Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Что нам осень принесла»
план-конспект занятия (средняя группа)

Татьяна Игоревна Морозкина

Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Задачи.

Образовательные. Закрепить знания об овощах и фруктах, их полезных свойствах; место их произрастания (сад, огород). 

Развивающие. Продолжать учить отгадывать загадки; уметь классифицировать овощи и фрукты по внешнему виду, форме, цвету; развивать речь детей, любознательность.

Воспитательные. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Средства реализации:  Корзинка с листьями. 2 корзины для игры «Собери урожай». Дидактическая игра «Повара», раскраски «Овощи, фрукты».

Методические приемы: организационный момент, загадывание загадки, сюрпризный момент, проблемная ситуация :помочь осени. Беседа о осени.

Дидактическая игра  «Собери урожай». Физкультминутка. «Овощи и фрукты». Дидактическая игра «Повара».

Пальчиковая гимнастика.  «Мы капусту  солим».

Раскрашивание в раскрасках. Итог занятия.

Словарная работа: осень, овощи, фрукты, дожди, ветер, урожай, сад, огород.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Рисование и лепка овощей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №3»

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе

«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

                                                                   

                                                                    Подготовила: воспитатель

                                                                          Морозкина Татьяна Игоревна

г.о. Саранск

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе;

- формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах;

- расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Развивающие:

- развивать память, связную речь, мышление, воображение, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал. Иллюстрации осеннего леса, рисунки  березы, рябины и ели осенью. Игрушки  для кукольного театра: ежик, и медвежонок. Муляжи грибов и ягод.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Игра с муляжами ягод и грибов. Рисование и лепка ягод и грибов. Игры «У медведя во бору грибы, ягоды беру…», «Узнай на вкус».

Ход занятия

Организационный момент:

В.: У меня для вас сюрприз: мы отправимся в путешествие. Только надо отгадать загадку:

Весь красивый, расписной,

Жёлтый и багряный.

В гости нас зовёт с тобой,

Машет яркою листвой. ( лес)

В.: Верно, дети  - это лес. И не простой , а осенний лес. Ведь уже наступила осень. Давайте же отправимся  в осенний лес.

В.: Дети, посмотрите вокруг – как красиво! А вам нравится в лесу? Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей.) Правильно, это береза. Как вы догадались, что это береза? ( ответы детей)

 В.: Верно, только  у березы белый ствол и черные черточки на стволе. А листочки похожи на маленькие сердечки. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки? У березы осенью листья желтого цвета. Посмотрите и скажите, как называется это дерево? (Показывает на рябину.) (ответы детей). Как вы догадались, что это рябина?

В.: Правильно, только у рябины на ветках висят оранжево-красные ягоды, а листики тонкие, длинные, очень красивые. А какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные – желтые, красные и зеленые. А как называется это дерево? (Указывает на елку.) Конечно, это красавица елочка. Вы помните, мы рассматривали елочку зимой и летом. Она всегда в зеленом убранстве. Вот и осенью елочка в зеленом наряде.

В.: Ребята, а давайте сыграем в игру « Дерево какое?» и посмотрим, кто больше назовёт примет дерева.

Речевая игра « Дерево какое?»

Воспитатель бросает мяч ребёнку со словами, например, « Берёза какая?». Ребёнок возвращает мяч обратно и называет одно прилагательное ( например, красивая, золотая и т.д.)

Читает стихотворение О. Высотской:

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

В.: ребята, вы слышите? Кто-то шуршит и фырчит в траве, как вы думаете, кто это? (Ответы детей.) Конечно, это ежик. Появляется ежик (игрушка). 

Ежик. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй, ежик!

В.: Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

Ежик. Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Дети, посмотрите, как много грибов на полянке.

В.: В наш лес за грибами приходят и люди. Ребята, в лес можно ходить только со взрослыми: мамой, папой, дедушкой или бабушкой. В лесу много грибов, но не все грибы людям можно есть. Одни грибы называются съедобными, их можно есть. Другие грибы – несъедобные, их нельзя есть человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.

Ежик. Да, ребятки, , ходить в лес можно только со взрослыми. Посмотрите на этот гриб. Он очень красивый! (Показывает мухомор (муляж)).

Воспитатель читает стихотворение про мухомор:

В шапке красной —

Враг опасный.

Полюбуйся, погляди,

Да сторонкой обойди!

В.: Ребята, это мухомор, он не съедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся. Дети, а вот еще гриб, он называется «белый». Это съедобный гриб. Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы.

Ежик: Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем (грибницей). Если не будет грибов, животным нечем будет питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и другие животные. Дети, а какие ягоды вы знаете? ( дети называют)

В.: А я предлагаю поиграть в игру и  найти  эти ягоды.

Д.И. « Найди ягоды»

Дети ( 2-3 ребёнка)  находят картинки ягод среди картинок грибов, фруктов и овощей. Затем выстраиваются в ряд и называют их.

В.: Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых.

Ежик: Хорошо, спрошу у мамы-ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверное, мама меня уже потеряла, я побегу. До свидания, дети!

   Слышится оханье, появляется медвежонок.

Медвежонок: Кто это на моей полянке шумит?

В. : Это дети пришли в гости, они не шумят, знакомятся с жизнью леса.

Медвежонок: Я тоже хочу с ними познакомиться. А дети знают, как нужно вести себя в лесу?

В.:  Да, наши ребята воспитанные, они знают, как нужно вести себя в лесу.

Медвежонок: Тогда давайте поиграем с вами в мою игру!

П.И.«У медведя во бору грибы, ягоды беру…».

Дети находятся за обозначенной на полу линией – «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.

 Игра повторяется 2–3 раза.

 Медвежонок. Какие дружные ребята!

 В.: Да, медвежонок, дети очень дружные.

В.: Дети, ягоды и грибы не только очень вкусные, но и полезные в них содержится много полезных веществ и витаминов.

Медвежонок: До свиданья, детвора! ( уходит)

В.: И нам с вами пора возвращаться в наш детский сад. ( дети под музыку проходят на свои места.)

Итог занятия:

- где мы сегодня побывали?

- что видели?

- кого встретили?

- какая игра вам понравилась?

В.: Сегодня мы свами побывали в осеннем лесу. Чтобы у вас остались воспоминания об этом путешествие давайте с вами нарисуем берёзку осеннюю и ёлочку, а кто хзочет, может нарисовать зверей, которых мы встретили в осеннем лесу – Ёжика и Медвежонка.

Дети под музыку П.И. Чайковского «Сентябрь» рисуют.

В.: Давайте все вместе устроим выставку « Путешествие в осенний лес».

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №3»

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе

«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

                                                                   

                                                                    Подготовила: воспитатель

                                                                          Морозкина Татьяна Игоревна

г.о. Саранск

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе;

- формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах;

- расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Развивающие:

- развивать память, связную речь, мышление, воображение, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал. Иллюстрации осеннего леса, рисунки  березы, рябины и ели осенью. Игрушки  для кукольного театра: ежик, и медвежонок. Муляжи грибов и ягод.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Игра с муляжами ягод и грибов. Рисование и лепка ягод и грибов. Игры «У медведя во бору грибы, ягоды беру…», «Узнай на вкус».

Ход занятия

Организационный момент:

В.: У меня для вас сюрприз: мы отправимся в путешествие. Только надо отгадать загадку:

Весь красивый, расписной,

Жёлтый и багряный.

В гости нас зовёт с тобой,

Машет яркою листвой. ( лес)

В.: Верно, дети  - это лес. И не простой , а осенний лес. Ведь уже наступила осень. Давайте же отправимся  в осенний лес.

В.: Дети, посмотрите вокруг – как красиво! А вам нравится в лесу? Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей.) Правильно, это береза. Как вы догадались, что это береза? ( ответы детей)

 В.: Верно, только  у березы белый ствол и черные черточки на стволе. А листочки похожи на маленькие сердечки. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки? У березы осенью листья желтого цвета. Посмотрите и скажите, как называется это дерево? (Показывает на рябину.) (ответы детей). Как вы догадались, что это рябина?

В.: Правильно, только у рябины на ветках висят оранжево-красные ягоды, а листики тонкие, длинные, очень красивые. А какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные – желтые, красные и зеленые. А как называется это дерево? (Указывает на елку.) Конечно, это красавица елочка. Вы помните, мы рассматривали елочку зимой и летом. Она всегда в зеленом убранстве. Вот и осенью елочка в зеленом наряде.

В.: Ребята, а давайте сыграем в игру « Дерево какое?» и посмотрим, кто больше назовёт примет дерева.

Речевая игра « Дерево какое?»

Воспитатель бросает мяч ребёнку со словами, например, « Берёза какая?». Ребёнок возвращает мяч обратно и называет одно прилагательное ( например, красивая, золотая и т.д.)

Читает стихотворение О. Высотской:

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

В.: ребята, вы слышите? Кто-то шуршит и фырчит в траве, как вы думаете, кто это? (Ответы детей.) Конечно, это ежик. Появляется ежик (игрушка). 

Ежик. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй, ежик!

В.: Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

Ежик. Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Дети, посмотрите, как много грибов на полянке.

В.: В наш лес за грибами приходят и люди. Ребята, в лес можно ходить только со взрослыми: мамой, папой, дедушкой или бабушкой. В лесу много грибов, но не все грибы людям можно есть. Одни грибы называются съедобными, их можно есть. Другие грибы – несъедобные, их нельзя есть человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.

Ежик. Да, ребятки, , ходить в лес можно только со взрослыми. Посмотрите на этот гриб. Он очень красивый! (Показывает мухомор (муляж)).

Воспитатель читает стихотворение про мухомор:

В шапке красной —

Враг опасный.

Полюбуйся, погляди,

Да сторонкой обойди!

В.: Ребята, это мухомор, он не съедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся. Дети, а вот еще гриб, он называется «белый». Это съедобный гриб. Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы.

Ежик: Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем (грибницей). Если не будет грибов, животным нечем будет питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и другие животные. Дети, а какие ягоды вы знаете? ( дети называют)

В.: А я предлагаю поиграть в игру и  найти  эти ягоды.

Д.И. « Найди ягоды»

Дети ( 2-3 ребёнка)  находят картинки ягод среди картинок грибов, фруктов и овощей. Затем выстраиваются в ряд и называют их.

В.: Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых.

Ежик: Хорошо, спрошу у мамы-ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверное, мама меня уже потеряла, я побегу. До свидания, дети!

   Слышится оханье, появляется медвежонок.

Медвежонок: Кто это на моей полянке шумит?

В. : Это дети пришли в гости, они не шумят, знакомятся с жизнью леса.

Медвежонок: Я тоже хочу с ними познакомиться. А дети знают, как нужно вести себя в лесу?

В.:  Да, наши ребята воспитанные, они знают, как нужно вести себя в лесу.

Медвежонок: Тогда давайте поиграем с вами в мою игру!

П.И.«У медведя во бору грибы, ягоды беру…».

Дети находятся за обозначенной на полу линией – «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.

 Игра повторяется 2–3 раза.

 Медвежонок. Какие дружные ребята!

 В.: Да, медвежонок, дети очень дружные.

В.: Дети, ягоды и грибы не только очень вкусные, но и полезные в них содержится много полезных веществ и витаминов.

Медвежонок: До свиданья, детвора! ( уходит)

В.: И нам с вами пора возвращаться в наш детский сад. ( дети под музыку проходят на свои места.)

Итог занятия:

- где мы сегодня побывали?

- что видели?

- кого встретили?

- какая игра вам понравилась?

В.: Сегодня мы свами побывали в осеннем лесу. Чтобы у вас остались воспоминания об этом путешествие давайте с вами нарисуем берёзку осеннюю и ёлочку, а кто хзочет, может нарисовать зверей, которых мы встретили в осеннем лесу – Ёжика и Медвежонка.

Дети под музыку П.И. Чайковского «Сентябрь» рисуют.

В.: Давайте все вместе устроим выставку « Путешествие в осенний лес».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему "Осень"

Данное занятие предназначенно для обобщения,закрепления знаний у детей старшего дошкольного возвраста по теме "Осень"...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром "Что нам осень принесла."

Цель: расширение представлений об осени, о времени сбора урожая (овощей и фруктов)....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Осень к нам пришла, много красок принесла!"

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Осень, осень к нам пришла, много красок принесла!»Цель: формирование у детей элементарных представлений об осени и ее особенностях.Зад...

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Что нам осень принесла"

Ознакомление с дарами осени,применением и использованием овощей ,пользе для человека....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что нам осень принесла» (подготовительная группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром«Что нам осень принесла»(подготовительная группа)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Что нам осень принесла»

учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке,  повторить названия осенних месяцев....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дары осени: овощи и фрукты»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дары осени: овощи и фрукты»...