Конспект НОД по опытно- эксперементальной деятельности
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ставрова Елена Александровна
"Удивительная соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon null.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 « Ласточка»

Конспект НОД

«Удивительная соль»

для детей группы общеразвивающей направленности 5-6 лет

Выполнила: Ставрова Е. А.

                                                                                                       воспитатель

2020г

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Образовательные задачи:

 способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие задачи:

 развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи:

воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью в лаборатории, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Материал и оборудование: посылка с солью, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы,  грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, мультимедийный проектор.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

- Наблюдение «Как мама использует соль

Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  у меня на столе какая- то  шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, пальчиками, какие они  ощупь? (ответы детей). А теперь понюхайте, пахнет? (ответы детей). Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек - что же это может быть?( ответы детей) Дети, вы любите разгадывать загадки?

Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались.

Ну, конечно, это (соль) (слайд 2)

Давайте с вами откроем  мешочки. Что там? (соль)

(Педагог высыпает соль в емкость )

 Вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»( ответы детей)

А хотите, я вам немного расскажу о соли?

Соль - полезное ископаемое, природный элементСоль бывает трех видов - каменная, морская и поваренная. ( Слайд 3)

  Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям.  К соли относились уважительно.

  Поэтому ребята очень много пословиц и поговорок было сложено про соль. А кто- нибудь из вас слышал их от своих родителей или бабушек?  Послушайте пословицы и объясните, мне как вы понимаете их смысл.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба – худа беседа

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

(Молодцы.)

Воспитатель: - Ребята, а где можно использовать соль? (ответы детей)

Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). (слайд 4)

А еще соль полезна и животным. (слайд 5)

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

  Ребята смотрите, сколько нового и интересного мы с вами узнали про соль, но и это еще не все сегодня я приглашаю вас в лабораторию. 

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем

С этим сыпучим веществом»

 Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд 6) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

 И так внимание.

(закрываем проектор)

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами на столах тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.

- Что вы можете сказать о её внешнем виде, с чем можно сравнить соль? (соль похожа на порошок, она белого цвета, без запаха)

- а теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло, которое по-научному называется лупа, что вы видите?

 (соль состоит из белых кристаллов)

 -а сейчас мы с вами возьмем трубочки и подуйте тихонько на соль через трубочку. (соль рассыпается)

Выводсоль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, приглашаю вас к следующему опыту. Давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

 Перед вами пустой стакан - добавьте в стакан ложку соли и налейте

 ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

Молодцы мои юные исследователи лаборанты. Вы отлично провели ряд опытов и исследовали соль. А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру.

  Игра «Соленый-несоленый»

(Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Молодцы.

          Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положим по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. (ответы детей) Да, ребята, соль растворилась в воде.

- в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

- А Соль исчезла или растворилась(Нет, соль растворилась).

-а как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

(Ответы детей – попробовать на вкус)

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

ВыводСоль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Соль – чистящее средство».

Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Рефлексия: Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль?

 Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.

- Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна(соль полезна).

- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

 -Что нового вы узнали о соли?

-Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?  (слайд 19)

-Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?(слайд7)

-Ой, ребята, а в шкатулке, что-то есть еще.

 Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно - эксперементальная деятельность "Поиграем с песком" во второй младшей группе

конспект опытно - эксперементальной деятельности во второй младшей группе "Играем с песком"...

Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности

Конспект занятия по опытно-экспереметтальной деятельности...

Конспект НОД по опытно-эксперементальной деятельности " Волшебная вода"

Конспект НОД по опытно-эксперементальной деятельности младшая группа...

Конспект занятия по опытно — эксперементальной деятельности «Извержение вулкана»

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самос...

Конспект занятия по опытно эксперементальной деятельности Тема:«Пейте дети молоко с элементами эксперимента»

Конспект занятия по опытно эксперементальной деятельностиТема:«Пейте дети молоко с элементами эксперимента»Цель:продолжать развивать у детей познавательную активность, любознательности, ин...