Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Карлсона»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №54» города Бийска
Конспект
по опытно-экспериментальной деятельности
«Лаборатория Карлсона»
Образовательная область «Познавательное развитие»
(Старшая группа)
Сюнякова Светлана Александровна,
воспитатель
г. Бийск, 2016
Тема: Лаборатория Карлсона.
Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.
Образовательные:
• дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха);
Развивающие:
• развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;
•способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
• обогатить словарь детей новыми словами.
Воспитательные:
• воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
• воспитывать любознательность, взаимопомощь;
• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
• экран и проектор для презентации;
• мыльные пузыри;
• магнитная доска;
• музыкальное сопровождение;
• полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
• стаканчики с водой (по количеству детей);
• коктейльные трубочки (по количеству детей);
• кораблики с бумажными парусами;
• стол для игры-опыта «морской бой»;
1. Организационный момент, начало занятия, включающие: - описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей; - игры и упражнения для организации внимания детей; - ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми; - описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог). | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Здравствуйте Воздух Да Дети крутятся | Карлсон: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я – Карлсон. Помогите мне отгадать загадку. Загадка «Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас!» Что это? У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может, и нет никакого воздуха? Предлагаю не доверять слухам, а проверить с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже живу на крыше, а воздуха не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, давайте отправится в мою лабораторию, и как настоящие ученые, проведем опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Карлсон: Покрутитесь, повертитесь, в умников и умниц превратись Молодцы, вы прошли подготовку и готовы отправиться в лабораторию. | (Звучит песня из мультипликационного фильма «Малыш и Карлсон».) Вбегает воспитатель, переодетый в Карлсона Воспитатель загадывает детям загадку |
2. Основная часть занятия. Данный этап предполагает: - постановку конкретных образовательных задач перед детьми; - описание форм и методов представления нового образовательного содержания; - описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог; - описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу; - описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности; - описание основных форм организации практической деятельности; - описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания; - описание способов снижения утомления, напряжения детей. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Нет.Бумага в стакане остается сухой Невидимый Ничемон без запаха Дети: Он пуст. Дети: В нём нет воздуха Дети: Соломинки. Дети дуют Дети: пузырьки. Дети: Пузырьки поднимаются наверх. Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух Дети двигаются в соответствии с текстом физкультминутки Дети: Можно на них подуть | Ребята, проходите и занимайте столики. Карлсон: Воздух. А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и поместите его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Карлсон: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство. Вывод 1: Воздух существует! (воспитатель помещает на магнитную доску схему) Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух? Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать. Воспитатель: А какого он цвета? Воспитатель: Подышите носиком. Чем пахнет воздух? Может лимоном? А может Чесноком? А может конфеткой? Может духами? А может цветами? Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха (воспитатель помещает на доску схему) Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это? Воспитатель: Да, это соломинки Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это? Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики . Воспитатель: Ой, что это? Воспитатель: а что они делают? Воспитатель: почему Вывод 3: вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас, в стакане он поднимается на верх так ,как, воздух легче воды (воспитатель помещает на доску схему) Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха. Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать. Вывод 5: Человек не может жить без воздуха. Воздух нужен, и растениям, и рыбам, и насекомым, и птицам, и животным (воспитатель помещает на доску схему) Физкультминутка Это - деревья в лесу Ветер качает листву Это к нам птицы летят Крылья сложили назад Воспитатель: В моей лаборатории есть кораблики как с ними можно поиграть? А хотите, я научу играть вас в морской бой? Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы. Вывод 6: ветер – это движение воздуха. (воспитатель помещает на доску схему) Воспитатель: А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием. Вывод 7: Воздух очень лёгкий (воспитатель помещает на доску схему) А теперь полетели все ко мне на крышу | Опыт№1 Опыт№2 Опыт№3 Опыт№4 ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Поиграем с носиком») Опыт№5 Опыт№6 Дети встают парами по обе стороны стола напротив друг друга и начинают дуть на кораблики Опыт№7 Дети вместе с воспитателем Перемещаются на ковер для подведения итогов |
3. Заключительная часть занятия. Данный этап включает: - описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог; - описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания; - описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть детей не освоили новый материал; - косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Это ветер | Воспитатель: Спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Итог занятия: Вывод 1: Воздух существует! Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха. Вывод 3: Воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вывод 4: Человек не может жить без воздуха. Вывод 5: Воздух- легче воды Вывод 6: Ветер – это движение воздуха, которое мы можем услышать Вывод 7: Воздух очень лёгкий. А как вы думаете можно ли услышать воздух? Давайте закроем глазки и послушаем ….. Слышите? Что это? А еще воздух можно услышать с помощью такой волшебной свистульки ребята Вы мне все сегодня очень помогли , и я вам дарю свистульку. | Дети просматривают слайды и подводят итоги . |
Приложение
Воздух существует
Воздух бесцветный прозрачный, без запаха
Воздух живет внутри нас и вокруг нас
Человек не может жить без воздуха
Воздух легче воды
Воздух это движение воздуха
Воздух очень легкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение Карлсона» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Интеграция образовательных областей:-Коммуникация;- Познание;-Социализация;-Здоровье.Задачи:дифференцировать звуки [р-л] в слогах, словах, фразах;упражнять в определении позиции звуков [р-л]...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория Горелкина»
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория Горелкина»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория юных химиков» (экспериментирование) для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование коммуникативных навыков посредством совместной работы в экспериментировании.Задачи:Образовательные:Формировать представление о профессии «Химик»;Познакомить детей со сво...
Конспект организованной образовательной деятельности "Помогаем Карлсону" - познавательное развитие в подготовительной к школе группе.
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе логопедической группе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА» (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА»(старшая группа)...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Лаборатория по выращиванию рассады цветов"
Расширение представлений о жизни растений в процессе познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Лаборатория Добро-кота: опыты с термометром"
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Лаборатория Добро-кота: опыты с термометром»....