Конспект НОД по опытно- эксперементальной деятельности
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 « Ласточка»
Конспект НОД
«Удивительная соль»
для детей группы общеразвивающей направленности 5-6 лет
Выполнила: Ставрова Е. А.
воспитатель
2020г
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Образовательные задачи:
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Развивающие задачи:
развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитывающие задачи:
воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью в лаборатории, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Материал и оборудование: посылка с солью, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, мультимедийный проектор.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
- Наблюдение «Как мама использует соль?»
Ход занятия:
Приветствие
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе какая- то шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, пальчиками, какие они ощупь? (ответы детей). А теперь понюхайте, пахнет? (ответы детей). Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек - что же это может быть?( ответы детей) Дети, вы любите разгадывать загадки?
Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались.
Ну, конечно, это (соль) (слайд 2)
Давайте с вами откроем мешочки. Что там? (соль)
(Педагог высыпает соль в емкость )
Вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»( ответы детей)
А хотите, я вам немного расскажу о соли?
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает трех видов - каменная, морская и поваренная. ( Слайд 3)
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям. К соли относились уважительно.
Поэтому ребята очень много пословиц и поговорок было сложено про соль. А кто- нибудь из вас слышал их от своих родителей или бабушек? Послушайте пословицы и объясните, мне как вы понимаете их смысл.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба – худа беседа
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
(Молодцы.)
Воспитатель: - Ребята, а где можно использовать соль? (ответы детей)
Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). (слайд 4)
А еще соль полезна и животным. (слайд 5)
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Ребята смотрите, сколько нового и интересного мы с вами узнали про соль, но и это еще не все сегодня я приглашаю вас в лабораторию.
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными.
В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем
С этим сыпучим веществом»
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд 6) При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
И так внимание.
(закрываем проектор)
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами на столах тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
- Что вы можете сказать о её внешнем виде, с чем можно сравнить соль? (соль похожа на порошок, она белого цвета, без запаха)
- а теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло, которое по-научному называется лупа, что вы видите?
(соль состоит из белых кристаллов)
-а сейчас мы с вами возьмем трубочки и подуйте тихонько на соль через трубочку. (соль рассыпается)
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, приглашаю вас к следующему опыту. Давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Перед вами пустой стакан - добавьте в стакан ложку соли и налейте
ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
Молодцы мои юные исследователи лаборанты. Вы отлично провели ряд опытов и исследовали соль. А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру.
Игра «Соленый-несоленый»
(Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Молодцы.
Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положим по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. (ответы детей) Да, ребята, соль растворилась в воде.
- в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
- А Соль исчезла или растворилась? (Нет, соль растворилась).
-а как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
(Ответы детей – попробовать на вкус)
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Соль – чистящее средство».
Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Рефлексия: Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль?
Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.
- Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна).
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
-Что нового вы узнали о соли?
-Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? (слайд 19)
-Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?(слайд7)
-Ой, ребята, а в шкатулке, что-то есть еще.
Открывает, а там угощение за хорошую работу.
Вы были хорошими учеными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по опытно - эксперементальная деятельность "Поиграем с песком" во второй младшей группе
конспект опытно - эксперементальной деятельности во второй младшей группе "Играем с песком"...
Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности
Конспект занятия по опытно-экспереметтальной деятельности...
Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности «Волшебная соль»
Конспект занятий...
Конспект НОД по опытно-эксперементальной деятельности " Волшебная вода"
Конспект НОД по опытно-эксперементальной деятельности младшая группа...
Конспект занятия по опытно — эксперементальной деятельности «Извержение вулкана»
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самос...
Конспект занятия по опытно эксперементальной деятельности Тема:«Пейте дети молоко с элементами эксперимента»
Конспект занятия по опытно эксперементальной деятельностиТема:«Пейте дети молоко с элементами эксперимента»Цель:продолжать развивать у детей познавательную активность, любознательности, ин...
Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе «Такой удивительный воздух...»
Занимательные опыты с детьми...