Понятие познавательной деятельности детей в психолого-педагогической литературе
статья (младшая группа)
Проблеме познавательного интереса дошкольников и учащихся, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatiya_v_literature.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Понятие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Проблеме познавательного интереса дошкольников и учащихся, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Так, ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности (Л.И.Божович, П.И.Груздев, М.А.Данилов, Н.Ф.Добрынин, Г.И.Осипов и др.); как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (А.Г.Архипов, М.Б.Беляев, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.); в связи с избирательной направленностью личности (В.Б.Бондаревский, Н.В.Елфимова, Н.К.Постникова, В.П.Трусов, Г.И.Щукина и др.); в качестве выражения потребности индивида (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Г.К.Гумницкий, А.Н.Леонтьев, Б.А.Теплов, Ю.В.Шаров и др.); в контексте развития мотивационной сферы личности (А.Ф.Плеухова, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, Л.М.Фридман и др.).
Во многих работах развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью и т.д., то есть интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л.И.Божович, Н.Ц.Купарадзе, В.Г.Леонтьев, А.А.Люблинская, М.И.Махмутов, Н.Г.Морозова, А.В.Петровский, Н.К.Постникова, К.М.Рамонова и др.).
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий
- отбирать способы решения поставленной задачи
- добиваться результата и анализировать его.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.
Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя: цель, мотив, способы условия, результат. Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов такова:
- цель - получить знание, добыть информацию
- мотив – определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла)
- способы – познавательные умения, способы действий
- условия – предметно – развивающая среда, способствующая достижению цели
- результат – новое знание (комплекс знаний).
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте детерминирован (обусловлен) потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Средства познавательной деятельности: способности, способы действия, умения, характерные для той деятельности, «внутри» которой находится познавательная деятельность: игровой, художественной, математической и т.д.
Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста - организация познавательной деятельности.
Некоторые учёные определяют процесс познавательной активности детей как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие «развитие» общепринято в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в них определённых новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперёд. Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Как показывают исследования (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, А.А. Люблинская), возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т.е. то новое, что дополняет его знания о предмете.
С одной стороны, интерес как желание знать что-то, знать глубже, полнее, точнее возникает, когда ребенок уже что-то знает, например, о животных, о транспорте, о сезонных явлениях. Если детям ничего не известно о вулканах или египетских иероглифах, то интерес к таким неведомым явлениям сам по себе не может возникнуть.
С другой стороны, если воспитатель, рассказывая о чем-то, ничего нового детям не раскрывает, им становится неинтересно его слушать. Они ничего нового не узнают и быстро отвлекаются.
Е.А. Панько подчеркивает, что положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Формирование познавательной активности и познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью....
Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе
Дети дошкольного возраста очень рано начинают усваивать систему отношений в той среде, в которой они живут. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, ребёнок перени...
Сущность и содержание понятия «музыкальное восприятие» в психолого-педагогической литературе.
Понятие «музыкальное восприятие» в научной литературе имеет различное толкование, т.к. является аспектом изучения разных наук. Прежде чем, остановится на детальном рассмотрении данного фен...
Характеристика понятия "самостоятельность" дошкольника в психолого-педагогической литературе.
Исследователь И.Д. Зверев считает: «Самостоятельность дошкольника – это способность иметь собственное суждение, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, выполнять те или иные ее виды...
Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе
Ключевым моментом развития эмоциональной сферы ребёнка являются освоение им социальных форм выражения эмоций. Также посредством речевого развития эмоции ребёнка становятся осознанными....
Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе
Консультация для педагогов и родителей об особенностях развития детей раннего возраста...
Понятие «Речевое развитие» в психолого-педагогической литературе.
Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и деть...