Открытое мероприятие для педагогов "Учим ребенка правилам дорожного движения"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов по ПДД
«Учим ребенка правилам безопасности»
Цель: способствовать расширению практических приемов работы воспитателя в процессе обучения воспитанников с правилами дорожного движения, выявить знания педагогов о правилах дорожного движения; развивать умения и навыки анализа педагогических действий.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения.
2. Через практическое занятие показать, каким образом формируются базовые знания в области дорожного движения. Познакомить с современными игровыми формами в работе с детьми по изучению ПДД.
Ход:
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Наш семинар-практикум сегодня посвящен современным формам в работе с детьми по изучению ПДД.
Мы живём сегодня с вами в век скоростей. Все вокруг спешат, торопятся…. Одна секунда… Много ли это или мало? Для пешехода 1 секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – это вещь серьёзная.
Это страшно, когда дети гибнут от рук террористов, но не менее страшно, если ребенок гибнет на дороге в результате безответственности взрослых.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
Упражнение «Тонкая бумага»
Ведущий раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги внимательно слушают то, что говорит ведущий, и выполняют указания.
Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.
Ведущий задает вопросы:
У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Как вы думаете, каков смысл задания?
Ведущий подводит к выводу:
Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но, если мы сами не соблюдаем эти правила, можете быть уверены, что и наши дети их нарушат.
Несмотря на то, что проще рассказать правила дорожного движения (так и делает большинство), правильнее это делать в форме игры в силу возрастных особенностей дошкольников. А закреплять их на улице, во время прогулок, поездок.
Ведущий: Играя, дети сдают экзамены как взрослые и сейчас я предлагаю Вам пройти экзамены на знание правил дорожного движения.
Делимся на команды, на каждый правильный ответ дается фишка. Чья команда соберет больше фишек, та и победила.
Практические ситуации
- Мы с дедушкой подошли к проезжей части дороги.
- Дедушка, идём быстрее, машины ещё далеко, и мы успеем перейти дорогу.
- Не торопись, внучек, надо кое-что учесть, - ответил дед.
- Да что там учитывать! – настаивал я.
- А ты подумай, что надо учитывать в таких случаях!
Вопрос: что необходимо учитывать при переходе проезжей части дороги?
Ответ: пешеходный переход; сигнал светофора; с какой скоростью движутся машины; нет ли машин специального назначения (скорых и т.д.)
2. Целый день шёл проливной дождь. Мне не хотелось выходить, но к концу дня я всё же решил пойти в библиотеку. Подойдя к дороге, я посмотрел по сторонам. Машин, как мне показалось, не было поблизости. Прикрывшись зонтиком, я зашагал по проезжей части – и вдруг пронзительный визг тормозов!!! Автомобиль занесло так, что он стал двигаться в обратном направлении. Испугавшись, я мгновенно оказался на тротуаре. Здесь ко мне обратился мужчина: «Ты понял, почему это произошло?»
Вопрос: почему это произошло, какую ошибку допустил пешеход?
Ответ: Лучше пользоваться пешеходным переходом или идти под знаком «Пешеходный переход». Переходя дорогу, нельзя закрывать обзор зонтом, капюшоном и т.п.
Практическая работа с педагогами
1. Блиц-опрос или разминка
Вопрос: зачем дошкольникам запоминать правила поведения на улице, если они ходят вместе со взрослыми и должны строго выполнять их указания?
Ответ: ребенок должен осознано выполнять правила, ему надо учиться тому, чтобы правильно вести себя на улице без взрослого. Если он случайно окажется на улице один, то он сможет разумно поступить в сложной дорожной ситуации.
Вопрос: как вы считаете, что является самым важным при переходе улицы?
Ответ: иметь хороший обзор проезжей части во все стороны улицы, быть внимательным.
Вопрос: Как следует переходить улицу, если отсутствует перекресток или пешеходный переход?
Ответ: разрешается переходить улицу под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны. Выходить на проезжую часть пешеходам разрешается только после того, как они убедятся, что переход безопасен и они не создадут помех транспортным средствам.
Вопрос: Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы?
Ответ: крепко держать за запястье, чтобы ребенок не вырвал руку.
Вопрос: Как следует переходить улицу при выходе из транспорта?
Ответ: необходимо дождаться, когда транспорт отойдет. Если в поле видимости нет перехода, внимательно осмотреть дорогу и начать переход, только убедившись, что он безопасен.
Вопрос: Какой порядок установлен при движении детей группами?
Ответ: следование детей группами разрешается только по тротуару или левой обочине дороги не более чем в два ряда. Переход улицы в этом случае разрешается только в местах, обозначенных для перехода.
Решение проблемных задач
1. «Вы с ребенком зашли в автобус. Ребенок устал и капризничает, хочет сесть, но свободных мест нет, и никто не собирается вам уступать Ваши действия. Чем вы можете отвлечь ребенка и успокоить его?
2. Ваш ребенок боится переходить улицу. Его пугает плотный поток машин, их гудки. Как вы поступите, чтобы научить ребенка переходить через проезжую часть, чтобы помочь ему преодолеть страх?
3. Перед вами – стихотворение Я. Пишумова.
«Юрка живет на другой стороне.
Он машет рукой через улицу мне.
«Я сейчас!» - кричу я другу
И к нему лечу стрелой.
Вдруг я замер от испуга,
Юрка в страхе крикнул: «Ой!»
И откуда, и откуда появился самосвал?
Просто чудом, просто чудом
Под него я не попал!
У шофера грозный взгляд:
«Ты куда? Вернись назад!
Твой приятель подождет.
Посмотри, где переход!»
Как, используя это стихотворение, вы объясните ребенку правила перехода улицы?
4. Ребенок вышел на пешеходный переход сразу после того, как проехал большой грузовой автомобиль. За грузовиком двигался с большой скоростью легковой автомобиль, которого ребенок не видел из-за грузовика.
Что могло произойти? Как надо поступить ребенку?
5. Мама с мальчиком шли по улице. На противоположной стороне мальчик увидел бабушку и бросился к ней. По улице двигались автомобили.
Как надо было действовать маме?
6.Вы стоите на тротуаре, ваш дом на противоположной стороне улицы, переход в 100 метрах выше или ниже от вашего местоположения. В транспортном потоке виден просвет. Вы хотите быстро перейти улицу не по разметке перехода. Ребенок тянет вас назад, объясняя, что в детском саду их учили переходить проезжую часть только по переходу. Ваши действия.
Делимся на команды, на каждый правильный ответ дается фишка. Чья команда соберет больше фишек, та и победила.
Игра «Составь дорожный знак»
- Для того, чтобы у воспитанников ДОУ формировались знания и понимания дорожной ситуации, необходимо элементарное знание дорожных знаков. Дети любят собирать разрезные картинки, пазлы. Попробуем и мы сейчас собрать знаки из частей (воспитателям предлагаются несколько частей, из которых нужно составить знак дорожный).
Игра «Веселое автопульти» - нужно назвать виды транспорта, на которых
путешествовали сказочные герои.
А) На чем ехал Емеля к царю во дворец (печка)
Б) Любимый вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)
В) Чем смазывал моторчик Карлсон? (вареньем)
Г) Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину. (велосипед)
Д) Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (карету)
Е) На чем летал Алладин? (ковер-самолет)
Ж) На чем катался Кай из сказки снежная королева? (санки)
З) Личный транспорт Бабы Яги (ступа)
Задание № 1 «Умники и умницы»
А) Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)
Б) По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар)
В) По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой)
Г) В каком месте нужно переходить дорогу? (на пешеходных переходах)
Д) С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми)
Е) Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке)
Ж) Почему нельзя играть на дороге? (что бы не сбили машины)
З) Про кого или что говорят - главный командир на дороге? (светофор)
И) Какие помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки)
К) Где ожидают пассажиры автобус? (остановка)
Л) С какой стороны нужно обходить автобус? (сзади)
М) Дом для автомобилей? (гараж)
Н) Место посадки и высадки пассажиров? (остановка)
О) Безбилетный пассажир (кто не платит за проезд)
П) Какой знак говорит, что скоро можно покушать? (знак сервиса - пункт питания)
Задание № 2 Загадки
1. Тихо ехать нас обяжет
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как.
Вам в пути. (дорожный знак)
2. Дом на рельсах тут и тут
Всех уличит он в пять минут
Ты садись и не зевай, отправляется. (трамвай)
3. Что за зебра на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это. (переход)
4. Пьет бензин, как молоко,
может бегать далеко.
Возит грузы и людей, ты знаком конечно с ней.
Обувь носит из резины, называется. (машина)
5. Объяснить надо запросто
будь ты юн или стар
проезжая часть - для транспорта,
для тебя. (тротуар)
6. Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил:
На стоянке у ограды
Отдыхать ей тоже надо (место стоянки) .
7. Шли из сада мы домой
Видим знак на мостовой
Круг, в нутрии велосипед
Ничего другого нет. (велодорожка)
8. Подошли мы к мостовой
Знак висит над головой
человек шагает смело
По полоскам черно-белым. (пешеходный переход)
9. Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (осторожно дети).
10. В треугольнике ребята,
Человек стоит с лопатой,
Что-то роет, строит что-то
Здесь. (дорожные работы)
11. Что за знак дорожный:
красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою
И окажет первую
Помощь медицинскую. (Пункт медпомощи)
Творческое задание «Создай свой знак»
Задание: придумать знак дорожный (можно сказочный или к сказке, к сказочной ситуации) и представить его.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши воспитанники владели навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будьте осторожны на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте доступные игровые и практические ситуации. И учите не только детей, но и родителей.
Благодарим за совместную работу, очень приятно было с вами работать. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНОЕ ДОСУГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ по знакомству с правилами дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста и их родственников “ДОМОВЕНОК И КОМПАНИЯ”
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности детского дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности в...
Сценарий мероприятия для родителей по правилам дорожного движения "По дороге в теремок"
Мероприятие для родителей...
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Азбука дорожного движения"
Конспект занятия, проводимого с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения и практическим применением их в различных ситуациях...
Мероприятие с родителями по правилам дорожного движения "Грамотный пешеход" для детей подготовительной группы детского сада.
Мероприятие с родителями по правилам дорожного движения "Грамотный пешеход". На мероприятии выступает психолог детского сада с сообщением о психологических особенностях детей 6-7 лет, влияющ...
Статья о проведенном мероприятии в группе по правилам дорожного движения
Статья о проведенном мероприятии в группе по правилам дорожного движения...
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада по теме: «Дорожная азбука».
Конспект направлен на продолжение знакомства детей с правилами дорожного движения, обучение практическому применению их в различных ситуациях. Развитие мышления, зрительного восприятия, умения ор...
Цикл конспектов обучающих мероприятий для дошкольников по правилам дорожного движения.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...