Отчет по проекту опытно- экспериментальной деятельности "Волшебная лаборатория"
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Глумова Анастасия Юрьевна

Тип проекта: интегрированный. Включает в себя творческую, познавательно-исследовательскую, игровую, социально-коммуникативную, продуктивную деятельности.

Участники проекта: родители 1 младшей группы «Капелька», дети, воспитатель.

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Длительность проекта: долгосрочный проект по опытно- экспериментальной деятельности

 

Срок реализации проекта: (ноябрь 2019 г.  – май 2022 г.)

Актуальность проекта

 Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Создать условия для успешного развития познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе.
  2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
  3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
  4. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.
  5. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_volshebnaya_lab-riya.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

(МАДОУ Детский сад «Теремок»)

 

Отчёт о начале реализации проекта: «Волшебная лаборатория»

                                                                                        Подготовила:

Огнивенко Анастасия Юрьевна

Воспитатель

разновозрастная группа

г. Лабытнанги, 2019г.

Тип проекта: интегрированный. Включает в себя творческую, познавательно-исследовательскую, игровую, социально-коммуникативную, продуктивную деятельности.

Участники проекта: родители 1 младшей группы «Капелька», дети, воспитатель.

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Длительность проекта: долгосрочный проект по опытно- экспериментальной деятельности 

Срок реализации проекта: (ноябрь 2019 г.  – май 2022 г.)

Актуальность проекта

 Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Создать условия для успешного развития познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе.
  2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
  3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
  4. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.
  5. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира.

Разработка проекта:

  • Донести до участников проекта данную проблему.
  • Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстрации и музыкальный репертуар по теме.
  • Подобрать материалы, игрушки и атрибуты для игровой, продуктивной и трудовой деятельности.
  • Составить перспективный план мероприятий.

Методы:

  • Наглядный, словесный, практический.

Приёмы:

  • - чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов, литературных произведений.
  • - наблюдение;
  • - рассматривание книжных иллюстраций, муляжей, наглядного материала;
  • - проведение дидактических игр;  
  • - заучивание стихотворений детьми, загадывание загадок;
  • - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
  • - организация продуктивной деятельности;
  • - организация познавательно-исследовательской деятельности;
  • - приготовление родителями и детьми различных витаминных салатов, поделок из овощей и фруктов;
  • - изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (срок реализации: сентябрь – декабрь);

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

II этап – основной (срок реализации: январь - март);

  • подбор оборудования для проведения опытов;
  • организация предметно-развивающей среды;
  • оформление картотеки опытов;

Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования

с  природным материалом и оборудованием. 

III этап – заключительный (срок реализации: апрель-май);

  • Проведение опытов.

Реализация проекта:

На Первом подготовительном этапе я наметила план работы по теме. Провела с родителями анкетирование, беседы, с целью вовлечь родителей в помощь по созданию уголка по экспериментированию.

Далее из пособий и оборудований, принесенных родителями (некоторые природные материалы; емкости; бросовый материал; опилки; песок; альбом, «Гербарий», «Пуговицы»),  изготовленными воспитателями, упираясь на оформленную картотеку опытов, Я сделала уголок экспериментирования.

Все опыты основывались на решение проблем,  с участием игровых персонажей Маши и Медведя. Маша создает проблему, а Миша помогает ей решить ее, с помощью экспериментов.

      На занятии дети были познакомлены со свойствами песка (сухой песок светлый и сыпется, а мокрый - темный и лепится).

Научились сравнивать свойства сухого и мокрого песка (сухой песок сыпется, легкий, на нем рисуется хуже, а мокрый песок - не сыпется, тяжелый, на нем рисуется лучше).

Познакомились со свойствами воды. Провела занятие: « Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды ( жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар-это вода).

На занятиях с водой я старалась воспитывать у детей бережное отношение к воде.

«Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.

С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

 В результате НОД и опытов-экспериментов:

ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

познакомились с явлениями природы;

получили знания о воде, о ее состояниях;

познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

В течение года нам удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах.

Подводя итоги по опытно - экспериментальной деятельности, можно отметить. Что поставленная цель и задачи реализованы успешно. Дети овладели умением экспериментировать совместно с взрослыми.

У детей прослеживается рост интереса к компонентам живой и неживой природы, расширяется кругозор, развивается наблюдательность, речь.

Поэтому из выше сказанного следует, что необходимо поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Опытно-экспериментальная деятельность "Лаборатория веселых почемучек"

В данном материале представлена теория по проекту опытно-экспериментальная деятельность. В теории прописаны этапы работы, цель и задачи проекта. А также разработаны методы и приемы работы, перчислены ...

Презентация по проекту Опытно-экспериментальная деятельность "Лаборатория веселых почемучек"

В презентации отображены этапы работы над проектом. Указаны цели, задачи и методы используемые в работе над партнерским проектом, который проводится на базе старшей и разновозрастной коррекционной гру...

Опытно экспериментальная деятельность "Лаборатория веселых почемучек".

На протяжении всего дошкольного детства познавательная деятельность наряду с игровой деятельностью имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Опытно - экспериментальная деятельность  в ...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучкина» в подготовительной группе.

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучкина» в подготовительной группе.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращ...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучкина»

Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая ...