магнитное поле нашей планеты, они вызывают магнитные бури, северные сияния.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обоснование выбора В этом году в нашем детском саду открылась лаборатория «Занимательные науки». А тема «Недели игры и игрушки» была «Игры умные важны, интересны и нужны». Целю этой недели было формирование интереса дошкольников к различным наукам и познанию мира, создание уголков «Знайка». Дети подготовительной группы в рамках этой недели, пришли на занятие «Знакомство с магнитом» в лабораторию. Занятие им понравилось, но они пожаловались, что в их уголке нет магнита. Им было разрешено взять магнит из лаборатории. При помощи его они обследовали группу, нашли предметы которые магнитятся, а которые нет. На следующем занятии в лаборатории две девочки задали вопрос «А можно ли поднять предмет без магнита?» Было решено взять этот вопрос за основу проекта. Объект исследования – магнит. Предмет исследования – свойства магнитов. Гипотеза. Предположим, что магнит передаёт свои свойства другим предметам и существую предметы, которые могут поднимать предметы. Руководитель проекта. Попова Наталья Юрьевна
Цели и задачи работы Задачи работы Накапливать знания о магните, его свойствах; Узнать, какими свойствами обладают магниты; Выявить, каким образом люди используют магниты в жизни, и что может заменить магнит. Цель работы Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита;
Для исследования данной темы нам понадобились материалы: магниты разного размера и формы, металлические и не металлические предметы, стакан с водой, ножницы, лист бумаги, нарисованные машинки, скрепки, железные опилки, монета Пользовались следующими методами : изучение литературы, наблюдение, опыт, поиск в сети Интернет, эксперимент, сравнение. Информационные технологии: Интернет, презентации, просмотр мультипликационных фильмов о магнетизме: Смешарики (серия 31 «Магнетизм»), Фиксики (серия 25 «Магнит»), Лунтик (158 серия «Магнит»), отрывок из фильма сказки «Там на неведомых дорожках…» Исследовательское мастерство
Материалы для исследовательской деятельности Уголок «Знайка» в подготовительной к школе группе
Эксперименты Магнитные свойства веществ. Форма магнита и его мощь. Магнитное притяжение . Магнитная сила и расстояние. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнит художник. Создание магнита. Ножницы магнит.
Магнит в жизни людей
Выводы Магнит - это объект, сделанный из определенного материала, который обладает способностью притягивать предметы из различных металлов Магнитная сила – это сила, с которой предметы притягиваются к магниту; Сила притяжения магнита зависит от формы и размера магнита, а также от расстояния; Взаимодействие магнитов; Магнитное поле – это пространство вокруг магнита, оно проникает через предметы и вещества ; Магнит умеет рисовать; Предметы могут стать магнитом Ножницы могут стать магнитом, но поднимают лёгкие металлические предметы(скрепка, иголка); Люди используют свойства магнита в различных сферах деятельности;
Результат Изготовление магнитного театра для группы; Проведение блока занятий «Чудо магнит» для подготовительной к школе группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Чудо магнит».
Иследование в минилаборатории свойств магнита....
Конспект образовательной деятельности «Чудо – магнит»
Конспект образовательной деятельности для воспитанников старшего дошкольного возраста по ознакомлению со свойствами материалов. Данная образовательная деятельность проводится в рамках изучения темы "Ч...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Чудо магнит"
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Чудо магнит"...
Непосредственно образовательная деятельность Тема: «Чудо магнит» для детей среднего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность
Районный конкурс профессионального мастерства «Педагог года - 2017»....
Презентация "Чудо магнит"
Презентация к открытому мероприятию...
Конспект ООД "Чудо магнит"
Конспект ООД "Чудо магнит"...
Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит»
Экспериментально-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы...
Комментарии
Конкурс посвящён Первой
Конкурс посвящён Первой мировой войне! Наталья Юрьевна, Вы читали, куда загружаете работу?
Положение конкурса прочитайте очень внимательно: http://nsportal.ru/konkurs/1914
Тематике конкурса работа абсолютно не соответствует.
Чем больше мы возмущаемся,
Чем больше мы возмущаемся, тем больше таких работ попадает на конкурс. Интересно,почему?
Потому что коллеги настолько
Потому что коллеги настолько замучены своей работой и зациклены на участии в конкурсе, что бросаются в омут с головой. Хотя печально, что многие педагоги беря историческую тему не могут хотя бы логически вспомнить, что именно Первой Мировой нынче отмечается юбилей, а до ВОв еще год.
Не замучены коллеги работой,
Не замучены коллеги работой, а не ответственно подходят к тому, что делают. Согласна с коллегами. Работа не соответствует теме конкурса.
Замученность работой
Замученность работой действительно не при чем. Конкурсы нужны не для того, чтобы бросаться в них, как в омут