Мастер-класс "Лэпбук как необходимый элемент развития речи детей".
консультация

Тарабанова Ольга Николаевна

Материал содержит пошаговую инструкцию по изготовлению лэпбука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: Лэпбук как необходимый элемент

 развития  речи детей

Ход мастер-класса:

Уважаемые жюри, коллеги, гости!

Каждый из нас  находится в постоянном поиске, форм, методов и приёмов работы, которые с одной стороны были бы интересны дошкольникам, соответствовали бы их возрасту, а с другой стороны наиболее эффективно решали  педагогические задачи. Вашему вниманию хочу представить мастер-класс по изготовлению развивающего пособия под названием «Лэпбук».

Слайд 2

ЛЭПБУК (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» или «книга на коленях» (lap - колени, book - книга).

Слайд 3

        Это самодельная бумажная книга с кармашками, дверками, окошками, конвертами, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.  

Технология не нова, но она не достаточно широко распространена в дошкольных организациях и заслуживает особенного, пристального внимания, как технология дошкольного образования, потому что позволяет уникально, эффективно решать задачи обучения детей систематизации и структурированию информации в ходе изучения какой либо темы.

Слайд 4

В рамках мастер-класса  я хотела бы поделиться опытом и продемонстрировать технологию создания  «Лепбука» по развитию речи « Учусь, играя» в соответствии со своей темой самообразования «Игра как средство развития речи детей». Для проведения моего мастер-класса мне понадобится четыре человека, прошу занять свои места.

Начать нашу работу я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне – и я запомню; дай мне сделать самому – и я научусь!»

Слайд 5

 Зачем нужен лепбук? ЛЭПБУК - это не просто поделка. Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей.  Может быть  формой представления итогов проекта или тематической недели. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если  ребенок визуал). Лэпбук подходит для групповых и индивидуальных  занятий.

         ЛЭПБУК - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку. Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и с  семьей, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

Слайд 6

Выбор темы:

                Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Для детей младшего возраста – общая тема (Например: «Зима»)

Для детей старшего возраста тема должна быть поуже (Например: «Снег»)

Слайд 7

Что нужно, чтобы изготовить ЛЭПбук

Нам понадобятся такие материалы:

  • Папка-основа. которую можно  сделать своими руками из обычных коробок.
  • Обычная бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.

Слайд 8

Составление плана:

        После того, как вы выбрали тему, вам необходимо составить план. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя.

 Например, мой план к теме «Учусь играя» может охватывать следующие информационные блоки:

  • Загадки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, считалки
  • Дидактические игры
  • Артикуляционную и пальчиковую гимнастику
  • Сюжетные картинки
  • Составление описательного рассказа
  • Развивающие задания по теме.

Слайд 9

Макет:

        Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать (начертить) на листе, сложенном в виде ЛЭПБУКА либо на уже приготовленной папке. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

        Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий.  И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Слайд 10

 Что нужно, чтобы оформить  ЛЭПбук

  • Ножницы.
  • Клей-карандаш для бумаги.
  • Скотч обыкновенный и двухсторонний.
  • Декоративные элементы по необходимости (ленточки, пуговицы, наклейки, тематические картинки и многое другое).

Чтобы сократить  время нашей работы я приготовила  основу для создания лэпбука, подобрала дидактический материал по теме, приготовила шаблоны различных кармашков. Вам необходимо вырезать подготовленные мной задания  для методического пособия,  склеить кармашки, наполнить их информацией и представить нам оформленный вами лэпбук  уже в готовом виде.        

Слайд 11-16 (пока оформляют лэпбук «Учусь играя»)

Слайд17

Заключение

Лэпбук отвечает  требованиям ФГОС ДО :

  • информативный;
  • доступный;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность;
  • полифункциональный;
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития;
  • вариативный;

Слайд 18

Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Не нужно требовать от детей выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка -это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.

Слайд 19 Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

Вдохновляйтесь и творите сами!

Слайд 20

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»

Задачи:1.     помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2.     создать доверительную атмосферу в группе родителей;3.     оказ...

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития речи детей".

Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обуч...

"Мастер-класс "Массажер Су-Джок, как средство развития речи детей"

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников....