Проект "Бал цветов"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Лянинский детский сад «Зоренька»
«Бал цветов»
педагогический проект
по экологическому воспитанию дошкольников
Воспитатели:
Бунькова Г.П.
Данилко И.С.
2017г
введение
- Введение ------------------------------------------------ стр. 2-3
- Актуальность выбранной темы.
- Проблема.
- Цель проекта.
- Задачи.
- Предполагаемый результат проекта.
- Этапы проекта ------------------------------------------- стр. 3-6
- Подготовительный. -------------------------------- стр. 3-4
- Основной. ------------------------------------------- стр. 4-6
- Заключительный. -------------------------------- стр. 6
3. Литература. ------------------------------------------------ стр. 7
Экологический проект «Бал цветов»
Насколько бедны, оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Проекты, на мой взгляд, - одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно-образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.
Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Бал цветов».
Проблема: у детей недостаточно знаний о цветах.
Участники проекта – дети, педагоги и родители.
На начало работы по проекту была проведена диагностика экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что высокий уровень знаний имеют 20% детей, средний – 45% и низкий – 35%. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за комнатными растениями.
Срок реализации проекта: долгосрочный
Актуальность проекта
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.
Цель проекта:
Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.
Для реализации цели были выделены следующие задачи:
- Углублять знания детей о цветах и их разнообразии;
- Упражняться в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые цветы;
- Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах;
- Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами;
- Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира;
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Предполагаемый результат работы:
Дети -
- понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе;
- осваивают нормы поведения в природном окружении и соблюдают их в практической деятельности и в быту;
- проявляют активное отношение к объектам природы.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- разработано содержание образовательной деятельности разных видов;
- проведены целевые прогулки по территории детского сада;
- подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;
- проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность.
2. Основной этап.
Считаю, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое влияние на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, я постаралась создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделила на небольшие мини-центры (см. приложение №1 фото 1,2):
- уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений (см. приложение №2 фото 3,4).
- центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей (см. приложение №3 фото 5,6)
- центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания (см. приложение №4 фото 7,8);
- книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки (см. приложение №5 фото 9);
- игровой центр, удовлетворяющий основную потребность
ребенка в игре(см. приложение №5 фото 10);.
На втором (деятельном) этапе родители принимали участие в фотовыставке «Дети цветы жизни» (см. приложение № 6) . Проявляя выдумку и фантазию, они представили свои работы, которые отличались красочностью и оригинальностью. Представляя своего ребенка в виде цветка, родители рассказали о его характере, привычках. Вместе со своими детьми сочинили сказки, стихи, рассказы о цветах. Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом.
Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические и сюжетно-ролевые игры. В утренние и вечерние часы проводила с детьми игры «Собери букет», «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», , «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Что изменилось?», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», Магазин «Семена», «Найди о чем расскажу».(см. приложение №7,8,15,16 фото 11,12,13).
Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строение цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов. (см. приложение №8 фото 14)
Наблюдения дополняла просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.
В осеннее - зимний период дети имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок вносились привлекательные комнатные растения, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдения знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр.), строением и другими характерными особенностями. (см. приложение № 9,10 фото 15,16,17,18,19)
Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. (см. приложение №11,12 фото 20, 21, 22, 23) Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.
Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, я старалась побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи:
- Как доказать, что растениям нужен свет?
- Нужно ли растениям тепло?
- Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. д.
Решение задач осуществляла в двух вариантах:
а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;
б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили.
Непосредственная образовательная деятельность «Золотой луг», «В гости к первоцветам», беседы «Красота спасет мир», «Легенды о цветах». (см. приложение №13 фото 24,25) Оформлены альбомы «Цветы для сада», «Первоцветы», «Комнатные растения»
Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, я стремилась к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.
Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, изготовление цветов своими руками в совместном сочинительстве «Сказки о цветах», В группе были проведены конкурс рисунков «Мой любимый цветок», выставка букетов «Вальс цветов», «Бумажная оранжерея». (см. приложение №14 фото 26).
3. Заключительный этап
На этом этапе был проведен праздник «Бал цветов», где дети совместно с родителями выбирали и изготавливали костюмы любимого цветка из бросового и подручного материала, потом представляли его на празднике в интересной форме. На протяжении всего бала дети, участвовали в конкурсах, играх, импровизациях, показали хорошие знания о садовых и комнатных растениях, выражали свое отношение к цветам. (см. приложение №14,17,18 фото 27).
Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников вырос на 45% и составил 65%, средний снизился на 20% и составил 25%, низкий снизился до 10%.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!
Литература
Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
Шорыгина Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.
Цветник в саду.- М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, Изд-во Лик пресс, 2001.-128с.
Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика - Синтез» 2002.
Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/19/picture-10317.jpg)
Использование модели гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета
В статье рассматриваются возможности использование модели гармонизатора цвета в освоении детьми старшего дошкольного возраста выразительной функции цвета. Интересной и н...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-76081-1509265603.jpg)
Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"
В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-386241-1390140293.jpg)
Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"
Иллюстрация садовых цветов и их описание.Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"В...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-386241-1390140293.jpg)
Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".
Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "...
Дидактическая игра "Подбери чашки к блюдцам".Задачи:учить подбирать чашки и блюдца по размеру,цвету,использовать название цветов в речи.Развивать цветовое восприятие.Материал:чашки и блюдца разных цветов и размеров.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5827963","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Презентации: "Жёлтый цвет"; "Зелёный цвет"; "Красный цвет"
Знакомство детей с жёлтым, зелёным, красным цветами.Что бывает жёлтого, зелёного, красного цвета....