Петербурговедение как ступень к формированию представлений о малой родине у дошкольников.
методическая разработка
Актуальность написания этой темы заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца ,с любовью относящегося к городу , в котором он живет,знающего и поддерживающего его исторические культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию - важная задача, стоящая перед педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peterburg_samoobrazovanie.docx | 346.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила
Волкова Ю.В воспитатель
ГБДОУ детский сад № 59
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Индивидуальный план по самообразованию
Индивидуальная тема самообразования:
«Петербурговедение как ступень к формированию представлений о малой родине у дошкольников»
Цель: Сформировать у детей систему знаний о своем родном городе Санкт-Петербурге.
Задачи:
- формировать у детей сведения о жизни жителей города - об особенностях их труда, быта, культуры, традиций;
- познакомить с календарём памятных дат петровского времени.
- знакомить детей с памятниками архитектуры; с музеями города; со знаменитыми людьми, жившими в нашем городе;
- знакомить детей с некоторыми историческими сведениями о жизни санкт-петербуржцев в разные исторические периоды, об их подвигах в годы Великой Отечественной войны, об исторических памятниках города;
- воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни города.
Срок реализации 1 год( 2021 – 2022 учебный год )
Актуальность выбранной темы:
В детском саду дети постепенно в занимательной форме знакомятся с основными сведениями о нашем городе: с его главной улицей - Невским проспектом, главной площадью – Дворцовой, первой крепостью – Петропавловской. Дети много узнают о домах в нашем городе, о реке Неве, о том, что у города тоже есть день рождения.Воспитанники смогут познакомиться с именами великих людей Санкт – Петербурга, их достижениями, с литературными произведениями. Продолжат развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
А также усвоят самые необходимые для себя знания, а именно в каком городе они живут, сведения о своем районе, о блокадном прошлом нашего города-героя. Ребята начнут осознавать, в каком замечательном городе они живут, у них появится желание узнать больше и увидеть все своими глазами.
Сроки
1.Организационно-ознакомительный (диагностический)- подбор и изучение литературы по теме;
- определение целей и задач работы
- планирование работы по самообразованию
Сентябрь, октябрь.
2.Основной (практический)- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования,
На протяжении всего учебного года.
3.Заключительный (обобщающий)- подведение итогов;
- оформление результатов работы по теме самообразования
- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
Литература по теме самообразования:
1.В. Воскобойников Санкт-Петербург – иллюстрированная история для детей СПб.: СМИО 2004.
Знакомить детей с событиями, происходившими в нашем городе во время правления Петра 1.
2.Л.К.Ермолаева «Чудесный город» СПб.: СМИО Пресс 1998.
Оформить картотеку названий, характерных для архитектуры Санкт-Петербурга.
3.Н.Яковлева Книга для семейного чтения «Путешествие через три столетия»СПб.: Литера, 2003.
Использовать в работе с детьми для чтения.
4.«Петербург-Петроград-Ленинград»Российская большая энциклопедия Минск: Большая Российская энциклопедия 1992.
Личный перспективный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год.
«Воспитание любви к родному городу»
Месяц | Тема | Работа педагога с детьми |
Сентябрь | «Санкт – Петербург – город, в котором я живу" - | Беседа с детьми. Познакомить с некоторыми основными сведениями из истории возникновения города; -учить называть свою фамилию, имя, возраст, полные имена своих близких, свой домашний адрес; -познакомить детей с высотными домами, рассмотреть элементы дома; - познакомить |
Октябрь | «Центральная улица города - Невский проспект» | Познакомить с названием главной, центральной улицы города, её первоначальным назначением; -познакомить с основными сооружениями, находящимися на Невском проспекте; -дать понятия «старинный» дом и «современный», выяснить их отличия; -Игра «Санкт-Петербург» -Показ иллюстраций с видами Санкт-Петербурга. |
Ноябрь | «Главная река города «Нева» «Невские мосты | Познакомить с историей возникновения Невы, её характером в разное время года; -обсудить значение реки для жителей города (труженица, кормилица, украшение города), обосновать необходимость сохранения чистоты воды в реке; -познакомить с мостами, дать представление о разводных мостах; - научить ребенка дружить с природой, видеть красоту природы, развить понимание того, что Земля – наш общий дом, а человек часть природы. П/И «Течет река, бежит ручей» |
Декабрь | «Дворцовая площадь» «Знакомство с Александром Невским | Познакомить детей с главной площадью нашего города, с её особенностью; -познакомить с Зимним Дворцом; - рассказать о назначении светофора на проезжей части, познакомить с дорожными знаками; - рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми; - знакомство с Александром Невским. Д/И «Подзорная игра». Рисование «Я на Дворцовой площади» Выставка детских работ. |
Январь | «За покупками в Гостиный двор и Дом книги на Невском проспекте» «Блокадный Ленинград». | Познакомить воспитанников с «главными» магазинами на Невском проспекте; -воспитывать любовь к книги; -закрепить с детьми правила поведения в магазине; -объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потеряешься; -уточнить знания детей о домашнем адресе; -знакомить детей с жизнью людей Блокадного Ленинграда; -рассказать о подвиге людей . об участии города в ВОВ. Ленинграда; Занятие «День снятия блокады Ленинграда» Альбом о блокаде Ленинграда (иллюстрации, стихи, рассказы) |
Февраль | «Наш район» | Сформировать понятие «район», познакомить с названием Невского района; -дать некоторые факты из истории возникновения района; -учить сравнивать и описывать деревенские дома и современные высотки; -познакомить с понятием «общественные», «жилые» дома; -обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе; научить детей предвидеть и по возможности избегать их. П/И »Я кручу педали» Показ иллюстраций современных домов и старинных. Д/И « Найди отличия» |
Март | «Петропавловская крепость» | Познакомить детей с памятниками архитектуры; -учить сравнивать, описывать различного плана сооружения; -рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях, при катании детей на велосипеде (самокате, роликах); научить детей, как можно избежать таких ситуаций. Рисование «Петропавловская крепость». Выставка работ с участием родителей «Мой дом-моя крепость». |
Апрель | «Крейсер Аврора» - | Познакомить детей с Крейсером Аврора; -развивать наблюдательность; -учить составлять описательный рассказ; -рассказать о видах транспорта, научить правилам поведения в общественном транспорте. Аппликация » Крейсер Аврора» Выставка работ с участием родителей «Корабль семьи» |
Май | «День рождения города» - | Вспомнить с детьми историю возникновения города; -рассказать о дне рождения, закрепить дату; -познакомить с мероприятиями, которые проходят в эти дни; -вызвать гордость и радостное настроение за свой город; -обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома; научить правильному поведению в таких ситуациях; Д/И «Праздник» Чтение стихов и загадывание загадок на тему «Санкт-Петербург». Викторина «Конкурс знатоков родного города» . |
Работа с родителями:
Памятка для родителей по безопасному поведению детей на улицах нашего города.
Информация для родителей «Имя города»
Информация для родителей «Мосты Санкт-Петербурга»
Информация для родителей «Символы города»
Создать герб своей семьи
Посещение памятных мест: Невский пятачок, Дорога жизни, реконструкции событий, Принести фотографии родственников, которые прошли блокаду.
Совершать прогулки по ближним улицам запомнить их названия, что на них расположено.
Проложить маршрут от дома до детского сада.
Выставка работ : «Мой дом-моя крепость», «Корабль семьи».
Конкурс поделок «Мой любимый город»
Создание фотоальбома «Прогулки по любимому городу»
Работа с педагогами:
Консультация «Мой любимый город»
Консультация «Блокадный Ленинград»
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Вывод:
Работа с детьми по Петербурговедению будет иметь успех в том случае, если мы добьёмся понимания у родителей, готовых разделить с нами ответственность за воспитание подрастающего поколения к нашему городу .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...
Методическая разработка: "Формирование представлений о малой родине у дошкольников".
Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык перв...
Педсовет "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников"
Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитани...
Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...
Консультация для педагогов "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников""
Малая Родина - у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!...
Формирования представлений о малой родине у дошкольников
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...
"Формирование представлений о малой Родине у дошкольников через проектную деятельность"
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к ...