Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе
статья
В статье раскрывается понятие "интерес" с различных ракурсов, а также рассматриваются виды интересов, их признаки и классификация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_interes.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе |
Познавательный интерес — сложное отношение личности к предметам и явлениям окружающего мира. Это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление личности в познании окружающего мира. Он обоснован внутренними и внешними причинами, качествами и особенностями того, что воспринимается. Интересы различаются по устойчивости, широте, влиянию на разную деятельность. В этом взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и волевые человеческие проявления. Обратимся к раскрытию основных понятий исследования. В научной литературе понятие «интерес» толкуется по-разному: интерес является выборочной направленностью личности на ту или иную деятельность; проявлением эмоциональной и мыслительной активности; отношением человека к миру. Таким образом, интерес характеризуется многогранностью своего содержания, форм проявления и роли для становления и жизнедеятельности личности. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает приязнь, предрасположенность к какой-то деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью (интерес к театру может стать потребностью: посещение спектаклей, желание заняться сценической деятельностью). В конечном итоге интересы формируются другими людьми, коллективом, обществом, общественной психологией. Следовательно, интересы людей имеют общественно-историческое происхождение (от уровня развития производства, духовной культуры общества, развития социальных отношений). Интересы различают по содержанию и направленности. Виды интересов: 1. Материальный – проявляется в стремлении к удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.п. 2. Духовный – характеризует высокий уровень развития личности. Это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, литературе, музыке, живописи, театру. 3. Специальный общественный – интерес к общественной работе, к организационной деятельности. 4. Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, труда, творчества. 5. Опосредованный интерес – интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определённому служебному и общественному положению. По уровню деятельности различают: а) пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта: любит слушать оперу, наслаждаться картинами, но не проявляет активности, чтобы глубже познать объект, заняться творчеством в интересующей области. б) активный интерес – действительный интерес, человек действует, овладевая объектом интереса. Активный интерес – один из побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера. Значительная часть научных разработок по обозначенной проблеме посвящена изучению вопроса формирования познавательных интересов как основы для получения знаний. Полагаем, что понятие «познавательный интерес», следует употреблять в значении интереса к овладению любой новой информации, в том числе к учебе. Потеря же познавательного интереса приводит, как известно, не только к внутреннему опустошению, но и к психическим нарушениям личности в целом, поэтому создание определенных условий для активизации и развития познавательных интересов личности воплощает, прежде всего, гуманистическую идею. Выдающийся педагог-классик К.Д.Ушинский в своих трудах рассматривал интерес как средство успешного обучения. В свою очередь С. Шацкий отмечал, что для ребенка важно с интересом приобретать знания. Это мнение разделяем и мы, отмечая, что принципиально важным является присутствие познавательных интересов как признака готовности ребенка к школьному обучению. По мнению Н. Бибик, задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у детей познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности, которой необходимо поддерживать в режиме доминирования над второстепенными мотивами (долг, достижения, престиж и т.д.), так как он имеет ряд преимуществ перед ними, который проявляется в ситуациях, когда ребенок стремится совершенствовать свою познавательную деятельность. Согласно концепции исследовательницы, познавательный интерес шести – семилетних детей характеризуется следующими признаками: широта, глубина, действенность и устойчивость. Под широтой познавательного интереса, по мнению ученой, следует понимать «предметную направленность детской любознательности, наличие представлений о предметах, явлениях окружающей действительности их предметное направление, выбор учебных предметов, отдельных видов деятельности. Глубина проявляется характером познавательного отношения к окружающему миру. Действенность и устойчивость характеризует активность детей в проявлении любознательности, предпочтение познавательной деятельности от других видов. Познавательный интерес — сложное отношение личности к предметам и явлениям окружающего мира. Это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление личности в познании окружающего мира. Он обоснован внутренними и внешними причинами, качествами и особенностями того, что воспринимается. Интерес личности как отношение и как мотив оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения, но и на другие стороны сознания человека, прежде всего, нравственные. Это воздействие проявляется в воспитании морально-волевых черт, в развитии целостности каждой личности. Основное свойство интереса — способность воздействовать на интегративно-психологические качества личности: мировоззрение, убеждение, выбор цели и средств любой деятельности. Через это свойство определяется ценность познавательного интереса, его способность влиять на социально-личностное развитие. Важнейшим показателем наличия и уровня познавательного интереса является нравственно мотивируемая им деятельность. З.В. Денисова обозначает две группы причин возникновения такого познавательного интереса: внешние и внутренние. Внешние события по отношению к личности – это все новое, неожиданное, неизведанное, проблематичное, что ставит задачу и требует работу мысли: «заражение» чужими интересами близких и знакомых, «навязывание» интереса другими людьми. Выделяются следующие уровни в развитии познавательного интереса:
Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям и носит избирательный характер. Его содержание связано с тем, в чем личность испытывает нужду, потребность, что для самой личности всегда имеет особое значение, и «особый жизненный смысл». Известен широкий круг исследований, в которых ученые пытались определить структурные компоненты познавательного интереса, выделяя различные его составляющие. За основу принимались эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Г.И. Щукина выделила три формы познавательного интереса:
Классификация А.К. Марковой включает в себя не только уровни развития познавательного интереса детей, например по таким показателям как активность и самостоятельность, степень обращенности к изучаемому объекту, связь с эмоциональной стороной, но и детализирует эти уровни развития познавательного интереса по его направленности на отдельные компоненты учебной деятельности. А также выделяет качественные и динамические характеристики интереса. Несмотря на то, что ее классификация выстраивалась на материале работы с учащимися школы, некоторые показатели имеют для нас определенное значение применительно к дошкольному возрасту. В исследованиях (Н.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постниковой и других) были определены этапы развития устойчивого интереса у дошкольников к познавательной деятельности (на основе развития у детей знаний о предметах и явлениях окружающего мира). Авторы выявили, что эти этапы заключаются в следующем: возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии детьми яркого в предметах и явлениях. Затем расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания детей к наибольшему количеству внешних признаков, единичных фактов. Далее углубление познавательных интересов в результате стремления детей к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению вглубь их содержания и установлению причинных связей. И, наконец, устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности. Список литературы
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие застенчивости в психолого-педагогической литературе.
Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика.Проблему ...
Сущность понятия «Музыкального воспитания» в научной литературе
Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней культуры, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус. Поэтому одной из...
Понятие познавательной деятельности детей в психолого-педагогической литературе
Проблеме познавательного интереса дошкольников и учащихся, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований....
Презентация "Определение сущности художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе"
Система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном....
Статья на тему: Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях
Статья на тему:Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24014...
Сущность и содержание понятия «музыкальное восприятие» в психолого-педагогической литературе.
Понятие «музыкальное восприятие» в научной литературе имеет различное толкование, т.к. является аспектом изучения разных наук. Прежде чем, остановится на детальном рассмотрении данного фен...
Статья Психолого-педагогические подходы к понятию познавательного интереса и условия его развития у старших дошкольников
Психолого-педагогические подходы к понятию познавательного интереса и условия его развития у старших дошкольников...